8 мин.

19-летний вингер «Ренна» еще недавно болел за сборную Бельгии у телевизора, а теперь полетит с ней на чемпионат Европы

5 сентября прошлого года Жереми Доку дебютировал в сборной Бельгии, выйдя на замену в матче со сборной Дании, а через три дня появился в стартовом составе на матч против сборной Исландии и забил. Спустя еще месяц «Ренн» купил его у «Андерлехта» за 26 миллионов евро.

В конце марта Доку вышел в старте против сборной Беларуси, сделал 1+2 за 77 минут и был признан лучшим игроком матча, в котором его команда выиграла 8:0. Прогресс Жереми не остался незамеченным: этим летом он едет с «красными дьяволами» на чемпионат Европы.

19-летний Доку стал вторым в списке самых молодых игроков в составе сборной Бельгии, заявленных на международный турнир. Он уступил только Энцо Шифо, которому на ЧЕ-1984 было 18 лет. Sport/Voetbalmagazine поговорил с Жереми Доку о стремительном развитии его карьеры.

– Когда прошлой осенью ты попал в сборную Бельгии, тебя удивило доверие тренера?

– Нет, потому что когда вы говорите про удивление, звучит так, будто бы это был аванс от тренера. Я прекрасно помню первую встречу с командой. Я просто великолепно провел тренировку. Не то чтобы у всех отвисли челюсти, но я тогда точно смог убедить многих. У товарищей по команде, с которыми я не был знаком, могли возникнуть вопросы по поводу моего вызова в сборную. Так что это был важный момент в плане интеграции. Некоторые игроки очень нервничают перед дебютом, но я просто хотел выложиться на полную и показать, что я достоин вызова в сборную.

– Через месяц Мартинес выпустил тебя на поле за семь минут до конца матча против сборной Англии на «Уэмбли» в Лиге наций. Незадолго до этого Яри Версхарен вышел вместо Кевина де Брейне. Не проскочила мысль: «Он сошел с ума»?

– Я вообще не ожидал, что выйду на поле. Но это показывает, насколько сильно Мартинес в нас верит. Он не лукавит: когда он высоко о ком-то отзывается, значит, он и правда так думает. Именно поэтому мы все готовы ради него пройти сквозь огонь.

– Позже прозвучали критические замечания относительно того, что Мартинес берет тебя в сборную, хотя твоя клубная карьера складывается не лучшим образом. Это тебя задело?

– Я не знаю, как на такое реагировать. Не считаю, что за карьеру получал много подарков. Нас оценивает тренер. Если он включает кого-то в состав, то не просто так. Он видит, что каждый из нас может дать команде.

– Как ты сам оцениваешь свой вызов на чемпионат Европы?

– Это не удача, а награда за усердный труд. Не было никаких гарантий. И со мной никто предварительно не связывался напрямую: я узнал о вызове в сборную вместе со всеми.

– Знаешь ли ты, что за всю историю сборной Бельгии только Энцо Шифо в 1984 году был моложе тебя на международном турнире?

– Я не знал, но понимал, что 19-летних игроков вызывают нечасто. Но это ни на что не влияет: просто дальше делаешь все возможное и тренируешься каждый день. Конечно, это приятно, но не значит, что я уже считаю себя полноценным игроком сборной. Моей первой целью было попадание на чемпионат Европы, а теперь я хочу доказать тренеру, что готов. Чувствую себя отлично.

– В мартовском матче со сборной Беларуси ты забил гол и отдал две голевых передачи. Считаешь, что та игра была определяющей?

– На самом деле, да. Я знал, что это очень важный момент, и старался изо всех сил. Это ведь был последний матч перед формированием окончательной заявки, так что хорошее выступление могло повлиять на решение тренера. После игры я понял, что отлично себя зарекомендовал. Я знал, что могу достичь такого уровня. В предыдущих матчах я не был собой доволен. Не смог полностью проявить свой талант в играх против Исландии и Кот-д'Ивуара. В этом смысле матч против Беларуси принес облегчение. Я гордился выполненной задачей. После матча Мартинес меня поздравил.

– Против беларусов сборная Бельгии играла неосновным составом. Многие ведущие игроки отсутствовали. Это заставило тебя осознать, что однажды тебе и твоим ровесникам придется перехватить эстафету и давать отпор соперникам куда серьезнее?

– Многие считают, что следующие поколения не достигнут такого уровня, что у нас никогда не будет такой сильной сборной, как сейчас. Я не собираюсь ни гадать, ни ждать пять лет, пока старшие товарищи завершат карьеру – я хочу проявить себя здесь и сейчас. Мое время пришло.

