14 мин.

Чужеродный элемент. Как выживают клубы ФНЛ

Шесть лет назад футбольный клуб «Химки» заинтересовал УЕФА. Организация недоумевала, почему на эмблеме команды красуется мяч Лиги чемпионов. Химчане намек поняли и проворно сменили логотип, начав писать новую главу своей истории. Еженедельник «Футбол» отправился в Подмосковье, чтобы узнать ее финал.

 

 

А снег не знал и падал

«Сла-а-авься, Отечество наше свобо-о-одное», - морозным весенним вечером стадион «Новые Химки» озарялся вспышками десятка фотокамер. Сбившиеся в кучку «фотографы» наперебой махали руками, успевая нажимать на затворы. Приветы от женщин с камерами были адресованы не продрогшим футболистам «Химок» или «Уфы», а счастливым малышам, которые выводили команды на поле. Детей не волновал ни снег посреди марта, ни минусовая температура.

Низшие лиги привлекают внимание профессиональных фотографов ровно в той степени, насколько команда, выступающая в этом турнире, интересна городу или области. На первый после зимних каникул матч «Химок» забрели четыре фотографа. В перерыве один из них ушел по собственному желанию с формулировкой «Слишком холодно».

Расположившимся на VIP-трибуне Валерию Карпину, Андрею Кобелеву, Александру Бородюку и прочим румяным важным лицам наверняка хотелось последовать его примеру. Но приятельские отношения с наставником «Уфы» Игорем Колывановым призывали стоически относиться к непогоде. На матче «Химок» VIP-персоны оказались как никогда близко к народу.

 

Чай, кофе, потанцуем

- А нас? Нас вы проведете? – столпившиеся у ограждения мамочки-фотографы расплываются в улыбках.

- Да, сейчас этих посажу на трибуну и за вами вернусь, - соглашается тренер академии. Он в легкой куртке и беговых кроссовках, смотришь на него и начинаешь замерзать, как бы сам ни был одет.

Пару минут назад мамочки пытались прорваться на полупустую трибуну VIP-1, но капитулировали перед суровым взглядом стюарда. Просто они не знали волшебных слов: «Мне такой-то такой-то сказал на эту трибуну сесть». Действует безотказно. Или можно пойти законными методами и получить проходной билет. «Новохимкинские» трибуны, впрочем, отличаются между собой лишь деталями – чуть более удобными креслами, разной вместимостью. В холодную погоду границы размываются и все зрители превращаются в нахохлившихся пингвинов, заплутавших по дороге в Арктику. Болельщики борются с угрозой переохлаждения с помощью чая или чего покрепче. Но горячие напитки продают в одной-единственной палатке на весь стадион, а «горячительное» надо уметь пронести. Наученные жизнью полицейские с подозрением относятся даже к прессе: «Файеры проносить не будете, а коньяк есть?»

Редкие журналисты согревают окоченевшие руки в пресс-центре, а по совместительству трофейной комнате и тренерской. Тут пылятся многочисленные кубки, завоеванные детско-юношескими командами «Химок». На стене висит аккуратно заполненный календарь минувшего чемпионата Европы, а рядом – таблица дежурства. Покосившиеся дверцы шкафчиков заперты на замки всех мастей: от велосипедного до небольшого замочка на блестящей цепи. Так и инвентарь не вываливается, и иллюзия защищенности присутствует. Доступ в пресс-центр имеет любой желающий, при чересчур развитой наглости можно зайти даже с улицы. Единственное, что точно не придет в голову украсть, – массивный деревянный стол, больше подходящий для обеда, а не для пресс-конференции.

Шустрая девушка из пресс-службы Екатерина Градобоева, следуя заветам ФНЛ, отчитывает фотографа Сергея Дроняева за перебежки вдоль поля:

- Давайте не будем так больше делать, фотографы должны снимать за рекламными щитами.

- Катя, но ведь у вас щитов нет, - парирует непробиваемый Дроняев.

Кате ничего не остается, кроме как согласиться и выпроводить журналистов из пресс-центра на мороз почти умоляющим «Вы что, не хотите второй тайм смотреть?». Пресс-служба «Химок» оставляет в тренерско-трофейной комнате различную технику - мало ли что?

- Из пресс-центра выгоняют, так еще и чая не дают, - с завистью гляжу на два стакана с чаем в ее руках.

