11 мин.

Гран-при Абу-Даби: Великий Айсмен

Семь первых гонок чемпионата мира 2012 года принесли семь разных победителей. Однако Гран При Канады минуло пять месяцев, но за 10 Гран При не было ни одного нового триумфатора. На 18 этапе это, наконец, произошло. Впервые с Фудзи 2008 успеха добилась команда из Энстоуна!

Теперь с ней больше не работают Алонсо и Бриаторе, однако Райкконен и Булье продемонстрировали, что представляют не менее победный тандем. Да, теперь эта команда больше не Renault, но тем знаменательнее – для Lotus это первый успех с Гран При США 1987 года.

 

Победители

 

Кими Райкконен не поднимался на верхнюю ступень три года ввиду отсутствия финна в течение двух сезонов в пелетоне Формулы 1. Не снискав успеха в ралли, чемпиону 2007 года удалось блестяще вернуться, несмотря на большие проблемы Михаэля Шумахера, пропустившего три первенства.

Кими разыграл гонку, как по нотам, исполнив все просто блестяще. Его не смутила грязная траектория 4 места на старте, и финн, проявив отменную реакцию, как стоячих опередил Уэббера и Мальдонадо. Райкконен стал единственным, кто смог обозначить угрозу на позиции Хэмильтона, когда, воспользовавшись ошибкой британца, едва не прошел конкурента в борьбе за лидерство. И, наконец, выждав, очередного схода Льюиса, уверенно возглавил пелетон.

  Типичный Кими  

Позади был Алонсо на более быстрой Ferrari. Баттон. Феттель. Но никто не позволил усомниться в лидерстве Райкконена. Последним из авангарда сменив стартовый soft на medium, Кими гарантировал преимущество над Фернандо и Дженсоном на финальном отрезке. Потому, рывок Алонсо под клетчатый флаг был не более чем игрой самого Кими, который просто контролировал разрыв и, позволив испанцу приблизиться, так и не впустил соперника в зону DRS.Думаю, радость от победы великолепного финна не знает границ не только у его болельщиков и самого Райкконена, но и любого фаната Формулы 1.

 

Фернандо Алонсо

Двукратный чемпион должен был отыгрывать максимум очков у Феттеля, воспользовавшись сложившийся ситуацией. Однако лишь 7 время в квалификации и выигранная за счет Себа позиция даровали Фернандо грязную часть трассы на старте. Тем не менее, испанец все сделал максимально надежно и грамотно: на выходе из первого поворота воспользовался жестким маневром Уэббера, который выдавил Баттона, а затем, пустил в ход разницу в скорости на прямой – зная, что у австралийца она одна из наименьших – обогнал и самого Марка. Таким образом, как и в прошлой гонке, уже на первых кругах Фернандо выиграл две позиции и, как и в прошлом году, на первом же круге опередил Баттона, не дожидаясь, пока Дженсон предстанет во всей красе.

Попасть на подиум для Алонсо уже оставалось делом техники, ибо одновременно со сходом лидера у непосредственного конкурента, Мальдонадо, отказал KERS. Фернандо разом поднялся на 2 место. Большего по ходу гонки испанец добиться так и не смог, повторив прошлогодний результат в Абу-Даби.

 

Себастьян Феттель

Лидер чемпионата лишился третьей стартовой позиции, поскольку, как и Льюис в Барселоне, не смог финишировать во время квалификации в боксах, оставив помимо этого еще и литр топлива для контрольного образца. Феттель был отправлен на 24 позицию. В свете лишь 13 очков преимущества над Алонсо – это воистину страшный сон молодого немца. Феттель лишился возможности стать абсолютным лидером за всю историю Формулы 1, не сумев продолжить лидерство и обновить свой рекорд, о котором я говорил в предыдущем обзоре гонки. Однако Себ стартовал с пит-лейна. Это позволило ему избежать закрытого парка и, как и во времена до сезона 2003, внести изменения во все возможные настройки перед гонкой. За счет смены шестерен в коробке передач его болид прибавил почти 10 км/ч «максималки» и из медленнейшего в пелетоне превратился в один из быстрейших.

Себастьян стартовал с серьезным гандикапом по времени

 

Но стартовать с пит-лейна, это не просто быть 24. Это еще и отставание в десятки секунд, исчисляемое от лидеров Гран При. Чтобы заработать большие очки Феттель должен был сотворить чудо. И он это сделал.