– По итогам сезона ты занял пятое место в списке лучших дриблеров топ-пяти лиг. Ты 271 раз пробовал обвести соперников, 56% попыток были удачными. Техника дриблинга – аспект, которому ты уделяешь особое внимание?

– Нет, даже наоборот. Я работаю над всем остальным, а обводки спонтанны. Так что, честно говоря, техника дриблинга – это как раз аспект, который я отдельно не оттачиваю. Разве что в сборной. У меня было несколько тренировочных сессий с Шоном Мэлони – ассистентом главного тренера. А в клубе в основном отрабатываю завершение атак. Это пока явно моя слабая сторона.

– Ты закончил сезон в «Ренне» с тремя голами и двумя ассистами в 30 матчах – это меньше, чем в семи стартовых турах в «Андерлехте». Связано ли это с разницей в уровнях между Про-Лигой и Лигой 1?

– Это вообще ничего не значит. Помните гол Богдана Михайличенко в ворота «Сент-Трюйдена»? Он тогда сделал все сам: пробежал полполя, обманул трех соперников и забил. А я просто передал ему мяч – и мне засчитали ассист. Конечно, я утрирую, но это показывает, насколько относительны статистические данные. В «Ренне» я играю лучше, чем в «Андерлехте». Я стал сильнее как игрок, просто к большому количеству результативных действий это пока не привело.

– Значит, первый сезон в Лиге 1 оставил приятные впечатления?

– Да, я доволен тем, как его провел. Я смог проявить себя, а моя команда финишировала шестой и заработала путевку в Лигу конференций. Миссия выполнена. Между прочим, задача была непростой, поскольку мы пережили несколько сложных периодов, в том числе смену тренера. Если честно, то я это не учел, когда подписывал контракт с «Ренном».

– Но в итоге Жюльен Стефан и Брюно Женезьо тебе одинаково доверяли.

– Да, но мне ничто не досталось даром. Если бы я не показывал на тренировках, что достоин места в основе, я бы не провел 30 матчей. Теперь мне надо дальше работать над собой. Улучшить последний пас, но не только его. Фанаты ждут от меня больше голов и передач? Знаете, у меня еще свежи в памяти последние матчи за «Андерлехт». Там получалось все: бью по воротам – гол, пасую вперед – ассист! А вот в предыдущем сезоне, когда мне было 17 лет, я тоже отдавал такие передачи, но они не становились голевыми. И зачастую дело было не во мне, а в реализации нападающих. Вот и причина, почему я не слежу за своей статистикой.

– Почему ты вообще выбрал «Ренн»?

– Тогда клуб был на подъеме, даже лидировал в Лиге 1. И там в моем трансфере были очень заинтересованы. На меня рассчитывали в Лиге чемпионов. Я принял решение еще до того, как впервые посетил стадион и встретился с техническим директором Флорианом Морисом. Некоторые считали, что я ошибся. Мол, было лучше еще на сезон остаться в «Андерлехте» и окрепнуть, но я с этим не согласен.

– Но ты же понимал, что уезжать перед чемпионатом Европы – большой риск?

– Да, но с Роберто Мартинесом я ситуацию не обсуждал. Не считаю, что легче было остаться в «Андерлехте». Там у меня тоже не было никаких гарантий. Когда я уезжал, был игроком основы, но у Венсана Компани ты можешь в одном туре выйти в стартовом составе, а в другом вообще не попасть в заявку. «Андерлехт» – большой клуб, а в больших клубах все зависит от выступлений. Я подумал: раз Жереми Доку в отличной форме может играть в основе «Андерлехта», то он вполне будет способен на это и в «Ренне».

– Какой у тебя был план?

– Хотел поиграть в Лиге чемпионов и поехать на чемпионат Европы. Это были не мечты, а реальные цели на этот сезон. Рад, что их достиг.

– Ты отыграл все шесть матчей в Лиге чемпионов, но «Ренн» занял последнее место в группе. Осадок остался?

– Я многому научился, это пригодится мне в будущем. Считаю, что достойно проявил себя в ЛЧ. Разница в основном была в опыте. Теперь это мой багаж знаний. Но я предпочитаю не заглядывать слишком далеко. Трудно сказать, где я буду в следующем сезоне, но знаю наверняка, что буду прогрессировать. Надеюсь, бог убережет от травм.

– Через несколько дней ты окажешься на чемпионате Европы. В альбоме Panini – твоя фотография в футболке сборной Бельгии. Тебе не кажется, что ты попал в какую-то волшебную реальность?

– В 2018 году я болел за сборную, сидя перед телевизором, а теперь на этом экране будут показывать меня. Парни, на которых я тогда смотрел, теперь будут мне пасовать. Это мечта наяву.

Источник – Sport/Voetbalmagazine, фото – Belga Image, перевод с нидерландского – Артем Прожога