6 мин.

Вжик-вжик-вжик

Фехтование со мной, а я с фехтованием познакомились давно – лет двадцать назад. Благодаря отцу. Папа был деканом художественно-графического факультета. Не знаю, проставлял ли он зачёты таким образом, но в качестве практики у некоторых из студентов под новый год появлялось занятие – придумать и изготовить мне костюм на детсадовский, а потом и школьный утренник. Это вам не крынки с яблоками рисовать. Кстати, потом, точно знаю, такая практика студентам очень даже пригодилась: их дети щеголяли в эксклюзивных вариантах новогодних костюмов.

Во втором классе я был мушкетером. Роскошная шляпа, театральный грим (усы в завиток), высокие сапоги, специально под костюм взятые у танцевального коллектива и выкрашенные в синий под цвет мушкетерской накидки. И шпага. Представляете, как её мог изготовить настоящий мастер по дереву: серебряная гарда, резная ручка, блеск словом. На ёлке я купался в лучах популярности: друзья выстраивались в очередь «пофехтовать», ну а дамы… да во втором классе… млели просто! Конечно, через какое-то время в каком-то содержательном поединке во дворе я её сломал. Но осталась память о костюме и серебристой гарде. С тех пор мы с фехтованием развивались параллельно друг другу. И, что характерно, не особо переживали по этому поводу. Конечно имена Колобкова и Позднякова, мне как любому россиянину, говорили о силе и непобедимости русского оружия. Вместе со всеми я радовался их энным медалям, но что один из них саблист, а другой шпажист – это уж извините, как-нибудь без меня.

2 октября в СКК «Петербургский» я вижу, как Станислав Поздняков становится пятикратным чемпионом мира. Более того, комментирую этот процесс. В финале красавчик Альдо Монтано, тот, что в своё время увёл девушку у Кристиана Вьери, разрублен на кусочки. Визжание девиц и сброшенная маска итальянцу не поможет. Сквозь визор на него смотрит ПОЗДНЯКОВ. Майкл Джордан фехтования – это для непосвященных (каким до сентября был я).

Приобщение футбольного комментатора к фехтованию, как Вы понимаете, инициатива не снизу. «НТВ-Плюс» эксклюзивно показывает чемпионат мира в Питере и нашей штатной фехтовальщице Елене Гришиной тяжеловато было в одиночку полторы недели «окучивать» турнир. Вот меня в помощь и отрядили.

Первым делом в книжный. Скупаю литературу, в которой хотя бы раз упоминается слово «фехтование». Лена Гришина приглашает на тренировки в школу, где она занималась. Там я постигаю все тонкости этого «..уноси готовенького». Дальше: чемондан–вокзал–Петербург!

В холле гостиницы она кивает на скромненького такого паренька, если бы не форма сборной Франции подумал бы, что это носильщик. А так олимпийский чемпион Брис Гайард. На тренировочных дорожках разминается гламурный такой паренёк, все время причёску поправляет. Лена: «Запомни его. По нему половина Германии с ума сходит. Будет чемпионом». Это был Питер Йопих.. В Питере конечно же выиграл. Стал трёхкратным чемпионом мира в рапире. До него никто такого не добивался. В общем, с партнёром по комментариям крупно повезло. Сама пофехтовала (мсмк на всякий случай) все знает и говорит – заслушаешься.

В фехтовании сложная система отбора на Олимпиские игры. Напрямую после победы на чемпионате мира в Пекин не уедешь. Но очки для рейтинга заработать можно приличные. Вот и едут со всех концов света. Кто-то за эти очки бороться, а кто-то просто «пофехтовать». Как, например, парочка из Сенегала. Тренер и спортсмен. Товарищ в зеленом вылетел сразу же на какой-то 1/256 финала. Умаялся жжжуть. И никто бы про них ничего не узнал, если б они не уснули во время одного из финалов. Их снимали на мобильники, подсаживались сзади и фотографировались на их фоне. Им, хоть бы хны – они спали могучим сенегальским сном.