- А что, на «Динамо» дают? – оскорбляется Катя.

- На «Локомотиве» бывает.

- Вот когда у нас будут условия, как у «Локомотива», тогда и поговорим. Мне за свой клуб обидно.

Около входа на сектор перешучиваются работники арены. Двое охранников подтрунивают над женщиной в клубном пуховике, предлагают ей выйти на поле и «показать класс». «Ага, только у нас денег нет, чтобы потом штраф платить», - переводит она юмор в реальную плоскость.

«Нет денег» - первая ассоциация, связанная с «Химками».

 

Все свои

Вечер буднего дня, в плетущемся по Химкам автобусе разговаривают два молодых парня. Стиль casual, который раньше помогал сливаться с толпой, теперь выдает в них футбольных фанатов. Ожидания услышать болтовню про перспективы «Химок» в оставшейся части сезона не оправдываются.

- Я тут хотел перстень «Баварии» заказать, серебряный, - рассказывает один другому.

На остановке «Детский мир» ребята выходят и знакомой тропинкой идут к стадиону «Новые Химки», чтобы стать 147-м и 148-м болельщиками в моих подсчетах. К стартовому свистку крохотная арена на 3066 зрителей заполнилась чуть больше чем на 10%. Генеральный директор «Химок» Сергей Городничук позже расскажет мне рецепт противоядия от непосещаемости: «Нужен результат. Без этого хоть на голове стой, хоть рок-концерты давай. Хотя мы тоже стараемся, если позволяет погода, устраивать представления и конкурсы. Вот в Волгограде перед матчем ничего особенного не делают, а посещаемость – 18 тысяч (на самом деле средняя посещаемость «Ротора» - около 10 тыс. зрителей. – Ред.). При этом стадион такой, который допускать к играм вообще нельзя. Но люди любят футбол, и нельзя их лишать этого».

Даже фанатский сектор за воротами ожил не сразу - лишь когда футболисты разбегались, загромыхал барабан: «Хим-ки! Бом-бом-бом! Хим-ки!» Местные ультрас выглядят скромно – никаких флагов, растяжек и файеров, лишь два неприметных баннера. На вопрос, почему трибуна выглядит так незатейливо, парни отвечают: «Шизы не было с момента как вылетели из Премьер-лиги». Зато репертуар редкий. «Бей по воротам, ты просто бей по воротам!» - затягивают фанаты, когда игроки в красно-черных майках долгое время безрезультатно пинают мяч. В матче с «Уфой» к трибунам прислушались соперники, и Никита Маляров результативно шандарахнул по воротам подмосковной команды со штрафного. Болельщики ненадолго приуныли и продолжили подгонять команду, хотя впереди у «Химок» не получалось ровным счетом ничего. Но в нынешнем сезоне красно-черные так часто расстраивали свою публику, что это вошло в привычку. На лицах были отпечатки мороза и легкой досады, но даже агрессии не возникало. «Судья – на вырост! Ну прохиндей!» - в сравнении с привычными «комплиментами», несущимися в адрес арбитра с трибун, эти можно расценивать как похвалу.

Объявление на билетной кассе «Новых Химок» гласит, что бесплатный проход на матчи, помимо ветеранов, героев войн, инвалидов и детей до 12 лет, имеют владельцы абонементов. Парадокс: чтобы ходить на футбол бесплатно, нужно заплатить.

 

 

Один город – одна команда

Кичиться посещаемостью в «Химках» не принято, тем более что по этому показателю клуб занимает твердое последнее место в ФНЛ. Падение из высшего дивизиона слишком больно ударило по едва устоявшейся группе болельщиков. Собирали их по крупицам. Появившись в результате сращивания любительских клубов - «Новатора» и «Родины», «Химки» должны были стать гордостью города. Болельщику полагалось поддержать местных ребят, а уже потом ехать болеть за условные «Спартак» или ЦСКА. Иначе отбить публику у пяти московских клубов не получалось. Особенно активно работники «Химок» проводили агитацию на заводах, размещая биллборды в поле видимости рабочих. Болельщики тянулись к новизне и амбициям клуба, вскоре появились активные фанаты. Позже нашелся и непримиримый соперник – раменский «Сатурн». Все по-взрослому, хотя никто не мог предположить, что годы спустя «инопланетяне» едва не уничтожат «Химки» в битве за бюджетные деньги.