За 7 кругов Себастьян прошил ровно половину пелетона. И это несмотря на то, что ему дважды пришлось бороться с Грожаном, который искусно выдавил Феттеля за пространство трассы. И это несмотря на оторванную правую торцевую пластину переднего антикрыла на 4 круге во время атаки на Бруно Сенну. Первый пейс-кар, и Феттель в лучших традициях Фудзи’07 прозевал замедлившегося «сокомандника» и вынужден был уклоняться от Риккьярдо путем тарана пенопластовой таблички DRS. Итог – левая торцевая пластина также повреждена, и Себастьян вынужден в условиях собравшегося за пейс-каром пелетона под желтыми флагами останавливаться в боксах, вновь откатываясь на последнее место и обрекая себя на дополнительный пит-стоп…

Борьба с Сенной едва не закончилась для Феттеля плачевно

То же восхождение на 12 позицию Феттель добился уже лишь за 6 кругов и, не останавливаясь на достигнутом, на 31 круге вышел на 2 позицию в 1,3 секунды позади лидера Кими Райкконена! На пути к авангарду Себастьян догнал стартовавшего с первого ряда напарника, имея пит-стоп в пассиве, и только заезд австралийца в боксы лишил зрителей позорного для Марка обгона в борьбе за 4 место. До финиша 55-круговой гонки оставалось уже менее 20 кругов, когда Феттелю пришлось расплачиваться за свою раннюю остановку. Отслужив 24 круга, прикатанный soft начал терять в эффективности, и Себастьян заехал в боксы за аналогичным комплектом, чтобы преодолеть на нем 18 кругов. Одновременно на трассу вышел второй пейс-кар, который в отличие от первого только сыграл Феттелю на руку, и немец оказался на пороге подиума, единственным при этом располагая опциональной резиной среди лидеров, которая была, к тому же, и самой свежей. Себ блестяще реализовал преимущество в обгон за 4 круга до клетчатого флага и, совершив рекордный в современной истории прорыв в 21 позицию, финишировал непосредственно позади главного конкурента, отдав Алонсо лишь 3 очка… Сохранив интригу в борьбе за титул на два оставшихся этапа, Феттель досрочно взял другое «первенство». В 2009 немцу это уже удавалось, когда он закончил сезон на равных с напарником. В 2012 на предпоследнем круге Себастьян в пятый раз по ходу сезона поставил быстрейшее время гонки. С учетом того, что 11 пилотам по ходу первенства это удавалось, но никто из конкурентов не завоевывал лучший круг более двух раз, Себастьян досрочно выиграл приз DHL.

 

Хорошисты

Williams

Мальдонадо в очередной раз не удалось реализовать блестящую стартовую позицию. Однако на этот раз проблемы были вне зоны компетенции пилота, ибо Пастор лишился KERS едва с трассы ушел первый пейс-кар. Таким образом на втором месте удалось отметиться лишь несколько мгновений, а 3 место было трансформировано в 5. Но это в любом случае лучше, чем сходы в Бельгии и Сингапуре после аналогичных блестящих квал. Тем более, что Мальдонадо в упорном бою уступил лишь Алонсо и Баттону, а между ними успел эффектно развернуть Уэббера.

Сенна традиционно провалил квалификацию и оттого, несмотря на хороший старт с 14 места, стал жертвой дуэта Force India. Нико просто убрал бразильца с трассы. Тем не менее, Бруно эффектно реализовал тактику самого позднего в пелетоне пит-стопа и финишировал 8.

Камуи Кобаяши

Уступив напарнику в квалификации в третий раз подряд и позволив Серхио сравнять субботний счет, в гонке Камуи, наконец, отыгрался. И хотя после блестящего стартового рывка на 7 позиций наверх японец все же был медленнее мексиканца и в очной борьбе за 8 место сразу уступил, на дистанции смог сохранить хладнокровие, позволив Sauber после двух нерезультативных гонок взять 8 очков! Перес был намного быстрее и пилотировал, минимум, на 3 позиции впереди. Однако горячность Серхио стоила двух дополнительных посещений пит-лейн (в шесть раз более длинным пит-стопом и stop & go) и обернулась 15 местом, в то время как Камуи отметился 6.

