9 мин.

10 показалок этого сезона, за просмотром которых вы не уснёте

Я понял, чего не хватает на международных концертах! Им не хватает номеров российских спортсменов!

А. Гришин

Последний мой пост в рамках Международной Школы Спортивной Журналистики. По окончании Чемпионата России я намеревалась выполнить задание, в котором нужно было высказаться на злободневную тему. Но, почитав ветки, я поняла, что добавлять свои пятьсот копеек в общую копилку претензий, обид, сплетен и фанатского негодования мне не хочется, тем более что с приближением Нового Года пламя страстей начало затухать. Поэтому я отдала предпочтение формату рейтинга, посредством которого можно подвести итоги уходящего года и вспомнить самые удачные показательные номера этого сезона. Пусть их просмотр поднимет вам настроение, если оно у вас недостаточно новогоднее!

Как известно, фигурное катание – это спорт, граничащий с искусством. Однако далеко не всем удаётся поставить программы, производящие цельное художественное впечатление. Оно и понятно: сложно соединить полёт творческой мысли со строгими правилами, а тем более с чистым исполнением элементов. Однако помимо выступлений на соревнованиях существуют выступления показательные. Они доступны не всем, а лишь тем, кто занял призовое место или кого пригласили организаторы завершившегося состязания. Показательные выступления задумывались как праздник, на котором фигуристы могли бы показать себя во всей красе, не чувствуя гнёта правил, а зрители – посмотреть на своих любимцев, не испытывая потребности держать под рукой валидол.

Однако всегда ли на показательных царит подобная идиллия?

Увы, нет. Теоретически, если выступают лучшие из лучших, то и программы у них должны быть лучшими из лучших. Но теоретически она лошадь, а практически – падает. Многие спортсмены не могут быть заранее уверены, что получат право выступать на показательных, и поэтому предпочитают не заморачиваться с дополнительной постановкой. У тех же, кто в этом более-менее уверен, из-за напряжённого графика тренировок может не оставаться ни времени, ни желания придумывать что-то новое.  Кто-то оставляет каркас одной из соревновательных программ, а на показательных катит мимо музыки. Кто-то решает остановиться на проверенном веками варианте и с вдохновенным лицом машет руками под ванильную лирику. Иногда зрителя подстерегает другая, более редкая, но тоже неприятная крайность – переигрывание.  Она вызывается переизбытком вдохновения, когда и вот эту фишечку хочется вставить в программу, и вон ту, и вот ещё третью. В результате весь лёд усыпан бутафорией, но зритель сидит в недоумении и никак не может понять: а что это, собственно говоря, было?

В этом сезоне мы увидели показательные номера ещё не у всех, а кто-то их будет менять, но определённые выводы уже можно сделать. Многие, бросив все силы на подготовку олимпийских программ, не сумели поставить новые показательные. Тем не менее то, что мы можем увидеть в этом году, смотрится несколько интереснее, чем то, что мы могли увидеть в прошлом.

10) Пешала/Бурза (Франция). People Are Strange (The Doors)

Откровенно говоря, Пешала/Бурза не принадлежат к моим любимым танцевальным парам. Их соревновательные программы вызывают у меня недоумение, их костюмы – недоумение в квадрате, а высказывания Пешала – недоумение в кубе. Но когда я узнала, что они оставили прошлогодний показательный, то моё сердце растаяло от счастья! Первоначально я даже собиралась включить их номер куда-то в район тройки лидеров, но потом решила, что это было бы не очень справедливо по отношению к тем, кто выкроил время и сделал в этом году новый показательный.

Пешала/Бурза адаптировали для льда сюжет «Франкенштейна»: сумасшедшему учёному удаётся вдохнуть жизнь в тело умершей женщины. Вначале она двигается с явным трудом, но по мере ускорения музыки движения женщины становятся всё более плавными, быстрыми, естественными. Однако творение учёного оказывается недолговечным, и вскоре она возвращается обратно в небытие.

Отдельно мне хотелось бы отметить музыкальное сопровождение. «People are strange» – прекрасная композиция сама по себе, но тут она очень подошла как эксцентричным французам, так и эксцентричным героям, которых они изображали.

9) Юлия Липницкая (Россия). Kill Bill

В этом году Липницкая поставила показательный номер под музыку из «Убить Билла». К сожалению, потом она по неизвестным причинам решила от него отказаться. Лично я сие творение Тарантино не очень люблю, но Липницкая прокатила так вдохновенно, что мне захотелось пересмотреть фильм, а потом я три дня напевала себе под нос «Bang bang, my baby shot me down, bang bang» и сокрушалась над печальной судьбой Невесты. В общем, мне очень жаль, что теперь я увижу этот номер только в записи.

Единственное, что мне не понравилось, так это костюм Липницкой. Жёлтые вставки спереди кажутся мне не очень эстетичными, да и картинка сзади лишняя. У нас уже есть Ума Турман на льду, и очень удачная, зачем она ещё и на спине?

8) Грейси Голд (США). All that Jazz ("Chicago")

По слухам, первоначально Голд планировала использовать музыку из мюзикла «Чикаго» в своей короткой программе, но потом заменила её на Гершвина. Правда, Гершвин в свою очередь уступил место Григу, но это к нашей теме не относится.

