8 мин.

Как я заблудилась в Лужниках

– Кто тебе больше всех понравился?

– Ковтун и Меньшов.

– Это такая танцевальная пара, да?

 (из попыток рассказать друзьям и родным о том, как я сходила на фигурное катание)

Пары

Мысль, что каждый уважающий себя любитель фигурного катания должен хотя бы раз в жизни побывать на соревновании, завладела мной ещё в прошлом году и с тех пор не отпускала. Однако в этом сезоне ещё и обстоятельства сложились благополучно: в связи с реконструкцией «Мегаспорта» московский этап Гран-при был перенесён в Лужники, что для меня с территориальной точки зрения в тысячу тысяч раз удобнее.

К сожалению, занятия в университете у меня в пятницу заканчиваются лишь в четыре, так что на женщин я не попадала никак. Зато в четыре часа, швырнув тетрадки в сумку и толком не попрощавшись с одногруппницами, я в стиле Усейна Болта побежала к метро. Метро моего искреннего порыва не оценило, и поезд ушёл прямо передо мной. Впрочем, на МСА я всё равно прибыла вовремя. Правда, Лужники моего искреннего порыва тоже не оценили и поставили передо мной задачу повышенной трудности – найти свой ряд.

Зайдя в зал, я стала подниматься по лестнице. Девятый ряд…десятый…одиннадцатый…тупик!? Логика говорила мне, что официальный сайт Лужников не стал бы продавать билет на несуществующий ряд, но зрение упорно отказывалось находить эту несчастную последовательность кресел под номером 12, и я бегала по залу аки сумасшедшая. Бегала я недолго, потому что очень скоро начали представлять судейский корпус. Пришлось сесть на свободное место в восьмом ряду.

Первая разминка пар не оставила каких-то ярких впечатлений. Такахаши/Кихара были очень милыми и старательными – и это, пожалуй, всё, что я могу о них сказать. Программа Дэвис/Брубекера, поставленная Зуевой, вживую выглядела не так ярко, как на экране компьютера/телевизора. Партнёрша выглядела нехиленькой, тем не менее Брубекер весьма достойно, ни разу не изменив выражения лица, поднял её в поддержку, в то время как Дэвис чуть ли не скрипела зубами от напряжения. Правда, на остаток программы сил у Брубекера уже не хватило. Их соотечественники Скимека/Книрим выглядели намного более скатанными, но и они не избежали ошибок. Чище всех в первой разминке прокатались Антипова/Майсурадзе. Да, Антипова выглядит намного моложе Майсурадзе. Да, под «Beethoven’s 5 Secrets» можно было поставить и более интересную программу. Но всё равно они выступили очень достойно, а особенно меня восхитило то, что у Антиповой не всё получалось на разминке, зато она всё исполнила во время проката. Будем надеяться, что она сохранит не только физические данные, но и характер.

Вторая разминка началась с большого-пребольшого разочарования. Беды ничего не предвещало: может быть, Климови выглядел чуть-чуть зажато, но иногда лучше быть зажатым, чем «разжатым». Тройная подкрутка, параллельный прыжок, а потом – затмение. Несколько мучительных секунд шока. На дорожке я вышла из режима шока и включила режим страха, что они ещё что-нибудь сорвут. Но тут уже и программа подошла к концу. Обидно, обидно, обидно.

Мур-Тауэрс/Московичкатили лучше, чем в Детройте, хотя Москович в Москве и упал. Вообще я против того, чтобы спортсмены без веских причин оставляли прошлогодние программы, но на один-единственный вечер я изменила своим принципам. Это была лучшая КП парников на этом соревновании – лёгкая, игривая, непринуждённая.

Я искренне рада, что Базарова/Ларионов вот уже второй сезон находятся в творческом поиске, но пока что сенсационных находок они не совершили. Музыкальное сопровождение КП слишком явно распадается на куски. Цельных образов, которые фигуристы раскрывали бы, я тоже не вижу. Зал, как мне показалось, хлопал, потому что ему отдельно нравится пара и потому что ему отдельно нравится музыка, но никак не потому что его захватило происходящее на льду.

Когда подошла очередь Савченко/Шолковы, то я впервые ощутила то, о чём раньше только читала у других, – особую ауру, которая отличает просто спортсмена высокого уровня от спортсмена элиты. Они выкатываются на арену – и у тебя сразу как-то теплеет в груди, ты начинаешь ждать чего-то чуточку сказочного и волшебного, потому что для этих двух лёд не место работы, а сама жизнь. Они захватывают тебя полностью, даже если ты за них не болеешь (а я за них не болею).

Ну и КП у Савченко/Шолковы очень удачная, нежная.

Мужчины

После пар мне удалось подняться и свежим, незамыленным взглядом окинуть сектор. Двенадцатый ряд, состоящий всего-навсего из четырёх кресел, оказался скрыт выступавшим вперёд балконом, и прямого прохода к нему не было, пробираться нужно было через одиннадцатый ряд. Интуиция подсказывала мне, что с моего уютного места на восьмом ряду меня скоро сгонят, но добровольно ухудшать  условия просмотра мне не хотелось. К тому же злосчастный двенадцатый ряд, в том числе и моё место, оккупировала компания девушек. А идти кого-то прогонять мне хотелось даже ещё меньше, чем просто ухудшать свои условия просмотра.

Когда на разминку у мальчиков выехало всего четверо спортсменов, то я испугалась, что что-то случилось. Диктор мои догадки подтвердил, сообщив, что Фаррис из-за травмы снялся с соревнований. Я успокоилась. Нет, конечно, как человека Фарриса жалко, но не думаю, что я потеряла что-то в качестве зрителя.

