10 мин.

Новые французские стадионы: страх грядущей пустоты

Франция практически готова принять Чемпионат Европы, но, что будет в дальнейшем с новыми аренами? Оказывается у Франции гораздо больше общего с Россией, чем может казаться на первый взгляд!

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/9/f1/2fd50f134499fbc9e6f17e9595901.jpeg

9 января, воскресенье. Открытие нового стадиона "Лиона" увеличило список современных стадионов – новых или реконструированных – которых французский футбол так горячо, так искренне ожидал, которых призывал к появлению всей силой своего голоса.

Строительство шло задорно, сопровождалось, естественно, обещаниями и заверениями, мол финансирование вкладывается без сожаления, что новые арены позволят вывести французский футбол на новый уровень, и, конечно, что они станут гарантом привлечения достаточного количества зрителей. Возможно, что пока ещё слишком рано для того, чтобы делать выводы, но первый опыт заставляет сомневаться в возможности достижения поставленных целей.

Первое, что уже недействительно, да ещё и особенно наглядно (но при этом, конечно, весьма предсказуемо), что государственно-частное партнерство не стало анонсированной панацеей от проблем. Более того, удивительный пример стадиона в Ницце – это прекрасная иллюстрация ловушки для государственных финансов. Что касается ожидаемой публики, то её ещё приходится ждать.

Хорошо сложены, плохо заполнены

В Лилле, Ницце и Бордо новые арены уже нахоядтся в эксплуатации. Что скрывать, они продемонстрировали воплощение свежих архитектурных решений. Но их эффект на посещаемость различен и, в целом, довольно разочаровывающий (Цифры других реконструированных стадионов кроме "Парк де Пренс" не будут пока представлены: "Стадион" в Тулузе – в процессе переоборудования, "Жоффруа-Гишар" – известен многочисленными техническими решениями во время работ, и, наконец, "Феликс-Боллар" в Лансе стал приютом местного клуба в Лиге 2).

В первой половине сезона, в то время как общая сумма заполняемости стадионов Лиги 1 – 70%, три новых арены показывают следующую "эффективность": 52,3% для Ниццы, 60,2% для Бордо и 61,8% для Лилля. "Алльянц Ривьера" наполовину пуста, "Матмут-Атлантик" и "Стадион Пьера Моруа" не собирают и 2/3 мест!

Для этой статистики LFP (по решению Комитета по стратегическому развитию стадионов) попросила клубы отказаться в нынешнем сезоне от "общей вместимости" в пользу так называемой "коммерческой вместимости", которая соответствует действительно количеству проданных мест. Исключаются места в "слепых зонах", места для прессы или разделительные сектора между фанатами. Все это было сделано для улучшения показателя заполняемости стадионов.

Посещаемость

Также вызывает тревогу сильный спад в посещаемости, наблюдаемый по сравнению с первым сезоном, проведенным на новых аренах: минус 6 000 зрителей в Ницце в 2015/16, хотя клуб провел потрясающий первый круг, показывая привлекательный футбол; минус 10 000 в Лилле, где количество абонементов упало с 30 500 в 2012/13 до 24 000 в минувшем сентябре. "Лилль", впрочем, сам виноват, что дошел до такой жизни – результаты каждого из двух последних сезонов каждый раз хуже предыдущего!

Эффект новизны, таким образом, не стал больше длиться больше положенного, карета превратилась в тыкву. И как многие этого ожидали во Франции, лишь клубы с тотальным спортивным успехом могут надеяться на то, чтобы обеспечить долговременные аншлаги. Но и серьезные афиши порой это не гарантируют.

Посещаемость

 

"Лилль" и "Ницца" могут всегда кичиться тем фактом, что по сравнению со старым стадионом их посещаемость в любом случае значительно выросла. Но от самой простой проблемы невозможно убежать – это визуальная проблема. Вы можете несколько раз сказать, что на вашу команду стало ходить в несколько раз больше зрителей, но огромные пустые зоны на трибунах предательски отзовутся неприятным кашлем за вашей спиной. Огромные пустые зоны не дадут вам закрыть глаза, так как оказывают влияние на падение прибыли с продаж билетов и порождают вместе с тем проблему рентабильности. Ведь падение доходов от продаж билетов заставляет поставить напротив также налоги за использование, которые возросли на новых аренах, прочие коммунальные платежи и другие новые нагрузки.