Потому неудивительно, что номер получился таким насыщенным движениями, ведь изначально он ставился не в качестве показательного. Но с функциями показательного он вполне справился благодаря лёгкой, шутливой тематике и зажигательной музыке. И котелок Голд очень даже идёт.

7) Константин Меньшов (Россия). Thrift Shop (Tyler Ward)

Помня о травме Меньшова и о том, что он из-за неё не стал ставить в этом сезоне новую произволку, я не надеялась увидеть от него новый показательный номер. Поэтому, когда на титрах не промелькнуло имя Стинга, я испытала одновременно сильную радость и сильное удивление, и не знаю, какое из этих двух чувств было сильнее. Но по мере проката радость, конечно, занимала лидирующие позиции, пока не охватила моё сознание полностью.

Наверное, кому-то может не понравиться выбор музыки. Но лично мне эта песня нравится, тем более что Меньшов выбрал версию в скрипичной обработке.

6) Джейсон Браун (США). U Can`t Touch This (MC Hammer)

Добро пожаловать с русской вечеринки на американскую! Весёлый, заводной, хорошо продуманный номер. Браун очень артистичен и, судя по аплодисментам, замечательно взаимодействует с публикой. Единственное, что немного смущает, – это одежда. Каким образом мешковатые штаны и шапка с помпоном сочетаются с образом крутого парня?

5) Максим Ковтун (Россия). Summertime

Я не знаю, существует ли любовь с первого взгляда, но эта программа покорила меня точно не с первого. Когда я увидела наряд Ковтуна, то в глазах у меня зарябило, а когда я услышала музыку, то в ушах у меня закакафонило. Умом я понимала, что номер хорош, но до моих органов чувств его хорошесть не доходила.

Примирение состоялось на гала-концерте в Москве. Может быть, я была уже морально подготовлена. Может быть, Ковтун ехал более раскрепощённо. Так или иначе, но я вдруг получила от программы большое удовольствие: и от игры Ковтуна, и от раскрытого образа незадачливого, но оптимистичного рубахи-парня. И даже жёлтый пиджак стал казаться уместным и органичным. Ну разве что к музыке я точно никогда не привыкну, особенно к вокалу. Она очень атмосферная и успешно дополняет образ, но сама по себе неприятная.

4) Елена Радионова (Россия). Zomby Dance.

Вот у кого-кого, а у Елены Радионовой точно получился маленький спектакль на льду. Зарисовка из жизни зомби. Все движения соответствуют музыке, все движения направлены на раскрытие образа. Другое дело, что сам образ получился мрачноват (или же это такой бёртоновский чёрный юмор?). Я предпочла бы увидеть что-нибудь более весёлое, что-нибудь близкое по духу прошлогоднему произвольному танцу Жиганшиной/Гажи. Хотя тогда Авербуха, поставившего номера как Радионовой, так Жиганшиной/Гажи, обвинили бы в нехватке фантазии.

Вначале Радионова каталась в другом наряде, но он был менее удачен, чем нынешний. Может быть, потому что зомби – существо сказочное, а первый костюм смотрелся слишком современно.

Радионова

3) Аделина Сотникова (Россия). Oblivion (Astor Piazzolla)

Красивая, щемящая душу история. История утраты иллюзий. Вначале девушка, совсем как бабочка, порхает по жизни, хотя и предчувствует, что лёгкость бытия не будет вечной. Через какое-то время она теряет одно крыло за другим и теперь может подняться в воздух, лишь делая прыжки.

Чем-то этот сюжет напоминает историю самой Сотниковой, борющейсяс трудностями переходного возраста. Но всё же мы можем питать надежду, что в жизни будет более счастливый финал, чем в аллегории.

2) Томаш Вернер (Чехия), Антон Ковалевский (Украина). "Кармен"

«Кармен». Новаторская интерпретация. О чём предпочёл умолчать Мериме? Как познакомились Кармен и тореадор? К чему на самом деле привела вспышка неземной страсти? Ответы на все вопросы дадут признанные эксперты в карменологии Томаш Вернер и Антон Ковалевский!

1) Волосожар/Траньков (Россия). Skyfall (Adele)

Номер, который можно пересматривать бесконечно.

Наблюдательный взгляд, конечно, подметит детали, позаимствованные из прошлогодней короткой: выстрелы, фасон платья. Но это тот случай, когда целое намного важнее деталей. Кто будет всерьёз вспоминать о прошлогодней короткой, если у тебя на глазах разворачивается новая серия бондианы? Настоящей бондианы, в которой элегантный мистер Бонд с одинаковым успехом спасает мир и пленяет сердце роковой красавицы? И всё это под пробирающий до глубин души вокал Адель?

В общем, американской спортивной паре Кастелли/Шнапир очень не повезло, когда они выбрали в этом сезоне для своей произвольной «Skyfall». Понятное дело, что спортивная программа не предоставляет таких возможностей для самовыражения, как показательная, но случайно заставить сравнивать себя с чемпионами мира – это невыигрышно.

Желаю всем счастливого Нового Года, удачи, здоровья и душевной гармонии!