11 мин.

Секреты питчинга «Тампы» из первых рук

Обозреватель Адам Берри подробно рассказывает, в чём же кроется успех питчеров «Тампы». Как говорится, всё гениальное — просто!

В конце августа прошлого года Коди Рид приехал в гостевой дом на «Янки Стэдиум» на свой первый рабочий день в статусе игрока «Тампы». Он встретился с тренером питчеров Кайлом Снайдером и тренером буллпена Стэном Бороски. Специалисты вручили новичку объёмную папку с различными графиками и отчётами. В ней содержалась вся возможная информация о Риде: период его карьеры в общественном колледже Северо-Западного Миссисипи, выступления в фарм-системе «Роялс» и пятилетний отрезок в составе «Цинциннати». От внимания сотрудников «Тампы» не ускользнуло ничего.

Однако Снайдер и Бороски не требовали от своего новичка изучения всех этих бумаг. Они не говорили Риду о том, что он делал неправильно и что ему следует изменить в своей игре. Их напутствие было очень простым: «У тебя отличный арсенал, просто используй его на поле».

В межсезонье команда рассталась с Чарли Мортоном и Блейком Снеллом, однако все в организации уверены, что у них есть питчеры и защита, которые снова дадут им возможность сыграть в плей-офф. Трудно спорить, когда общекомандный показатель ERA входит в число двух лучших в Американской лиге в последние три года. Так как же «Рейс» продолжают это делать?

На первой встрече Снайдер и Бороски предложили Риду две вещи: большой объём сложной информации и очень простой совет. Это ключи, которые в «Рейс» используют, чтобы максимально раскрыть талант, имеющийся в каждом из их питчеров. И это справедливо по отношению к каждому игроку: от лидера стартовой ротации Тайлера Гласноу до череды реливеров, выходящих из буллпена и срывающих планы соперников.

«Тренеры дают нам конкретные данные, помогающие подавать», — говорит Гласноу. — «Они не тыкают пальцем в небо. Они говорят, что если мы сделаем вот так, то всё получится. И, как правило, всё получается».

Простые советы

Детали в каждом конкретном случае разнятся, но почти каждый игрок «Рейс» может рассказать историю, схожую с историей Коди Рида. Ярким примером может быть Гласноу.

Правша ростом за два метра обладает точно такими же способностями, как и любой другой питчер. Однако на предыдущем этапе своей карьеры Тайлер барахтался в системе «Питтсбурга». Первого августа 2018 года, на следующий день после того, как «Пайрэтс» обменяли его, тренерский штаб «Тампы» отрядил его в стартовый состав на домашний матч против «Энджелс».

У Гласноу не было времени на изучение каких-то новых вещей и знакомство с тем, как играет команда. Для Снайдера это была абсолютно нормальная ситуация. Он хотел, чтобы для новичка всё выглядело как можно проще, и не планировал загружать Тайлера большими объёмами информации. Не было и каких-то особенных установок на игру.

В первых двенадцати иннингах в составе «Тампы» Гласноу пропустил всего три рана и сделал всего три бейс-он-болла при двадцати страйкаутах. Тренеры поощряли его фастболы, тогда как в «Питтсбурге» требовали раскидывать по углам зоны большое количество синкеров. Снайдер заявил, что он просто удостоверился в том, что Гласноу понимает «цену болловой подачи» и то, что страйковая зона может быть больше, чем он думал.

В «Рейс» продолжали давать Гласноу простые советы, благодаря которым игра питчера становился всё лучше, а сам он обретал всё большую уверенность. Он отточил свой фастбол до элитного уровня, начал демонстрировать отличный кервбол, благодаря которому в прошлом считался одним из лучших проспектов лиги. За три с небольшим сезона Тайлер сыграл в старте в 35 матчах, оформив 237 страйкаутов при пропускаемости 3,21.

Подход тренеров «Рейс» открыл ему глаза. Сейчас Гласноу говорит, что команды годами пытаются поддерживать своих питчеров одними и теми же советами. С кем-то они работают, с кем-то нет, но в любом случае они не учитывают специфики конкретного бейсболиста. В «Тампе» же избегают общих слов, персонализируют информацию и помогают своим питчерам понять, как именно работает их подача и что делает их эффективными.

С одной из самых скромных платёжных ведомостей в лиге, «Рейс» видят ценные активы там, куда другие даже не смотрят. Это одна из причин того, почему клуб одинаково подходит к общению со всеми питчерами: от лидера стартовой ротации до игроков, казалось бы, незначительным образом перемещающихся внутри фарм-системы. Например, в прошлом году в «Тампе» было три игрока, не находившихся в ростере, но пробившихся в состав на День открытия по итогам сборов. По ходу сезона в составе команды побывало девять таких игроков. Трое из них — Джош Флеминг, Райан Томпсон и Райан Шеррифф — сыграли в Мировой серии.

Подобные истории в клубе поставили на поток, и редко возникает вопрос: выстрелит ли кто-то из питчеров? Правильный вопрос звучит так: кто и когда?

Обладатель пушечного броска Стетсон Алли, получивший приглашение на весенние тренировки, говорит, что не слышал о «Рейс» ничего, кроме комплиментов. Левша Дитрих Эннс, перебравшийся в резервный состав команды из независимой лиги по ходу прошлого сезона, рассказывает, что в «Тампе» тренеры создали прекрасную атмосферу, где каждый уверен в том, что получит свой шанс.

Пришедший из «Бостона» Джеффри Спрингс говорит, что тренеры рекомендовали стараться действовать агрессивнее до двух страйков и убедительно обосновали это. Также они посоветовали ему бросать больше кручёных подач, не из-за проблем с другими, а потому, что так было эффективнее, причём сам Спрингс не ожидал, что настолько.

Вернёмся к Коди Риду, с которого началась эта история. Первого сентября прошлого года, на его второй день в команде и спустя неделю после отчисления из «Цинциннати», он отыграл два сухих иннинга с двумя страйкаутами против «Янкиз». До конца прошлого сезона Рид появился на поле ещё в одном матче, выбыв из строя из-за проблем с пальцем. В этом же году он блестяще провёл весенние сборы и заслуженно вошёл в основной состав «Рейс».

Если у Рида всё сложится хорошо, то мы увидим очередную серию знакомой истории: ненужный питчер находит новый дом и выходит на другой уровень игры.

Есть и другие примеры. Пит Фэрбенкс перенёс две операции Томми Джона на правом локте, а его показатель ERA в июле 2019 года, когда он был обменян в «Тампу», составлял 9,35. С тех пор 27-летний правша перезапустил свою карьеру и со своим отличным фастболом является одним из самых эффективных реливеров команды. В 2020 году Фэрбенкс сыграл в 27 матчах, оформив 39 страйкаутов при пропускаемости 2,70. В тот день, когда была заключена сделка между «Рейс» и «Рейнджерс», ему звонил Кайл Снайдер. Наверное, вы уже догадались, как проходил разговор между ними.

Сложные числа

Фронт-офис «Рейс» давно заработал репутацию приверженцев глубокой аналитики. Так было десять лет назад при Эндрю Фридмане, так остаётся и сейчас при Эрике Ниндере.

Снайдер и Бороски мастерски оперируют имеющейся в их распоряжении информацией. Бороски вообще является главным ветераном штаба «Рейс», занимая должность тренера буллпена уже десятый сезон. Его наставником был Джош Калк, в прошлом аналитик «Рейс» и также директор по изучению и развитию питчеров клуба. Ныне он работает в структуре «Миннесоты Твинс». Калк, Бороски, Ниндер и ассистент по развитию питчеров Уинстон Дум, в свою очередь, помогали адаптироваться к этой системе тренеру питчеров Кайлу Снайдеру, пришедшему в клуб в конце 2017 года.

Сбор и просеивание значительного объёма информации требует значительной работы. Готовя отчёт по Риду, Снайдер и Бороски использовали отчёты скаутов из архивов клуба по его любительской и профессиональной карьерам, данные аналитиков и другие источники. Но просто иметь доступ к информации недостаточно. На этом этапе к бригаде Бороски, Снайдера и Дума присоединяется тренер-аналитик Джонатан Эрлихман. Их задача — выделить из всего массива данных самое главное, то, что поможет питчерам «Тампы» стать лучше. Менеджер команды Кевин Кэш высоко оценивает их труд, говоря, что сам он такой объём данных осмыслить и понять не в состоянии.

Всё это напоминает айсберг. Сами питчеры видят только небольшую часть всей информации, именно ту, которая нужна им, чтобы действовать эффективнее. Делая свои презентации, Снайдер больше напоминает учителя: разбивает широкие вопросы на отдельные фрагменты, использует наглядные пособия, использует цифры, чтобы устранить из уравнения неверную точку зрения.

Сам процесс всегда начинается с выстраивания отношений между тренером и игроком. На этом же этапе команда понимает полезность каждого питчера, его ценность, восприимчивость к новой информации. Диего Кастильо, например, уже давно сотрудничает со Снайдером и знает, что тренер обратится к нему только с действительно важным вопросом или предложением. Фэрбенкс же требует от тренеров максимальное количество данных. Такого же подхода придерживается кэтчер Майк Зунино, считающий, что на горке питчер должен думать о выполнении подачи, а не обработке большого объёма информации.

В «Рейс» не придерживаются философии «один размер для всех» за исключением одного момента — от питчеров требуется бросать в страйковую зону и как можно быстрее делать два страйка. Пути, которыми игроки реализуют эту концепцию, зависят от их сильных сторон.

«Подчёркивая сильные стороны игрока, мы даём парням знать насколько они хороши и почему именно», — говорит Снайдер. — «Это простая вещь, но такие послания дают результат, а игроки ощущают поддержку».

Тренер на раннем этапе сотрудничества придерживается простых мыслей и установок, потому что время копнуть глубже всегда найдётся. Тренеры команды могут подсказать, что нужно изменить в арсенале подач, хвате мяча, технике броска и многих других деталях, но приоритет остаётся за простыми вещами.

Показателен пример уже упоминавшегося Криса Арчера. По его собственному признанию, во время предыдущего периода выступлений за «Рейс» он не был открыт для советов тренеров, основанных на аналитике. Вернувшись в «Тампу», Арчер сам подошёл к тренерам и спросил: «Что сделает меня лучше?» Весной Снайдер и его коллеги много времени уделили работе над его арсеналом, чтобы дополнить фастбол и слайдер лучшей из возможных версий чейндж-апа.

Год назад Тайлер Гласноу был питчером с двумя подачами, но в День открытия этого сезона он продемонстрировал, что пополнил арсенал качественным слайдером. Для того, чтобы игроки прогрессировали в этих аспектах игры, в «Тампе» создана настоящая лаборатория. Она представляет собой зону, оборудованную системой TrackMan и специальными камерами. Один такой комплекс установлен на стадионе «Тропикана Филд», второй — в тренировочном центре в Порт-Шарлотте. Именно здесь родился слайдер Тайлера Гласноу. Результаты работы над подачей стали видны буквально через пару месяцев.

Задача клуба состоит в том, чтобы понять, что питчер делает действительно хорошо, и создать ему условия, чтобы он демонстрировал это в каждой игре.

«Каждую весну мы повторяем парням — вы здесь не случайно», — говорит Снайдер.

Многорукая Гидра

В начале весенних сборов молодой кэтчер Блейк Хант, один из игроков, пришедших из «Падрес» во время обмена Снелла, сделал довольно проницательное замечание.

«Никого нельзя охарактеризовать как обычного питчера», — говорит Хант. — «Я думаю, что ни один лайнап в лиге не сможет чувствовать себя комфортно против этих парней. Каждый из них имеет свой особый образ, а когда вы к нему привыкаете, он резко меняется».

Этот аспект игры питчеров клуба привлёк внимание по ходу плей-офф прошлого сезона. Тогда они регулярно сбивали с толку оппонентов, каждый раз демонстрируя совершенно иную технику и другие детали броска. После завершения Мировой серии кто-то прислал Снайдеру изображение, показанное по каналу Fox — руки питчеров команды под разными углами в виде стрелок часов.

Возможно это какой-то побочный результат потребностей игроков в креативе, но все в «Рейс» понимают, какое влияние на результат оказало это разнообразие.

«Вы можете выставить семь парней, которые будут бросать со скоростью 98 миль в час. Но если они будут делать это одинаково, то это всё равно, что увидеть семь раз одного и того же игрока», — говорит Бороски.

Вы вряд ли увидите в составе «Тампы» много похожих питчеров. Он полон исключений и даже крайностей в различных категориях. Например, в прошлом сезоне у Тайлера Гласноу при фастболах среднее расстояние между точкой выхода мяча и кэтчером составляло 7,7 футов. Это на 1,3 фута больше среднего значения по лиге. Райан Ярбро обладает самой низкой скоростью выхода мяча при подаче среди всех питчеров, сыгравших не менее 300 иннингов с 2018 по 2020 год. Эти два питчера являются первыми номерами стартовой ротации «Рейс» и прекрасно иллюстрируют, как два дня подряд соперник вынужден адаптироваться к совершенно разным стилям игры.

Ещё три ветерана, пришедших в статусе свободных агентов, имеют свои особенности. Никто из стартовых питчеров не использует кервбол чаще, чем Рич Хилл. Сильные стороны Арчера это фастбол, отличающийся от подачи Гласноу, и слайдер. Чейндж-ап Майкла Ваки в прошлом сезоне провоцировал взмахи битой в 40,8 % случаев и этот показатель на 9 % выше среднего по лиге. При этом Кайл Снайдер подчёркивает, что подобный разброс стилей среди игроков стартовой ротации сформировался непреднамеренно.

Среди реливеров это многообразие выражено ещё ярче. В поздних иннингах Фэрбенкс подаёт высокие фастболы и слайдеры, Кастильо провоцирует холостые взмахи битой при помощи синкеров. Чаз Роу бросает слайдер с самым большим горизонтальным смещением в лиге. Коллин Макхью — мастер кручёных подач. Эндрю Киттредж генерирует граундболы синкерами и слайдерами. Этот список можно продолжать.

Вот так «Рейс» год за годом максимально эффективно используют своих питчеров, реализуя их сильные стороны и делая так, что даже самые простые подачи в их исполнении каждый раз удивляют отбивающих соперника.