11 мин.

Гран При Сингапура: Льюису, наконец, повезло

Чемпионат мира 2014 года навсегда покинул Европу. Вслед за самым скоротечным Гран При сезона Формулу 1 принимала самая продолжительная по времени гонка. Ночной уик-энд в Сингапуре не изменил победителя Гран При, зато в турнирной таблице привел к масштабным перестановкам на всех этажах как Кубка Конструкторов, так и личного зачета.

Триумфатор

Льюис Хэмильтон не только остановил серию из четырех поулов подряд своего напарника, англичанин выиграл вторую квалификацию, а затем и гонку кряду! И если после их столкновения в Бельгии казалось, что чаши весов качнулись в сторону Росберга, то теперь, когда Хэмильтон отыграл 32 очка и вышел в лидеры чемпионата, все оказалось наоборот. А ведь не прошло и месяца!

Да, Льюис уже возглавлял чемпионат по ходу этого сезона, когда выиграл четыре Гран При подряд. Тогда, после пятого этапа, британец так же, как и сейчас, имел преимущество над напарником в три очка. Но полидировать в текущем первенстве чемпиону 2008 года удалось лишь на протяжении одной гонки, ибо уже в Монако Росберг вернул ситуацию в привычное русло и начал тотальное уничтожение Хэмильтона.

Насколько Льюиса хватит сейчас?

Преследователи

Себастьян Феттель

Из самого успешного пилота современной Формулы 1 27-летний немец в одночасье превратился в главного сдерживающего фактора чемпионской команды Red Bull. После половины выигранных Гран При Сингапура в истории, взятых причем кряду в три предыдущих сезона, Феттель помешал более успешному напарнику минимизировать потери в схватке за титул.

Да, Себастьян завоевал лучшее в 2014 второе место на подиуме. Немец впервые в сезоне лидировал. Однако пьедестал для действующего четырехкратного  чемпиона лишь третий в году, в то время как его напарник выиграл уже три гонки. А лидировал Феттель лишь круг, ибо ровно столько потребовалось Хэмильтону, чтобы после лишнего относительно Red Bull третьего пит-стопа догнать и обогнать немца.

Себастьян даже на самой успешной для себя городской трассе, где участвовал во всех этапах автодрома и повторил достижение Алонсо, взяв пять подиумов, проиграл в квалификации Риккьярдо. Ранее, напомню, и Уэббер, и Бурдэ всегда стартовали позади на Марина-Бей. И даже в условиях уже традиционно лучшего, чем у напарника старта, и перманентного пребывания впереди Риккьярдо по ходу гонки Феттель на последних пяти кругах явно был уязвим для атаки соперника. Если бы это не был напарник… А ведь между Себастьяном и Даниэлем отрыв аналогичен расстоянию австралийца до лидирующего дуэта Mercedes в схватке за титул, и таким нежеланием помочь партнеру по Red Bull немец качает чаши весов у сторону соперников из «серебряных стрел».

Герои

Жан-Эрик Вернь

Потеряв место в команде, а возможно в F1, француз не унывал, а продолжал бороться и, даже проиграв квалификационное сражение Даниилу Квяту, провел лучшую гонку в карьере, сначала опередив на трассе напарника, а затем и более топовых пилотов, финишировав на шестом месте. Вернь не только повторил свой лучший карьерный результат, но и прорвался с 14 места на 6-е за полтора десятка кругов: за пару кругов прошел столь серьезных бойцов как Хюлькенберг, Райкконен и Боттас, а за последний круг создал столь внушительный отрыв, что 5 секунд штрафа не сыграли никакой роли в постфинишном протоколе. Стоит заметить, что это были уже вторые пять секунд, которые добавляли судьи Жану-Эрику по ходу гонки в Сингапуре, и, тем не менее, молодой француз стоически перенес все невзгоды судьбы, заработав за сезон в два с лишним раза больше очков, чем напарник, с которым контракт продлили.

При этом почувствуйте разницу между ЖЭВом и другим талантливым дебютантом, Магнуссеном, который пилотировал следом и останавливался даже на два круга позже на третий пит-стоп. Если француз прорвался до 6-й позиции, то датчанин на McLaren с трудом взял последнее разыгрываемое зачетное очко. Немудрено, что с такими "успехами" команда из Уокинга уступила едва завоеванное 5 место в Кубке Конструкторов Force India обратно.