По иронии судьбы с того места, где спали фехтовальщики из дружественного Сенегала, лучше всего можно было запечатлеть…пожар. Женская шпага. Поединки один за другим. Мы с Леной «колем» то на жёлтой, то на зеленой дорожке. «Живые» поединки закончились и в режиссерской запускают кассету с очередным поединком в записи. Стартуем. Вдруг, девичьи визги. Ноль эмоций, может там Альдо Монтано или кто-то из этой серии в народ вышел. Визг усиливается. Мужской крик добавляется, а главное стрельба какая-то. Я отрываю глаза от монитора и вижу, что метрах в десяти горит синим пламенем осветительная техника.

Толкаю Лену. Она вся в поединке. Недовольно косится: чего надо? Я пальцем в небо тычу: смотри, что делается. Её глаза округляются и она задумчиво так произносит: «У нас тут что-то типа пожара». По техсвязи кричу, чтобы ставили кассету, потому как надо выходить из эфира. Ведь огонь подбирается. На что режиссер замечает: «Продолжаем работать. Огня в кадре нет!!» Мы ему шлём большой привет в несколько непечатном варианте и сломя голову вылетаем из студии. Над дорожкой мгновенно вырастает хитрая конструкция на которую взбираются – внимание – секьюрити!! Они вооружены порошковыми огнетушителями. Борьбу с огнём проигрывают напрочь. Он всё больше и больше и грозит обернуться большими проблемами нашей студии.

И тут вплывает ОН. Наверно так же в гавань реки, скажем, Воронеж или Яузы, войдёт океанский лайнер «Queen Mary 2». Представляете картину?Сколько будет пафоса. Вот точно также в зал СКК вошёл ПОЖАРНЫЙ.

Точно не видел, но почему-то думаю, что у него, как у лейтенанта Кобретти должна была быть спичка в зубах. Для солидности. Руки в брюки. Скользнул взглядом по этому пламени, взвесил глазами этих дилетантов, скрылся в помещении и вышел с какой-то установкой. Черная струя за секунду убила огонь. Пожарный вернул руки в исходное положение и «уплыл» под восхищенные взгляды японок, немок и француженок. Какие тут альды монтаны…

Наша студия находилась рядом с одним из помостов. Мы могли видеть и слышать все эмоции спортсменов и тренеров и… телеоператоров. Один из них подобрался на расстояние «видеокамеры» к тренеру шведской фехтовальщицы Эммы Самуэльсон. Оператор снимает. Тренер «бодрит» свою спортсменку на шведском. Судя по тону звучит что-то типа «Вперед, Эмма! Коли её, коли!!». Она колет, идёт вперед и вдруг пропускает укол. Тренер всё так же громко кричит такое, отчего оператор буквально отваливается от камеры. Он на чистом русском языке гневно спрашивает шведку Эмму Самуэльсон: «Что ж ты делаешь, б****!!!!» Так я узнал, что со многими иностранными спортсменами работают отечественные специалисты. И ведь здорово работают. Самуэльсон – серебряная призерка чемпионата Европы. В личных видах спорта такие тандемы сплошь и рядом. А в футболе наоборот. Но сейчас не об этом.

Кстати, футбол мелькнул на фехтовании. Дважды. В первый и предпоследний день турнира. В первый трибуны СКК были пустыми. Чемпионат начался в два часа дня, а в это время в Питере играл «Зенит». Моей соведущей это объяснение не понравилось. Более того, я утверждал, что народ подойдёт, как только Зенит победит. Это будет вечером. Она не верила. Финал женской шпаги Елена Нечаева – Тан Ксю (Китай) прошёл при аншлаге.

А в предпоследний день, в его середине, неожиданно «рассосалась» публика, включая спортсменов. Всю компанию обнаружили в небольшой столовой СКК. Там был единственный телевизор. Все ушли смотреть «Зенит».

Денис КАЗАНСКИЙ