10 мин.

Гран-при Бразилии: Трехкратный

Самый плотный в истории Королевы автоспорта сезон завершен. Рекордный, двадцатый этап чемпионата мира подарил нам эффектный финал сражения за третий титул между Феттелем и Алонсо. Виртуальный чемпион менялся четыре раза, и до последних метров Гран При Бразилии чаши весов могли качнуться в любую сторону. Однако победил сильнейший. Несмотря на аварию, заминку в боксах, повреждения машины, сломанное радио и некорректного напарника.

Однако сначала стоит отдать должное победителю. Пусть его успех локален и на фоне третьего подряд титула конкурента не столь существенен, а на фоне ухода семикратного чемпиона не столь глобален, тем не менее, остается констатировать, что первую и последнюю гонку этого сезона выиграл один пилот.

Победитель

Дженсон Баттон в четвертый раз в сезоне стартовал позади своего напарника на первом ряду. 0,055 секунды, с одной стороны, не позволили ему завоевать второй поул за McLaren, с другой – сделали команду из Уокинга рекордсменом по количеству первых рядов в истории Формулы 1 (62), опередив Williams. Ранее они с Льюисом в Интерлагосе еще даже не лидировали.

Дженсон традиционно показал себя мастером сложнейших погодных условий. Точно так же, как в Венгрии’11, когда ошибся Хэмильтон, как в Австралии и Китае 2010 года, когда ошиблись почти все, Баттон по наитию избрал идеальную стратегию. Два пит-стопа – идеал стратегии – повторить не смог больше никто. В дождь Дженс остался на изношенных сликах. Предварительно в лучших традициях Турции 2010 и 2011 годов, а также Венгрии’11 вдоволь поборовшись с Хэмильтоном, показал, кто в доме хозяин. Дженсон победил Льюиса дважды. И очно, и тактически. Единственным поражением напарнику в гонке стал послерастартовый период, когда Баттон не мог так же успешно прогреть свежий hard, как Хэмильтон. Однако Хюлькенберг решил для Дженсона проблему конкуренции с Льюисом, и больше никто не мог помешать красивой победе нового лидера McLaren. Пилоты Ferrari были для англичанина, как мальчики для битья.

В этом провальном для себя сезоне Дженс выиграл дебютную, лучшую (Спа) и заключительную гонки, одержав столько же побед, сколько и сражавшийся за титул Алонсо. Символично, став последним обладателем титула до "эры Феттеля", Баттон второй год подряд выигрывает гонку, где Себастьян становится чемпионом. По итогам ужасного сезона англичанин уступил лишь 2 очка напарнику, в общей сложности превзойдя Льюиса на 15 баллов за время совместных выступлений. О невероятном сражении британцев с итоговым преимуществом Баттона недвусмысленно намекают и 25 подиумов, одержанных Дженсоном за три года в McLaren. Хэмильтон завоевал 49 за вдвое больший период. Как знать, начни карьеру в команде из Уокинга Баттон раньше, 15 ли было бы у него побед? По крайней мере, подиумов за 10 лет выступлений в Williams, BAR, Honda и Brawn Дженс завоевал лишь 24.

Чемпион

Еще в 2004, увидев, как молодой немец гоняется в Формуле BMW, я был уверен, что он будет доминировать и в Формуле 1. Тогда господствовали Ferrari Шумахера и Баррикелло, которыми нельзя было не нарадоваться. И, тем не менее, создавалось впечатление, что юный немец сможет дать бой им всем. Прошло немного лет, Себастьян Феттель - самый молодой трехкратный чемпион. Рекорд Сенны побит более, чем на 6 лет. Более того, Себастьян выиграл подряд. Такого добивались лишь Фанхио и Шумахер. Причем серией в пять титулов. И для них это были последние чемпионства. Что будет с Феттелем через 10 лет?!