Рекламная кампания сегодня соответствует принципу «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». О том, что футбол возвращается с каникул, в Химках сообщали только самодельные афиши от инициативных болельщиков. Городское телевидение матч с «Уфой» проигнорировало, зато местные депутаты намекнули: «Профессиональным клубам необходимо искать инвесторов, поскольку приоритетом будет развитие массового спорта». «Начало этого года – не показатель, - парирует Городничук. - У нас всегда было достойное освещение: порядка 11 щитов, перетяжки, афиши. Проблема - в координации действий новых городских властей с клубом. Но в ближайшее время мы это исправим».

На стыке тысячелетий в клубе появилась первая легенда – тренер Виктор Папаев, при котором красно-черные выбрались в первую лигу. «Химки» его образца так запали в душу зрителям, что теперь при каждом кризисе на трибунах взывают к светлому прошлому: «Верните Папаева».

Свободное падение красно-черных длится вот уже три года, критическую отметку клуб преодолел в нынешнем сезоне. «Химки» никого не покупают, комплектация состава ведется по принципу: либо бесплатно, либо аренда. Зато в последние три сезона, по словам Городничука, клуб на трансферах заработал больше, чем потратил. Владимир Соболев, Илья Гаврилов, Алексей Померко, Владислав Хатаженков и матерый Максим Ромащенко – в «Химках» пытаются сделать коктейль из опыта и молодости. Вот только нынешней зимой на девять футболистов, покинувших клуб, пришлось столько же новичков. Так что единственный козырь в рукаве – главный тренер Валерий Петраков. «Понимаю, что мне нужен еще один нападающий: добротная команда имеет минимум трех игроков атаки, - Петраков высказывается в духе «кому сейчас легко». - Но мы не обладаем такими финансовыми возможностями. Я благодарен, что взяли хотя бы этих футболистов, чтобы можно было решить поставленную задачу. А болельщики правильно нас критикуют: как иначе, если команда на последнем месте? Проблем хватает, но мы стараемся их решать».

Кто виноват?

Приютив на «Арене Химки» московские клубы, химчане сохранили за собой кабинеты и жилые помещения. Съехали бы, вероятно, и отсюда, но незачем и некуда. «Химкам» приходится жить сегодняшним днем и закрывать глаза на отток болельщиков. Городничук считает, что проблема клуба -- есть проблема самих Химок: «В городе столько новостроек, куда люди приезжают только ночевать. Они не живут жизнью города, это им неинтересно. Плюс они с детства болели за другие команды. Если болели, конечно. Да и нам пришлось уйти со своего стадиона. Но эти деньги от ЦСКА и «Динамо» через налог частично идут к нам. Поэтому лучше зрителям прийти и посмотреть футбол в хороших условиях, к тому же это другой продукт. Но у нас есть преданные болельщики, которые всегда и при любых обстоятельствах будут болеть за «Химки». Низкий им поклон».

В офисе «Химок» самая крупная по размерам добыча – трофей победителя одного из многочисленных товарищеских турниров. Похожий на кубок Лиги чемпионов, он соседствует с другой блестящей посудой вроде приза Fair Play. Для «Химок» ценнее история – заботливо сложенные игровые майки Романа Березовского, Андрея Тихонова, Миодрага Йовановича, Арсения Логашова, плакаты Дмитрия Парфенова, Павла Погребняка на стенах. О том, что было, в клубе вспоминают с удовольствием. О том, что будет, говорят неохотно, будто боясь сглазить.

В ответ на вопрос, как команда, которая на равных сражалась с ЦСКА в финале Кубка России, докатилась до такой жизни, Сергей Городничук неожиданно самокритичен: «Просто не нужно было доводить ситуацию до такого. Кто виноват? Руководство, а по именам – я. Это реалистичный подход, в ответ на все приходящие вещи я должен был или не соглашаться, или сказать: «Делайте без меня». Если я остался на своем посту, то должен отвечать за результат».

В его кабинете - никаких изысков декора, только заваленный бумагами стол. И ни одного портрета первых лиц государства. По первой профессии Городничук - огранщик алмазов, по второй – юрист, а третья – управленец с красным дипломом. Большой любитель футбола и оптимист, начинающий каждый ответ на вопрос с улыбки. Тактика беспроигрышная, на какую тему ни говори.

- Поговаривают, грядет новый финансовый кризис, - намекаю на прошлые беды «Химок».

