8 мин.

Феномен Медиалиги в российском футболе: временный хайп, или новый дивизион в отечественном профессиональном футболе?

В этом году завершился первый сезон российской футбольной Медиалиги, которая по просмотрам уже успела уверенно обойти российскую премьер-лигу, не говоря о других отечественных дивизионах. В этой статье попробуем разобраться, в чем же состоит феномен МФЛ, и почему она сейчас по популярности уверенно обходит отечественные профессиональные футбольные лиги.

Успех Медиалиги- следствие проблем в российской премьер-лиге и российском футболе в целом В 2022 году российский футбол столкнулся с новыми трудностями, которые еще больше усугубили уже имеющиеся проблемы. Установленный ФИФА и УЕФА запрет на участие российских клубов и сборной в международных турнирах, повлекший отъезд ключевых легионеров из чемпионата, негативно повлиял на качество футбола в лиге, которая и ранее не входила в число топовых лиг Европы. Дополнительно усугубило ситуацию безумное решение отечественных чиновников о введении Fan-ID, вследствие которого посещаемость на российских стадионах упала до рекордно низких значений. Все эти факторы так или иначе оказали влияние, пусть и косвенное, на стремительный рост популярности нового турнира под названием Медиалига. Во-первых, что-то новое всегда приковывает интерес, так работает социальная психология. Новый формат, интересное освещение событий, многие вещи, чуждые футболу профессиональному, в частности, микрофоны на судьях, объяснения принятых решений на камеру, буллиты вместо пенальти, возможность командам заявлять девушек в состав. Не считаю, что всё из вышеперечисленного нужно переносить в профессиональный футбол, но, что касается нововведений по судейству, то они явно нужны современному профессиональному футболу, не только российскому. Понимаю, что не все из футбольных функционеров в этом заинтересованы, но подобные новшества по судейству явно бы сняли имеющееся напряжение в этом вопросе, охватившее наш футбол последнее время. Ведь сейчас многие часто не понимают, чем вообще руководствуются судьи при принятии тех или иных решений в РПЛ и других дивизионах, настолько много вопросов они вызывают. Во-вторых, в условиях, когда нет еврокубков с участием российских команд, а сборная также отстранена от международных соревнований, мотивация смотреть чемпионат у многих людей упала, будем откровенны. РФС и руководство РПЛ пока что мало что делают для дополнительного привлечения зрителей на матчи, кроме, пожалуй, приглашения разных певцов для выступления перед несколькими важными играми. Более того, решение о Fan-ID напрочь отбило желание у многих людей посещать стадионы. Медиалига стала своего рода альтернативой, где не требуется оформление паспорта болельщика, а все события подаются очень ярко, интересно и весело. И, повторюсь, в МФЛ есть та открытость, которой так не хватает РПЛ в последнее время, в особенности, конечно, в вопросах судейства. Так совпало, что создание единой Медиалиги пришлось именно на ту кризисную волну, которая накрыла российский футбол в 2022 году, во многом, усилиями чиновников от спорта. РФС и РПЛ пока что показывают свою полную незаинтересованность в присутствии болельщиков на стадионах, поддерживая политику с введением Fan-ID. Медиалига, наоборот, собирает полные стадионы и уже сопоставима с РПЛ по просмотрам в интернете, а по некоторым играм даже ее опережая. Но насколько положительным является данный тренд?