Уэббер немало мешал чемпиону в гонке, лишь раз утупив без боя

 

Хотя Себастьян отстает от графика Михаэля по победам, не выиграв в сотой гонке в 27 раз, по перспективам завоеваний Бэйби Шуми неотразим. В условиях, когда все шло против него, 25-летний пилот не сдался. Цепочку фатальных проблем создал Уэббер, который заблокировал напарника на старте, не дав Себу попасть на апекс первого поворота. Вследствие этого немец откололся от лидирующей группы и столкнулся с Сенной в Curva do Sol. Четвертый поворот, и с титулом можно было бы попрощаться. Бруно, Перес разбили болиды под списание, а Red Bull Феттеля выдержал! Отпустив педаль тормоза и дав скатиться задним ходом под уклон своей машине, Себ подарил возможность Кобаяши в последний момент уйти от лобового столкновения.

Заминка на финальном пит-стопе едва не обернулась крахом

 

С трещиной в выпускной системе RB8 немец за 7 кругов прорвался с 22 места на 6! Прямо за спину Алонсо. И тут, получив изменения картографии мотора, для того чтобы просто иметь возможность финишировать, немец вынужден был ослабить хватку. Ввиду повреждений, будучи в заведомо проигрышных условиях на прямых, Феттель уступил Кобаяши и Массе. Более того, у Себастьяна отказало радио, и он дважды подряд заезжал в боксы. Немец получил опциональные слики, когда пошел дождь. Заехав повторно, лидер чемпионата потерял 8 секунд, пока команда искала комплект intermediate… И после всех неприятностей за пару кругов в очередной раз пробился в очковую зону и, отправив за пределы трассы агрессивного в последней гонке за Sauber Кобаяши, достиг 6 позиции, гарантировав третий титул с преимуществом в три очка! Даже в 2010 не было так плотно.

Величайший

Символично, но семикратный чемпион финишировал в своем последнем, 308 Гран При, на седьмой строчке. Именно с этой позиции Михаэль стартовал в своих дебютных гонках за Jordan и Benetton в 1991 году. Я даже не говорю о том, что стартовал в последней гонке Шумахер на болиде под номером 7. Продолжив символизм, замечу, что этот успех, позволивший прервать серию из пяти гонок вне очков для Mercedes, вознес немца на 13 место в общем зачете. То самое, на котором Шуми закончил свой первый сезон в Формуле 1…

Михаэль мог завоевать и 6 место в гонке, однако не стал блокировать своего друга Феттеля, который боролся с Алонсо за чемпионат. Хотя даже эти 6 очков за 7 позицию феноменальны, ибо Шумахер стартовал 13 и вскоре после старта стал жертвой прокола, оказавшись единственным, кто проигрывал круг. В условиях начавшегося дождя было интересно наблюдать, как Михаэль атакует поулмена Хэмильтона и возвращается со своим сменщиком в лидирующий круг. Пейс-кар позволил семикратному чемпиону вернуться в борьбу. Однако темп Mercedes W03 был не чета Ferrari F2006 времен предыдущего ухода немца, и отыграть отставание было гораздо сложнее. За 20 кругов до финиша Михаэль был 12. Но через пять кругов он прорвался в шестерку и, с контактом отстояв позицию от атаки Кобаяши, гарантировал команде Хауга и Брауна пятую строчку в Кубке Конструкторов. Неплохой подарок к 60-летнему юбилею Норберта. И просто великолепный результат на фоне 15 места Росберга, шестую гонку подряд оставшемуся без очков…

1

Сюрприз

Нико Хюлькенберг не зря завоевал умопомрачительный поул в своем первом бразильском Гран При два года назад. На этот раз он после штрафа своего сменщика в Williams стартовал шестым, между болидами Scuderia Ferrari. Разделавшись с дуэтами Red Bull и Ferrari, Нико устремился в погоню за, казалось, непобедимыми в этой гонке пилотами McLaren.