Разочарование в Бордо и Марселе

Сиюяющему новому стадиону "Бордо" удалось обогнать "роскошный" стадион "Шабан-Дельма" в среднем на 1 700 зрителей! Похлопаем. Надо все же иметь веру в привлекательность современных арен, магическую силу инноваций, чтобы не только считать, что увеличение вместимости – в пике на 7 000 мест – принесет больше пользы, чем структурные или точеные улушения старой арены. На новом стадионе у "Бордо" рекорд 35 328 зрителей на игре Лиги Европы против "Ливерпуля". Это на самую малость больше, чем вместимость предыдущей арены.

Посещаемость

Аналогичные выводы следуют о судьбе нового "Велодрома". У него полностью изменилась крыша и, как следствие, серьезно изменился внешний вид.  Разница во вместимости составляет всего 7 000 мест. По сравнению с сезоном 2010/11 (прекрасным для Марселя, кстати говоря), который стал последним для старого "Велодрома" в его полной конфигурации, ведь затем начались различные виды работ, повлиявшие на вместимость. "Марсель" прошел с цифры в 85% заполняемости арены до 79% - в 2014/15, наконец, до …65% в 2015/16!   Изначально небольшая разница в прибавке в 2 000 по сравнению с 2010/11, но в дальнейшем последовала серьезная потеря в 9 000 зрителей! В наши дни матчи собирают 44 000 зрителей в среднем - против 51 000 в 2010/11. 

Посещаемость

Беспокойство, тем более, становится основательным, когда вскрываются цифры иных соревнований, помимо Чемпионата Франции: 8 800 зрителей в Лилле на 1/8 финала Кубка Лиги против "Лаваля"; 13 640 человек пришло в Бордо, чтобы поддержать команду против "Рубина" в Лиге Европы; менее 10 000 зрителей в последних матчах "Марселя" против "Браги" и "Гронингена".

Вдали от сердец городов

Помимо организационных причин, становящимися поводом для опасений переоценки возможностей новых стадионов, существует гораздо более конкретный фактор, определенный причем заранее – доступность новых арен! Все они действительно появились, что называется, на опушке, словно крупные торговые центры, должны были заставить зрителей мигрировать из сердец городов на их окраины. Там и земля дешевле, и операции с недвижимостью проводить удобнее, и коммерческие площади свободные, свободная ниши для урбанизации.

Казалось, что на пользу такой вынос огромных масс на окраины был и для финансирования общественного транспорта, а также создания новых транспортных развязок. Особенно чувствительной эта проблема стала для Бордо, где новый стадион по выражению Жерара Шоссе – председателя транспортной комиссии – находится "в полной заднице", у черта на куличках! Способность трамваев перевозить всех болельщиков недостаточна, и не хватает, по крайней мере, ещё одной объездной дороги, чтобы разбавить автомобильный траффик. Вопросы к любви в строительстве на удаленных пустырях следует направить также и в Лион, чей новый стадион базируется рядом с 2 трамвайными маршрутами и окружен перехватывающими парковками (бросаешь машину – берешь трамвай), с акцентом на подобные перевозки. Подобные меры вызывают опасения по поводу перегрузки движения, создания пробок, особенно при возвращении со стадиона.

Привлекательность новых арен может быть нивелирована их эмоциональнной удаленностью (ведь их прежние арены находились в самом историческом центре каждого из городов, имели непосредственную связь с каждым из мест,теперь подобная привязка разорвана) и удаленностью географической, создающей новые ограничений. Стадионам ещё только предстоит вписаться в проекты городского развития, они рискуют попасть в положение "вне игры", быть оторванными от городской почвы, от реальных городских процессов. Они будут вымышленными замками для вымышленных гостей, перед которыми чиновники уже успели ходайтойствовать, что они продвинутся вперед, если им дадут ещё больше комфорта и возможностей для потребления!

Расположение старых стадионов и новых арен относительно исторических центров городов

Недостаточная эффективность: да или нет?

Для новых стадионов испытания реальностью стартовали, и она станет для них крайне суровой. Она уже поставила им подножку из проплешин от 40 до 50% от общего количества мест. Мы можем видеть, как новые арены занимают места в аустайдерах по показателю заполняемости: "Лилль" (15-е место), "Бордо" (17-е место), "Ницца" (18-е место). Стадионы расширенные и облагороженные, как в Сент-Этьене (добро пожаловать на 9-е место с 69%) и Марселе (простите, но у вас 11-я позиция с 67%) могут пока рассчитывать лишь на места в середине таблицы.