- Все может быть. Прошлый кризис коснулся Московской области: «Сатурн» прекратил существование, «Химки» опустились в первый дивизион, «Витязь» ушел во вторую лигу, «Истра» и другие клубы ушли в КФК. Все ушли на понижение, потому что не было средств. Если сейчас будет кризис, неизвестно еще, на ком это скажется. Как он отразится, например, на состоянии Сулеймана Керимова и захочет ли он финансировать «Анжи»? Наверное, частный клуб – это хорошо. Но устойчивости тоже нет.

- «Томь» в поисках средств обращалась к Путину, вы не хотите попробовать?

- «Томь» может сказать, что она социально значима, - улыбается Городничук. - А у нас должна обращаться область, тогда, возможно, помощь будет. Хотя обращения «Томи», конечно, тоже не дело. Но возникает вопрос и к перекосу в экономике, когда из региона все выкачивается и ничего не возвращается. Футбольная действительность уже стала отражением ситуации в России, лакмусовой бумажкой.

- А происходящее в «Химках» что отражает?

- Ситуацию в области: прямо показывает, что происходит с регионом. У нас была поставлена задача предыдущим главой города просто выжить. Ни в коей мере не хочу обвинять своих предшественников, они делали что могли. В Премьер-лиге область, когда выделила средства на 2010 год, их дала лишь на подготовительный период. Только город пытался поддерживать команду, поэтому было такое пике. Спортивный результат – продолжение экономики.

- И политики...

- И политики, у нас это та же экономика.

 

 

Что делать?

За последнее время «Химки» расстались с немалым количеством сотрудников, некоторые из которых нашли работу в клубах Премьер-лиги. Их оценка происходящего в подмосковном клубе не ограничивается сетованием на финансовый кризис. «Многое зависит от руководителя, который должен защищать интересы клуба. И люди в нем должны работать футбольные, - настаивает один из бывших «химчан». – Я не говорю, что Городничук плохой, но ко всему надо относиться профессионально. Все эти годы из клуба уходили старые люди, а он не стал поднимать по карьерной лестнице других, не было роста. Придя в «Химки», Городничук не понимал, например, как действует реклама: у нас был спонсор за 100 тысяч евро, а он считал, что нужно больше. В итоге в сезоне-2009/10 у нас вообще не было рекламы на майках. Тут и непонимание трансферной политики: каждый сезон набирается чуть ли не новая команда. Мелочей ведь не бывает, а в клубе все годами выстраивалось».

Немногочисленные успехи «Химки» действительно выстрадали: третья, вторая, первая лига, финал Кубка России. Впервые фундамент покосился в 2004 году из-за ссоры городских властей и вице-президента клуба Андрея Червиченко. Пять лет спустя, когда казалось, что клуб окреп, случился новый удар – грустное расставание с Андреем Тихоновым. Для «Химок» он был больше чем просто футболистом -- позвоночником. Удаление такого органа не могло пройти безболезненно. Однако Городничук не сомневается в диагнозе пациенту: «Химки» живут и будут жить. Между «жить» и «выживать» грань очень тонкая. Но сейчас наступает тот этап, когда клуб пойдет вверх. Такие мысли связаны с новым руководством области, руководителем спорткомитета. С кем еще ведутся переговоры - коммерческая тайна. Не хочется спугнуть. «Химки» должны быть флагманом, целью, к которой дети из нашей академии будут стремиться».

На стене клубной базы висят часы в красно-черных цветах, под ними флаг «Химок» и на кресле подушка с эмблемой. Расположено все это почему-то под углом, так что приходится наклонять голову. Будто какая-то сила пошатнула картинку мира. Говорят, гармония и стабильность начинаются с мелочей.

Вячеслав Опахин

Фотографии: Сергей Дроняев/«Футбол».

 

Следуйте за еженедельником «Футбол» в соцсетях:

  

Какие положительные изменения заметил в игре сборной России Алексей Андронов? Чем собирается заниматься Элвер Рахимич? Как живут или выживают команды ФНЛ? За счет чего «Галатасараю» удается удивлять Европу? Чем гордятся российские футбольные агенты? Что дал сборной России Фабио Капелло и кто главный соперник его дружины по группе? Об этом и многом другом – в новом номере еженедельника «Футбол».

Подписка на еженедельник открыта: