5 мин.

Полная КАСКА

Денис Казанский завел в ЮАР странное, но любопытное знакомство. Человек, делающий на всю страну макарапы – головные уборы, которые вы можете увидеть в любой трансляции чемпионата мира.

С раннего утра в металлической коробке моего почтового ящика билось письмо: «Мастер приехал! Он ждет вас. Приезжайте как сможете». Я до конца не верил, что это возможно. Как-то так довольно просто все выходило: пришли на выставку современного искусства Йобурга, там просто набросились на цветные вувузелы и макарапы – фотографироваться, спросили, кто все эти чудеса чудные делает – «Мастер Лаки» – мы тут же зацепились, ведь из этого можно сделать сюжет! – «попробуем вызвонить, но не обещаем». И вот письмо.

– Я Лаки, – на меня смотрел улыбчивый немолодой мужичок. В его руках было два несвежих пакета, на голове чумазая шапка, а из-под черной куртки выглядывал престарелый шерстяной свитер. Художник он и в Африке художник.

– Здрасьте. Я из России. Мы хотели бы снять вас за работой, в студии. Как вы творите. - Да без проблем. Только у меня студии нет. Так, во дворе и творю. - Нормально. Мы за вами на своей машине поедем. - Не пойдет. У меня нет машины, я на маршрутке приехал. Так что я с вами.

Наш навигатор показал его район почти в часовом расстоянии. Где-то в краю Соуэто. Поехали. А, кстати, чего вы так Соуэто боитесь. Нормально там, а дураки везде есть. Дороги в ЮАР бесподобны. Это от Москвы до Рязани вы можете с легкостью уничтожить свое авто, а здесь сеть дорог просто безупречна. Что в городе, что за ним, что в Кагисо, извините за выражение. А вот пейзаж вдоль дорог отличается не сильно. В Йобурге все-таки поярче это выглядит: времянки, которых и хибарами назвать нельзя, в астрономическом количестве смотрят на красивые и богатые дома. Дичайший контраст.

– Опять Соуэто? – наш оператор Соло, он же водитель, едва заметно поморщился. - Соуэто? Нееет. Это рядом, но я живу в Кагисо. Знаете, что на стенах? Это медали победителя легкоатлетических соревнований и фотографии игроков команды «Кайзер Чифс» - Зажиточно, – оценил Соло. - Это дочь старается. Мы тут с ней. Жена с мамой и младшим моим под Преторией. Тут мы вместе не поместимся. А мне ближе к работе. - Так вы ж говорите безработный? - Искусство – это не работа. Это призвание. Хотя для меня это хлеб и масло, – философствовал Лаки. Сейчас я вам покажу как все делается.

Во дворике появились два стульчика, а из двух тех самых пакетов появились банки с краской и шлем – макарапа. Лаки вытащил из дома паяльник и приступил к делу.

– Я уже десять лет их делаю. Работы не было, а потом как-то раз! – осенило. Ведь кругом никто их не делает, а у меня с руками полный порядок.  И покатилось. В день, если соберусь, восемь штук могу сделать. Но это поток. Только под заказ я так работаю. А так, очень люблю повозиться – ведь это же качество какое. Иногда одну макарапу делаю пять-семь часов. Профессиональные удачи требуют особого отношения. Такого ещё не было, чтобы «особая» макарапа кому-нибудь не подошла! - А сейчас какую серьезную делать будете? - Так, нормальную. Видишь, каска оранжевая – это для голландцев. Их тут много и они точно купят. А вот бразилы не знаю. Хотя я в них верю.

Куском резины, которая заменила Лаки линейку, он проводил ровные полосы. Ручкой обводил крышку от баклажки («Это Джабулани будут – в смысле мячи»), затем по линиям прошелся паяльником. Затем нож – и макарапа обозначила свою новую форму. - Садись, Слай. Теперь  твоя очередь, – Лаки покровительственно разрешил ученику раскрашивать макарапу, – только гляди цвета не перепутай, иначе сам все переделывать будешь!

У Лаки целых два ученика. Деньги, какие-никакие, этот труд приносит. Одна макарапа стоит примерно 250 рандов, около тысячи рублей в пересчете. Почти все расходятся. Конечно, Лаки и вся компания ждали просто макарапий бум во время чемпионата мира, но отчего-то каски идут плохо. Он очень переживает.

– Наверное, от того, что люди не знают, как их домой везти, – предположил Лаки. Уже прощаясь, на камеру он произнес проникновенную речь. Невольно вспомнился наш экскурсовод по трущобам Соуэто. Похожего, конечно, мало – но ощущение... Я тут же пристрелил в себе это самое «ощущение», ведь на меня смотрел человек, который своими руками делает удивительные вещи.

– Макарапы для меня все. Воровать я никогда не буду. А работы нет. Только за счет них и живу, как и вся моя семья. У вас в России есть макарапы? Нет? Дайте мне заказ и я на всю вашу страну эти штуки наделаю. Мне нужны деньги – это да. Но я также хочу, чтобы я был нужен как художник. А знаете, что я сделаю, когда получу много денег? Я выкуплю у старухи, что сдает мне дом – и дом и вот эту пристроечку, и сделаю в ней мастерскую. А чего? Пусть дети приходят и рисуют. Да пусть и взрослые приходят! Так же жить легче.

Когда выключилась камера, Лаки спросил: – Вам понравилась моя история? Я кивнул. Лаки довольно улыбнулся. Я никогда не понимал художников, не понял и сейчас.

P.S. Подписывайтесь на наш блог! Во время чемпионата мира «Футбольный клуб» выходит в эфир каждый день в 12:00 на канале «НТВ+Футбол», а также на сайте www.ntvplus.ru. Смотрите сюжеты из ЮАР в телеверсии и следите за обновлениями блога.