Медиалига, или новый коммерческий профессиональный турнир? За прошедшие годы медиафутбол как явление очень изменился. Если года три назад, еще до создания Медиалиги в ее нынешнем виде, основными действующими лицами медиафутбола были действительно медийные личности и различные блогеры, то в первом сезоне созданной Медиалиги ситуация кардинально изменилась. Признаюсь, сначала меня шокировали недавние победы команд «2drots» и «Амкал» в Кубке России, но когда я посмотрел матчи, удивления было конечно намного меньше. Ранее я не смотрел ни одного матча Медиалиги и представлял себе состав этих команд немного иначе. Но каких-либо знакомых мне медиа-персон я не увидел, а когда позже стал искать в интернете информацию о футболистах этих двух медиаклубов, то многое понял. Футбольное прошлое (ДЮСШ и различные академии серьезных российских клубов) имеют почти процентов 80% игроков из состава этих клубов. И то, что они обыграли профессиональные клубы второй лиги говорит, скорее, о том низком уровне, на каком находится отечественный футбол в настоящее время. Ребятам респект и уважуха, но эти две победы- хлесткая пощёчина РФС и той системе подготовки футболистов, которая существует в стране последние 30 лет. Но является ли Медиалига по-настоящему медийной? Как сказал основатель Медиалиги Николай Осипов в эфире шоу «Коммент.Толк», по регламенту лиги в основе может выходить на поле 4 профессионала. В основе может быть 8 профессионалов (игроков с футбольным прошлым). Остальные должны быть медийными персонами. В связи с этим, ради интереса я стал смотреть составы команд Медиалиги, но знакомых мне медийных имен увидел крайне мало, может быть, 10-15%, если не меньше. Не исключаю, что этот процент может быть и больше, поскольку, признаюсь, из современных блогеров знаю далеко не всех. Это просто моя оценка в данном случае как среднестатистического болельщика тридцати двух лет, которому больше 80% игроков лиги оказались неизвестны. У многих других игроков лиги в социальных сетях нет и тысячи подписчиков. Однако, Николай Осипов с уверенностью говорит: «конечно, они медийные!». Я заканчивал факультет социологии и политологии, поэтому термин "медийность" мне хорошо знаком. И могу сказать, что владелец медиалиги здесь просто-напросто вводит всех в заблуждение. Иметь какое-то количество подписчиков на ютубе, или в других социальных сетях- еще не значит быть медийной личностью. А как же такие критерии, как охват аудитории в социальных сетях, количество упоминаний в запросах поисковых систем в сети, частота фигурирования твоего имени в СМИ, включая электронные ресурсы? Абсолютное большинство игроков Медиалиги первого сезона и близко не соответствуют этим критериям! Пожалуй, действительно соответствует указанным критериям только команда «Матч ТВ», которая победить, по понятным причинам, пока не может. Получается, что в понимании Николая Осипова медийными можно назвать всех тех, кто имеет какой-либо блог и любое, неважно какое количество подписчиков. Очень широкая трактовка, открывающая огромное пространство для манипуляций. Что, собственно, и происходит. Давайте задумаемся- ведь фамилии абсолютного большинства игроков МФЛ многие болельщики, а не только я, ранее даже никогда и не слышали. Основную часть игроков МФЛ медийными назвать нельзя, корректнее будет такая формулировка: «бывшие выпускники ДЮСШ, выбравшие другую профессию и ведущие определенную активность в социальных сетях, которая впоследствии может помочь им получить статус медийных личностей». Примерно так выглядит портрет абсолютного большинства футболистов медиалиги:) Отчасти это подтверждают слова основателя МФЛ Николая Осипова, озвученные уже в упоминаемом ранее эфире «Коммент.Толк». Он сказал, что одной из первоначальных целей создания Медиалиги была помощь тем, кто раньше занимался футболом, посредством МФЛ поспособствовать продвижению их творчества, либо каких-либо уже имеющихся проектов. В свою очередь, вторая цель состояла в том, чтобы помочь тем, кто раньше профессионально занимался футболом и по тем или иным причинам не нашел себя в этом виде спорта, но все еще хочет себя в нем проявить. Обозначу свою позицию- вряд ли, по-моему мнению, эта лига может в полной мере называться Медиалигой, если ее основу так или иначе составляют игроки, прошедшие многолетнюю подготовку в различных ДЮСШ и академиях, но, по каким-то причинам, выбравшие другую профессию.

Дальнейшие перспективы и влияние на отечественный футбол Я считаю, что проект имеет хорошие перспективы в ближайшие несколько лет, об этом говорят посещаемость матчей, количество просмотров и охват аудитории в социальных сетях. Через несколько сезонов проект, скорее всего, начнет окупаться, но это лишь моя оценка. Озвученные в эфире «Коммент.Толк» цифры по зарплате футболистов лиги наводят на мысль, что в ближайшие несколько сезонов количество профессионалов в лиге увеличится еще больше. И «легионерами» они считаться не будут, как раз из-за расплывчатости формулировки понятия «медийность», используемой организаторами лиги. Увеличиваться процент игроков с профессиональным прошлым будет, преимущественно, за счет оттока футболистов из второй лиги, где существуют регулярные проблемы, связанные с задержками заработной платы, объем которой часто даже уступает озвученным в эфире «Коммент. Толк» примерным цифрам по заработной плате игроков МФЛ. Что, конечно, еще больше ослабит второй российский дивизион. По-моему мнению, так или иначе через 3-4 сезона будет все больше актуализироваться вопрос об интеграции МФЛ с профессиональным футболом. В одной из наших предыдущих статей, посвященных реформе системы российских профессиональных футбольных лиг, мы уже отмечали необходимость создания в стране четвертого профессионального дивизиона, в который бы были интегрированы как клубы ЛФЛ, так и лучшие клубы Юношеской футбольной лиги, для более быстрого погружения молодых футболистов во взрослый футбол. Почему бы не создать такой дивизион, но с привлечением еше и лучших команд Медиалиги, состоящих так или иначе на 80% из бывших профессионалов? Ведь это как раз и соответствует одному из принципов философии Медиалиги, которая создана, по словам ее организатора, в том числе для предоставления возможности повторно заявить о себе в футболе выпускникам ДЮСШ и академий, кто по тем или иным причинам не смог сделать этого ранее. Речь, конечно, не идет о полной интеграции с профессиональным футболом, только об интеграции 2-3 лучших команд лиги. В свою очередь, это не приведет к стагнации в самой Медиалиги, поскольку на место повысившихся в классе команд будут введены новые, что обновит состав лиги и привнесет дополнительный интерес.

Выводы Я не склонен оценивать создание Медиалиги в каком-то негативном ключе. Но я против подмены понятий. Сейчас МФЛ движется именно в сторону развития как профессиональной лиги, и при данном векторе развития рано или поздно организаторам это нужно будет признать. Либо менять вектор развития лиги на исключительно медийный, что вряд ли будет сделано. Почти любому новому явлению или тренду можно найти конструктивное применение. И медиалига не является исключением. Особенно позитивными являются нововведения с судейством, которые просто обязана заимствовать РПЛ. Возможно, создание четвертого по силе профессионального дивизиона, который бы объединил лучшие клубы ЛФЛ, ЮФЛ и МФЛ, мог бы открыть новые имена для отечественного профессионального футбола. Но смогут ли проявить стратегическое мышление функционеры из РФС? Оптимизма при ответе на этот вопрос у меня нет. Всем большое спасибо за внимание! Оставляйте комментарии, подписывайтесь на блог "Россия футбольная", а также на одноименный канал в Telegram!