10 мин.

Сезон 1885/86

Первый профессиональный.

Кубок

20 июля 1885 года в лондонском отеле «Андертонс», на Флит-стрит, члены Футбольной Ассоциации проголосовали за легализацию профессионализма. Чтобы этого добиться, его сторонникам понадобилось несколько лет. Теперь их признали официально, однако сразу же максимально ограничили. К участию в кубковых турнирах профессионалы допускались только если родились или минимум два года прожили в радиусе 6 миль от стадиона или штаб-квартиры своего клуба. Им не позволили посещать заседания местных и национальных ассоциаций, и вообще состоять в их комитетах. Запретили в течение сезона выступать больше чем за одну команду и обязали ежегодно регистрироваться в ФА. За отсутствие регистрации игроку или клубу полагалась дисквалификация.

Эти правила заработали с сезона 1885/86. Далеко не всем из тех почти 40 команд, что решили стать профессиональными, удалось их четко уяснить. Показательнее всего не удалось «Престон Норт Энд» и «Болтон Уондерерс». Оба считались активными пользователями профессионализма еще до его принятия. В январе 1884-го «Престон» даже отстранили от Кубка Англии на целый сезон.

12 декабря 1885 года они встретились на болтонском «Пайкс Лэйн» в матче третьего раунда. Из-за новых требований обеим командам пришлось играть не совсем основой. При этом и у тех, и у других в составах все равно оставались некоторые «неподходящие» футболисты, которым в случае выхода на поле светило наказание. Вероятно, оба клуба знали, на что шли. Матч выдался отличный, «Престон» победил 3:2, но едва рефери мистер Слоун объявил об окончании игры, как команды принялись за подачу жалоб друг на друга. Секретарь «Болтона» Джеймс Бентли заверил, что «престонские» шотландцы Джорди Драммонд и Джимми Росс не имели права играть, поскольку еще не прожили в городе двух лет. Президент «Престона» Уильям Саделл в ответ указал «Уондерерс» на их собственный промах – валлийского защитника Джона Пауэлла. В итоге и «Престон», и «Болтон» остались ни с чем. В конце года-начале следующего ФА рассмотрела оба протеста и поочередно исключила клубы из розыгрыша Кубка.

«Норт Энд» и «Уондерерс» при этом провели очень сильный сезон и по результатам были в числе лучших команд Британии. Если бы хоть один из них остался в турнире, то его история могла быть иной.

                                        

                                      «Болтон Уондерерс» с Кубком Ланкашира (по центру), сезон 1885/86

За трофей сцепились другие. Единственным любительским клубом в полуфинальной четверке 1886 года стал один из представителей уходящей любительской эпохи – «Свифтс» из Слау, что в Бакингемшире. Последний раз они привлекали к себе внимание в середине 1870-х, когда дважды заходили в полуфинал. Тогда и в дальнейшие годы команду за собой вели братья Бэмбриджи – всего их было пятеро, но все вместе они играли редко. К сезону 1885/86 продолжал выступать только Чарли (на снимке ниже), самый младший и самый успешный из них: топовый крайний нападающий и на тот момент лучший бомбардир сборной Англии (12 голов).

Каждый год «Свифтс» по возможности приглашали поиграть в Кубке разных видных исполнителей. В том сезоне, например, в полузащите выходили капитан сборной Уэльса Хамфри Джонс, опытный Сесил Холден-Уайт из «Клэпэм Роверс» и молодой Фрэнк Сондерс из сборной Кембриджа. В атаке разгоняли 20-летний крайний форвард Джордж Бранн, к весне доигравшийся до сборной, и Фрэнк Поусон, за сборную уже не игравший. А на левом фланге Бэмбриджу помогал не менее выдающийся, чем он сам, шотландский форвард доктор Джон Смит.

В отличие от прошлых лет «Свифтс» на этот раз повезло не наткнуться на больно сильного соперника и дойти до шестого раунда. Там им попались дебютанты Кубка из «Саут Шора» (будущий «Блэкпул»), успевшие немного пошуметь. В предыдущем круге они сенсационно, хоть и в большинстве, выбили одного из фаворитов – «Ноттс Каунти» (2:1). Говорили, что они могут пройти и в полуфинал. Снова играя у себя дома, «Саут Шор» доминировал почти весь матч. Сделать необходимую для победы разницу помешала лишь неберущаяся оборона «Свифтс». Блэкпульцы открыли счет на 2-й минуте. Ближе к получасу их голкипер зря поверил, что мяч после углового кого-то задел и пропустил (прямым тогда нельзя было забивать). К перерыву «Свифтс» заработали еще несколько корнеров и довели до точного удара Бранна, а во втором тайме просто выстояли.