Серхио Перес

24-летний гонщик буквально повторил подвиг ровесника, с той лишь разницей, что финишировал следом, не имел 10 штрафных секунд по ходу гонки и обладал более быстрым болидом. Тем не менее, нельзя не восхититься мексиканцем, ведь уступавший по всем фронтам своему напарнику пилот, уже третий Гран При подряд уничтожает Хюлькенберга. Притом что на этот раз Серхио все же проиграл Нико в квалификации.

Тем не менее, Перес провел свой финальный пит-стоп, как и Вернь, на 44 круге, в отличие от всего пелетона рискованно поставил supersoft и даже, несмотря на 4 (!) остановки в боксах (вследствие поломки антикрыла от контакта с Сутилем), все равно обогнал напарника! Хюлькенберг проследовал нелепой стратегии Ferrari с ранним третьим пит-стопом, наглядно продемонстрировав сколь провален был этот план, чудом взяв на финише лишь 9 место. Для Нико этот тактический ход был особо странен, ибо в отличие от «ферраристов» на втором пит-стопе он переобулся в soft и, как и Феттель, мог с 25 круга добраться до финиша на одном комплекте.

Перес же показал все, на что он способен, и вторую гонку подряд финишировал седьмым. На этот раз без помощи штрафа Магнуссена, а исключительно за счет обгонов, на трех последних кругах ворвавшись в очковую зону, уничтожая всех на своем пути, начиная как раз с Кевина.

Хорошист

Фелипе Масса наконец-то победил молодого напарника и в квалификации, и в гонке. Вы не поверите, но по ходу сезона такое было лишь один-единственный раз: во время скандального Сепанга, когда Масса отказался пропускать Боттаса вперед.

На этот раз Фелипе сработал безукоризненно, реализовав тактику более ранних пит-стопов, благодаря чему на первой волне опередил упущенного на старте Райкконена, а на второй не только смог удержать финна, но и без существенной потери темпа добраться до финиша, проведя рекордные 38 кругов на soft!

Отчасти на Массу сыграл Боттас, ибо финн, заблокировав Райкконена, отсек серьезных конкурентов позади, позволив Фелипе спокойно наблюдать корму уходящего Алонсо, при этом не напрягаясь уходя от напарника. 10 очков бразильца спасли Williams от посягательств Ferrari в борьбе за третье место в Кубке Конструкторов.

Неудачники

Безусловно, главным неудачником гонки стал экс-лидер чемпионата, который весь сезон имел внушительное преимущество в первенстве по очкам, однако в один миг в Сингапуре лишился всего. Уступив поул напарнику второй Гран При подряд, на прогревочном круге Росберг вынужден был разменять и первый ряд стартового поля на последний. Однако на этом проблемы с электрикой Mercedes не закончились, и немец не смог прорваться даже в хвост очковой зоны, затерявшись позади дебютанта сезона, который пилотировал самый медленный болид современной Формулы 1.

Росберг ничего не мог противопоставить Caterham Эриксона, ибо на «серебряной стреле» лидера не включались 4 и 6 передачи, а также отказала система ERS. Мы помним, что случилось, когда в Канаде из-за проблем с этим узлом Нико из самого быстрого пилота на трассе превратился в «доезжалу», отдавшего победу Риккьярдо. На этот раз немец не сделал и этого, ибо первый же пит-стоп на 13 круге оказался для него последним. Росберг просто не смог тронуться с места.

Впереди еще пять гонок, одна из которых располагает двойными очками. Три балла в сражении за титул между пилотами Mercedes ничего не значат. Однако сможет ли Нико собраться и повторить свою успешную серию середины сезона, чтобы вернуть привычное лидерство в чемпионате? В его потере виноват сам Росберг, ибо, не совершив невынужденную ошибку в Монце, немец продолжал бы оставаться первым в турнирной таблице.

Вальттери Боттас

Финн, едва вернувшийся на 4 место в личном зачете, был вынужден признать поражение по всем фронтам. Мало того, что уступил напарнику вторую гонку подряд, так еще, продержав позади себя на протяжении всей гонки Райкконена и сотоварищей, на последних ста метрах дистанции упустил и Кими, и Нико, и Кевина. Добавив к этому, что ранее он уже капитулировал перед Вернем и Пересом, остается констатировать, что за круг Боттас откатился с 6-й до 11 позиции! Так финн расплатился за свою излишнюю неуступчивость, когда во что бы то ни стало пытался не пропустить накатывающий на свежей резине болид Переса. Позади идущие конкуренты пропускали ЖЭВа и Серхио без борьбы, понимая, что нет никакого смысла сдерживать соперников, проведших недавний третий пит-стоп, ибо резина не бесконечная, и просто добраться до финиша было уже немалым подвигом. И это притом, что все преследователи Вальттери останавливались трижды, в то время как финн ограничился двумя пит-стопами.