Общая посещаемость Лиги 1 в сезоне 2015/16 и процент заполняемости арен

Безусловно, все новые стадионы фигурируют в числе 9 лучших по общей посещаемости, и, пожалуй, посещамость не является для клубов единственным ожидаемым показателем роста, ожидаемым от их арен нового поколения. Они, в основном, делают акцент на то, насколько заполнены ложи, рассчитывают их экономику, чтобы сделать переезд на новые арены рентабильным. Второй показатель, который волнует сейчас клубы – это чек по итогам "матч-дэй". Не так важно, сколько зрителей пришло. Важно сколько они потратили! Клубы ратуют, чтобы на новых аренах цифра в чеке росла. Но вот парадокс. Сейчас клубы не борются за то, чтобы к ним пришел новый зритель (ведь должен, по их мнению, работать эффект новизны), но и не особо готовы бороться за сохранение старого. Но первая волна пришла с сезона 2012/13 (одним словом, в первый сезон после открытия арен), новый сервис, конечно, способствовал росту увеличению посещаемости, но в нынешнем чемпионате мы становимся свидетелями резкого снижения количества зрителей, несмотря на расширение количества услуг. Конечно, в таких вещах играют роль многие факторы, к примеру, масштаб потенциальной аудитории, способность стадионов её поощрять и отталкивать, результаты команды, и такие определяющие факторы, как боязнь массовых мероприятий из-за угрозы терроризма. 

Средняя посещаемость Лиги 1

В любом случае нынешний результат далек от ожидаемого. Чемпионат едва обогнал уровень середины прошлого десятилетия, и это несмотря на появление нового ПСЖ! "Парк де Пренс", чья реконструкция была ограничена рамками возможностей модернизации является, конечно, положительным примером: 29 000 в 2010/11 до 47 000 четырьмя годами позже. Арена заполнена на 97% в нынешнем сезоне. Практически потолок!

Ошибки в моделировании

В проектировании новых стадионов, как оказалось, были отброшены многие спортивные и человеческие факторы, ими просто пренебрегли. Хотя это постоянно замалчивается, но стоит сказать, что их два: человеческая база в городах Франции недостаточна для того, чтобы обеспечить необходимую посещаемость вне зависимости от результатов.Культура футбола во Франции все-таки достаточно ограничена, её корни понятны и не столь длинны, как многим кажутся. Постоянные отсылки к немецкой и английской культуре должны быть уже дискредитированы, но они все ещё в ходу среди "экспертов".

Спортивная сторона, экономический успех стадионов напрямую связаны с тем, как выступает местная команда: вылетает она в низшие дивизионы, как произошло с "Ле Маном" и "Греноблем", следуют бедствия. Но проблема даже в том, что порой хороший результат не может дать гарантию рентабильности и притока зрителей.

Прежде всего, проблема в том, что чемпионство фактически зарезервировал "Пари Сен-Жермен", а мест в еврокубках явно меньше, чем претендентов. Невозможно, как говорится, положить все яйца на верх корзины. И не забывайте о человеческом факторе, в течение времени, когда были спроектированы и построены новые арены, самые ярые фанаты были репрессированы, лишены права на диалог и посещение стадиона и выездов. Толпа лишилась лидеров мнений, во многих случаях.

https://photobooth.cdn.sports.ru/preset/post/4/a9/a4d66166647899b1a33eef088cc2d.jpeg

 

Для тех, кто не может жить без цифр – 174 матча в Лиге 1 и в Лиге 2 стали предметом запрета для посещения фанатами только в нынешнем сезоне. Была сделана рискованная ставка заменить фанатов на зрителей более семейных, более потребляющих, экономически независимых, более многочисленных. И эта ставка пока проигрывает! Она становится тяжелым, но при этом, конечно, значительным просчетом в мире профессионального футбола.

Время – лучший судья, и ближайшее будущее даст свой вердикт о том, являются ли нынешние ожидания завышенными. Сейчас пока новые стадионы породили больше пустоты, чем новых болельщиков. Но, конечно, это не должно в прошедший уикенд пока беспокоить "Лион" и его 60 000 зрителей на новой арене.

Переведено и отредактировано с французского.