                                                       

                                                          Чарли Бэмбридж, середина 1880-х

Где-то неподалеку к своему третьему подряд Кубку Англии шел «Блэкберн Роверс». Их полуфинал со «Свифтс» был назначен на 13 марта. Предпочтение отдавали южанам. Тому были причины: «Роверс» неважно смотрелись в шестом раунде с «Брентвудом», капитан Джимми Браун отходил от травмы, вдобавок потеря двух лидеров – полузащитника Джимми Форреста и правого нападающего Джо Лофтхауса.

На размокшем от ночного снега поле «Каунти Граунд» в Дерби «Блэкберн» показал, как чемпионы умеют решать проблемы. Молодой форвард Нэт Уолтон, заменивший Лофтхауса, открыл счет ближе к получасу игры: Браун после прохода подал к воротам, Харри Феситт попал в перекладину, а Уолтон добил. До смены сторон «Свифтс» успели сравнять – Бранн и Смит организовали гол Бэмбриджу. Парни из Слау живо начали вторую половину, но скоро лимит их сил практически закончился. «Роверс», напротив, были в порядке. Те 8-10 тысяч зрителей, что приехали из разных городов страны, вполне могли делать ставки на то, хватит ли геройств голкипера «Свифтс» Локхарта-Мура на то, чтобы его команда задержалась на овертайм, а то и переигровку. Не хватило: примерно в середине тайма Уолтону удался хороший прорыв по правому краю и точная передача на Соуэрбаттса – 2:1.

В четвертый раз за пять сезонов «Роверс» добрались до финала Кубка Англии. И хотя народ в Блэкберне уже привык к таким вещам, команду свою в Лондон они провожали по всем стандартам – заполнили городской вокзал и приветствовали футболистов, шедших к вагону. Голкипер Херби Артур появился с большой сигарой во рту, и по пути получил немало советов на счет того, как ему следует сыграть. Херби наверняка знал и сам, иначе финал с «Вест Бромвич Альбион» закончился бы по-другому.

«Вест Бром», три-четыре года назад малоизвестная стаффордширская команда, в том сезоне рвался к национальному признанию. На первый взгляд они были сильнее «Блэкберна», проигравшего почти половину своих матчей. В Кубке «ВБА» выбил крепкие «Олд Картезианс» (1:0), «Олд Вестминстерс» (6:0) и «Смолл Хит Альянс» (4:0). «Блэкберн» справился только со «Свифтс». Победа «Вест Бромвича» казалась реальнее. В пользу ланкаширцев была лишь их репутация: «Роверс» в товарищеских матчах и «Роверс» в кубках – две разные команды.

Иногда ежегодная регата Оксфорда и Кембриджа проходила в один день с финалом Кубка Англии. Стараясь быть в теме, водители лондонских кэбов и омнибусов лепили на свои экипажи или хлысты темно- или светло-синие ленты. А еще никогда не отказывали себе в удовольствии постебать ребят из провинции, приехавших в столицу поддержать свой клуб, – например, вопросом: «Твоя мать знает, где ты сейчас?»

В 1886-м регата и финал совпали в третий раз. После полудня народ собрался посмотреть на заезд университетов, а к четырем часам большая его часть потянулась к стадиону «Кеннингтон Овал». Так же поступили и футболисты «Блэкберн Роверс», за что чуть не поплатились. Они толком не пообедали и еле успели на матч, который и без того перенесли на 45 минут, чтобы дождаться всех желающих. Именно этим в истории «Роверс» за 1928 год и объяснялась их невнятная игра.

«Вест Бром» создал гораздо больше моментов, практически не давал свободы у своих ворот, и не победил только потому, что «Блэкберн» исключительно сыграл в обороне. Особенно защитники Ферги Сутер с Диком Тернером и, конечно, Херби Артур, сделавший с десяток отменных сэйвов. «ВБА» хотел и надеялся решить вопрос в дополнительное время, но «Роверс» резонно отказались. Представители ФА тут же устроили совещание в павильоне стадиона и объявили, что переигровка пройдет через неделю.