Неудачники

Фелипе Масса

После шести подряд отличных гонок и особенно блестящих последних трех я очень многого ожидал от бразильца. На этот раз он получил недостающие в Индии обновления и, казалось, должен был продолжить корейское шествие задающего темп Ferrari пилота. Но Фелипе абсолютно провалился, в очной схватке уступив Пересу и став жертвой Уэббера. Бразилец финишировал 7 лишь благодаря неожиданному проколу Шумахера во время последнего пейс-кара…

Марк Уэббер

Полагаю, что австралиец вполне заслуживает звания главного антигероя этой гонки. Он не только не смог реализовать четвертый лучший первый ряд подряд, не сумев даже сохранить стартовую позицию, но и ввязался в три (!) коллизии по ходу гонки. Возможно, могло быть и больше, но после контакта с Мальдонадо и Массой Грожан поставил точку в Гран При Марка Уэббера.

Роман Грожан

После дисквалификации, которая положила конец борьбе в чемпионате с Райкконеном и Баттоном, Грожан не поднимался выше 7 места. Желая во что бы то ни стало не попадать в аварии, француз серьезно сбавил в конкурентоспособности и, легко укладывая на лопатки по чистой скорости чемпионского напарника 2/3 сезона, резко сдал, в третий раз подряд уступив в квалификации и сражаюсь в другой лиге в гонке. На этот раз Роман в прорыве с 9 стартовой позиции получил прокол на первом круге от не желавшего уступать Росберга, а затем, когда реализовывал беспрецедентную и убийственную тактику 28 кругов на прикатанном soft, стал жертвой борьбы ди Ресты и Переса, попутно, второй раз после Японии, убрав Уэббера.

Михаэль Шумахер

Увы, после объявления о завершении карьеры, фортуна отвернулась от семикратного чемпиона точно так же, как и в 2006 году. Неожиданный прокол колеса под финальным пейс-каром стоил потери 7 позиции, и легендарному немцу не удалось реализовать редчайшую (как только у Сенны) тактику старта на prime при единственном пит-стопе. В результате Шуми повторил судьбу гонки Сузуки, не сумев на последних кругах одолеть Риккьярдо в борьбе за попадание в очки.

McLaren

Дженсон Баттон не смог в четвертый раз подряд финишировать в Абу-Даби третьим. Квартета из «бронз» не получилось, ибо англичанину не только не удалось контратаковать на протяжении всей гонки Алонсо, но и пришлось уступить на последних кругах Феттелю. С одной стороны, сдержав Себастьяна, он сыграл на руку испанцу, не позволив немцу опередить своего главного конкурента в чемпионате в борьбе за «серебро» этой гонки. С другой, – Дженс все же не пошел до конца, как это сделали Мальдонадо, Масса и ди Реста, единственным продемонстрировав образцовую интеллигентность, сумев избежать неминуемого столкновения. Стоит заметить, что и в прошлом году Баттон проявил корректность, впустив точно так же и партнера Себа, в том же самом месте. Однако тогда Марк шел на тактике трех пит-стопов против двух у всего пелетона, и подиум все же остался у Дженса. Теперь же остается констатировать, что деликатность англичанина привела к четвертому подряд бесподиумному финишу McLaren.

Зато благодаря Дженсону команда из Уокинга смогла побить феноменальный рекорд Шумахера и Баррикелло, результативно финишировав в 56 гонках подряд. Именно столько Гран При Баттон провел за McLaren. Однако замечу, что величайший дуэт Ferrari добился результата при очковой зоне в шесть мест. Притом что британцы этого смогли достичь только при десятипозиционной.

Если говорить о Хэмильтоне, то англичанин был недосягаем для конкурентов на протяжении всего Гран При, выиграв все сессии квалификации и свободных заездов, кроме второй тренировки в пятницу. Однако падение давления в топливной системе привело уже к 5 (!) сходу Льюиса в сезоне и четвертому нереализованному поулу из шести. Как и в Сингапуре, англичанин не может себя винить, ибо он шел к уверенной победе, и никто не мог ему угрожать. Увы, для Хэма повторилось несчастье дебютной гонки в Абу-Даби, и теперь у него остается лишь две гонки на McLaren, чтобы попытаться повторить подвиги Венгрии и Италии и, по крайней мере, поднять планку реализации поулов с 50%.Аварии, спорные эпизоды и моменты, оставшиеся за кадром, будут рассмотрены в Разборе полетов

Статья опубликована в авторской колонке