1

Немец стал единственным, кроме Баттона, кто не заехал ошибочно в боксы за intermediate, и, продержавшись на влажной трассе на изношенном medium, к 23 кругу имел отрыв от Хэмильтона в 54 секунды! Более того, Хюлькенберг впервые в карьере лидировал, в очном сражении одолев Дженсона по внешнему радиусу S do Senna и «привезя» Баттону 3 секунды пассива. Однако абсолютно невынужденный пейс-кар, в стиле американских гонок, лишил Нико заслуженного преимущества. 25-летний пилот возглавлял пелетон в Интерлагосе больше всех. Но после 30 кругов перманентного лидерства ошибся в связке Ferradura-Laranja, ушел в занос, и в открытую дверь проскочил Хэмильтон.

Нико не терял надежды отыграться и, воспользовавшись прохождением на круг Глока и Ковалайнена, атаковал Льюиса в S do Senna. К несчастью, немец вновь потерял задний мост и одним махом выбил из борьбы Хэмильтона, вручил лидерство Баттону, а сам заработал drive through. Похвально, что в Force India в отличии от Williams с Монтойей в США’03 сориентировались и в условиях вновь начавшегося дождя сначала поставили пилоту «микст» и лишь затем отбыли наказание. Это спасло пилота, и Хюлькенберг финишировал в попытках отобрать место на пороге подиума у Уэббера. Неплохое окончание сотрудничества с индийской командой.

1

Однако не соверши Нико ошибку в борьбе с Льюисом, вместе с первой победой команда отвоевала бы у Sauber 6 позицию в Кубке Конструкторов, повторив свой лучший результат, которого удалось добиться с Сутилем в прошлом году. Так что замена опытного немца на молодого оказалась проигрышной. Но для себя Нико извлек все выгоды, завоевав лучшую в карьере 11 позицию, между пилотами Sauber.

Проигравший

Алонсо мог лишиться притязаний на третий титул еще в Остине. Лишь ценой жертвы партнера по команде на стартовой решетке испанцу удалось остаться в игре. В Интерлагосе у Ferrari не хватило смелости второй раз за неделю применить подобную тактику. Однако в пользу Фернандо на решетке сыграл Пастор, и в гонке испанец мог рассчитывать на своего блестящего верного напарника.

 

 

Первая смена лидера в схватке за чемпионат - в пользу Алонсо

1

После перипетий Феттеля Алонсо выходил в лидеры первенства дважды. В начале гонки, когда вышел на третье место. И на финальной волне. В первом случае испанец продержался лишь три круга, вылетев в S do Senna и пропустив Хюлькенберга. В последнем – и того меньше. Фернандо не волшебник и при всех своих талантах не мог под дождем оставаться на сликах…

Однако задачу минимум Ferrari выполнила: завоевала первый двойной подиум за два года. Впервые с 2008 опередила McLaren в Кубке Конструкторов. И везде стала второй… Увы, Фернандо не Михаэль и даже не Кими.

 

1

Герой второго плана

Главным героем, сковавшим успех Scuderia в Бразилии, был Масса. Фелипе обладал способностью бороться за победу, но действовал исключительно в интересах Фернандо. Бразилец прорвался на старте с пятого на второе место, однако не стал ввязываться в сражение McLaren, отступив, заметив, что за ним не поспевает Алонсо. Масса виртуозно подставился под Уэббера, заставив австралийца атаковать снаружи, позволив при этом Фернандо совершить двойной обгон изнутри. Не будучи мастером дождя, как Баттон, принес себя в жертву на первом отрезке, когда перешел на «микст», когда уже следовало задумываться о сухой резине. В результате потерял время, эквивалентное пит-стопу, выпал из очковой зоны, но все равно прорвался, по внешнему радиусу в Subida do Lago пройдя и Феттеля, и Кобаяши. На финальный отрезок бразилец ушел вторым, на 6 секунд опережая Алонсо… Фелипе в третий раз подарил позицию напарнику. Образцовый пилотаж второго номера. Уверенная конкуренция с шумахеровским исполнением дебютного Сепанга.

Столкновения и драмы, а также все неумопянутые интересные моменты будут рассмотрены в Разборе полетов

Статья опубликована в авторской колонке на первом сайте о Формуле 1 в России