Боттас это не учел, боровшись до конца и прикончив свои покрышки еще до финиша гонки. Наглядная разница с напарником, который всю вторую половину дистанции занимал позицию непосредственно впереди и, останавливаясь даже на круг раньше на финальный пит-стоп, в гордом одиночестве довел болид до финиша позади квартета лидеров.

Впрочем, Боттасу, помимо конкурентов, приходилось бороться еще и с машиной, ибо на его Williams еще до середины дистанции перестал работать самовозврат управляемых колес в «нулевое» положение. Возможно, «ушел» кастор или развал/схождение. Не заработав ни единого очка, Вальттери пропустил в чемпионате разом и Алонсо, и Феттеля.

Ferrari

Scuderia в условиях повсеместной реализации двух пит-стопов против изначально стандартных трех умудрилась не использовать традиционный выезд пейс-кара и потеряла немало очков. В случае с Алонсо это была потеря подиума, ибо испанец как раз на втором пит-стопе за счет на круг более ранней остановки опередил Феттеля в борьбе за второе место.

Но Фернандо в отличие от Себа не мог оставить эту смену резины финальной, ибо, как и Льюис, в отличие от Red Bull испанец еще не использовал prime. Не только согласно правилам, введенным в 2007 году, двукратный чемпион должен был сменить supersoft на soft, но и просто с физической точки зрения пилот никак не мог проехать больше половины дистанции на опциональном, еще и прикатанном комплекте. И эта ошибка дорого стоила итальянцам, особенно учитывая, что в Ferrari зазвали Алонсо сразу после выезда safety car, позволив проехать на последнем supersoft лишь 7 кругов. В команде испугались пытаться нарастить отрыв от дуэта Red Bull после ухода автомобиля безопасности в боксы, как это сделал лидер и впоследствии победитель гонки. Scuderia сразу сдалась RBR, заставив Фернандо безропотно пропустить сразу двух конкурентов, заехав на крайне несвоевременный пит-стоп, который не только делал лишней предыдущую остановку в боксах, но и сводил к нулю преимущество дополнительного комплекта резины. Испанцу едва хватило свежего soft, чтобы лишь тенью проследовать за соперниками из Red Bull.

Это привело к тому, что один из самых успешных пилотов сингапурской трассы, который дважды здесь уже побеждал и лишь раз за все время проведения Гран При доселе оказывался не на подиуме, финишировал лишь на его пороге.

Для Райкконена третья остановка оказалась еще дороже, ибо между напарниками по Ferrari со старта уже пилотировал Риккьярдо, а после первой полны пит-стопов добавился сдерживающий фактор в виде Массы. Кими оказался в плотной группе, не сумев обогнать чудовищно быстрый на прямых Williams (более 10 км/ч преимущества), а после дополнительной остановки получил в довесок и второй сдерживающий болид FW36. Мало того, и Баттон оказался впереди финского чемпиона!

Да, с Дженсоном повезло, ибо McLaren оказался ненадежен, и рекордсмен по пройденной дистанции сошел без боя, но в борьбе с Боттасом Райкконен износил все шины, в результате чего финн стал легкой добычей для проведших свой третий пит-стоп позже Верня и Переса. Восьмое место на финише позади Серхио хоть и позволило Кими оставить равным очковый счет с мексиканцем, но не предоставило возможность сохранить десятую строчку личного зачета.

Резюме

Современная Формула 1 оказалась вновь на порядок медленнее даже прошлогодней, и Льюис Хэмильтон на пути к третьему хет-трику в сезоне был тише, чем взявший Большой шлем в прошлом году Феттель почти на две секунды на лучшем круге. Британец был медленен настолько, что просто не успел уйти на финальный круг до истечения двухчасового лимита. Такое уже было в Сингапуре, в 2012 году, однако тогда это стало следствием сразу двух пейс-каров (в том числе серьезной аварией Михаэля Шумахера), в то время как сейчас safety car выезжал лишь раз.

Формула 1 тем временем отправляется на Сузуку, где за последние пять сезонов Феттель регулярно был на подиуме, выиграв четырежды и заработав четыре поула. Сможет ли Себастьян удержаться на волне успеха или же традиционно по текущему сезону окажется медленнее напарника? А, главное, кто из гонщиков Mercedes уедет лидером чемпионата из Японии в Россию?