Впервые в истории турнира главный матч состоялся за пределами Лондона – в Дерби. «Вест Бромвич» состав менять не стал, а вот комитет «Роверс» наоборот: они убрали из полузащиты Джо Хейса, поставили туда правого форварда Джимми Дагласа, а на его место выпустили Нэта Уолтона. Sporting Life писала, что «Вест Бромвич» не был настолько хорош, как в первой встрече. «Блэкберн» естественно тоже не дотягивал до себя образца последних сезонов. Однако в этом матче, когда нужно, у них здорово работала не только защита, но и нападение.

На 27-й минуте Уолтон вернул мяч к воротам после выноса, вратарь Боб Робертс его отбил, а Харри Феситт отдал Джо Соуэрбаттсу на гол – 1:0. Во второй половине «Альбион» искал способы сравнять, народ подгонял их в каждой атаке, а «Блэкберн» прижимался все сильнее. И так в целом продолжалось до самого конца матча. Но еще в середине тайма гений капитана «Роверс» Джимми Брауна, по сути, все решил. В прошлых победных финалах Браун обязательно создавал или забивал, и сделал то же самое в третьем. Журналист Джимми Кэттон вспоминал, что никогда не видел такого изумительного дриблинга: на 65-й минуте мяч выскочил из толпы у ворот «Блэкберна», Браун подхватил его и побежал вперед, по пути оторвался от Эзры Грина и пробил метров с 20, мяч чуть задел защитника Харри Белла и пролетел мимо Робертса – 2:0.

                                     

«Блэкберн Роверс» в третий раз подряд выиграли Кубок Англии. За это президент ФА Фрэнсис Мэриндин во время награждения вручил Брауну не только трофей, но и серебряный щит. Он тепло поздравил Джимми и добавил, что теперь «Роверс» сравнялись с великими «Уондерерс» 1870-х. Брауну такое сравнение, кажется, не понравилось. В ответ он тихо заметил, что в те годы футбол лишь зарождался. И с этим трудно было поспорить.

Финал

«Блэкберн Роверс» – «Вест Бромвич Альбион» 0:0; 2:0

Голы: Джо Соуэрбаттс, 27, Джимми Браун, 65

«Блэкберн Роверс»: Херби Артур – Ричард Тернер, Ферги Сутер – Джо Хейс, Хью Макинтайр, Джимми Форрест – Тот Страчан, Джимми Даглас, Джимми Браун, Джо Соуэрбаттс, Харри Феситт, и Нэт Уолтон.

Сборная

Англичане первыми легализовали профессионализм. Их соседи еще несколько лет не решались последовать примеру. Яростнее всех любительство отстаивали шотландцы. Они запрещали своим клубам играть с профессионалами и отстраняли футболистов, уезжавших в Англию выступать за деньги. Из-за этого в сезоне 1885/86 отношения между странами испортились. Под угрозой отмены оказались матчи сборных.

Разобраться с этим попробовали на общем собрании представителей всех четырех островных ассоциаций. Организатором неожиданно стала ирландская сторона. 16 февраля 1886-го в Ливерпуле ей удалось устроить почти полноценную конференцию. Англичане посчитали, что им обсуждать там нечего – в их сборной будут и любители, и профессионалы – и не поехали. Хотя затея удалась и без них. Втроем шотландцы, валлийцы и ирландцы постановили, что: принимать или не принимать профессионализм каждая страна решает самостоятельно; так же следует поступать и с определением самого понятия «профессионал».

Англия потом приняла эти и пару других предложений, и весенние матчи сборных благополучно состоялись. Правда, шотландцы все-таки настояли на одном неприятном условии – Джимми Форресту, как профессионалу, пришлось играть в отличной от партнеров форме (вероятно, в клубной).

Калейдоскоп

На той же февральской конференции ее участники задумали провести летом еще одно заседание и поговорить там о правилах игры и других важных вопросах. До этого уже существовала такая штука, как ежегодная конференция секретарей футбольных ассоциаций, а 2 июня 1886 года все это превратилось в Международный совет футбольных ассоциаций (IFAB). С тех пор он остается единственным органом, который отвечает за контроль над правилами игры и за любое их изменение.

Сезон 1880/81 | Сезон 1881/82 | Сезон 1882/83 | Сезон 1883/84 Сезон 1884/85

Забытая революция. Часть перваявторая и третья

Архив блога | VK