Миша Ге меня не тронул, не увидела у него какого-то особого отжига. У Петера Либерса и музыка была приятнее, и в программе чувствовался какой-то более глубокий художественный замысел, но странный костюм с шестерёнками испортил всё впечатление, да и технически Либерс проявил себя ненамного лучше Ге.

Прокат Ковтуна стал самым ярким впечатлением дня. Не могу сказать, что он наподобие Савченко/Шолковы заполнил собой весь лёд, однако харизма в нём определённо чувствуется – такая немножко печоринского типа, отрицательно-обаятельная. В какой-то момент я даже сравнила его с чертёнком, наверное, этому поспособствовал чёрно-красный костюм. Фламенко ему идёт, программа яркая, Чернышёв превосходный постановщик. Со всех сторон слышалось восхищённое «мужииииик».

Гачинскому очень не повезло выступать после Ковтуна. Он однозначно проиграл как исполнением, так и художественной составляющей. Если это фламенко, то тогда я – Анна Ахматова. Сидящие за мной девушки пришли к общему выводу, что внешность Ковтуна намного привлекательнее внешности Гачинского. Да уж, если девушки начинают ругать внешность в общем-то симпатичного спортсмена, то это верный знак, что дела его плохи.

В перерыве законная владелица места всё-таки попросила меня удалиться. Я хотела удалиться на двенадцатый ряд, но, пробираясь через одиннадцатый, неожиданно нашла там свободное место и дальше не пошла. Это и оказалось моим последним пристанищем.

Вторую разминку открывал Меньшов. Вначале сдвоил тулуп в каскаде, потом – лутц. Зато после прыжковой части я полностью забыла, что присутствую на спортивном соревновании. Знаете, так обычно бывает, когда читаешь книги, –  физически вы видите бумагу и напечатанные на ней слова, а тем временем в вашем сознании мелькают картины, навеянные текстом, но созданные вашим воображением. Перед моим внутренним взором мелькали картины золотой осени – сентябрь, бабье лето, последние тёплые деньки, тонкие переливающиеся лучи солнца шаловливо выглядывают из-за пёстрой листвы и освещают тёмно-медные стволы деревьев, а где-то раздаётся шорох: это остроухая, всё ещё рыжая белка отправилась делать запасы на зиму. Меня терзают смутные подозрения, что КП Меньшова немного не об этом, картина «Сотворение Адама» и чириканье птиц скорее должны вызывать ассоциации с утром или с весной, но в принципе модерновую программу можно толковать по-разному. Так или иначе, но залу она пришлась по душе и он щедро наградил Меньшова аплодисментами.

У Дорнбуша элегантная интересная программа под музыку Манчини, но американский фигурист завалил почти всё, что мог завалить, и справедливо утонул в трясине турнирной таблицы.

Фернандеса я никогда не любила, не люблю и любить вряд ли буду: уж очень мне не нравятся его программы, они чем-то по своему духу напоминают Пешала/Бурза, в них тоже содержится что-то слишком цирковое, слишком нарочитое. Тем не менее на льду Фернандес оставил более приятное впечатление, нежели доселе оставлял по телевизору/компьютеру. В его программе были забавные фишечки, а до падения он катил очень раскованно. В общем, если бы не ужасный костюм, то я даже получила бы удовольствие. Хотя ПП снова всё вернула на свои места…впрочем, это уже совсем другая история.

Про Мачиду мне сложно сказать хоть что-то. Он есть, он катается, он всё делает, но никаких эмоций после себя не оставляет. Ни позитивных, ни негативных.

Танцы

Про танцы напишу коротко: о них почти нечего писать. Больше всех мне неожиданно понравился танец Гиллес/Пуарье: это единственный танец, во время которого я думала не о качестве исполнения элементов, а просто получала удовольствие от постановки. Монько/Халявин и Боброва/Соловьёв, чьи финнстепы мне очень нравятся, катали без настроения.

Не могу не бросить маленького, но увесистого камешка в Пападакис/Сизерона. Они, как и их более именитые товарищи по сборной, решили, что в коротком танце им просто жизненно необходимо быть не такими, как все. Поэтому они выбрали подчёркнуто современную музыку и подчёркнуто современные костюмы. Мне кажется, что более велик тот постановщик, который умеет соединить банальные элементы так, что они в итоге создают необычную комбинацию, а не тот, который пытается выглядеть более оригинальным за счёт сочетания несочетаемого.

Хотя иногда подобные креативные танцы хороши тем, что не дают зрителю заснуть. После посмотренных подряд абсолютно стерильных финнстепов Рязановой/Ткаченко и Чок/Бэйтса на абсолютно стерильный финнстеп Уивер/Поже меня не хватило. Секунд двадцать я пыталась напрягать внимание, но затем мой взгляд сам собой расфокусировался и вернулся на лёд только с появлением Бобровой/Соловьёва. Ну что ж, раз танец я так и не увидела, то и писать о нём ничего не буду. Скажу только, что Уивер следовало бы поменять платье, всё-таки тёмно-синий цвет плохо вяжется в моём воображении с «пузырьками шампанского» и вообще с эпохой потерянного поколения. К тому же синий цвет усиливает впечатление холода, исходящего от фигуристки.

Я не хотела бы заканчивать на столь пессимистичной ноте, но танцы вынуждают меня это сделать. Теперь я понимаю, почему после мужчин трибуны слегка поредели.

Сходить на соревнования в субботу мне не удалось. В субботу у меня гениальнейшее расписание: всего одна пара, зато с половины третьего до четырёх. Было очень обидно, когда на "Спортивной" половина вагона вышла, а я должна была ехать дальше :(