10 мин.

Дань памяти Михаэлю Шумахеру

Не прошло и недели с момента объявления о лишении Михаэля Шумахера места в Mercedes, как Королеву автоспорта сотрясла очередная трагедия. Семикратный чемпион завершает свою карьеру. На этот раз, навсегда…

Лично мне стало понятно, что Михаэль не собирается продолжать свои выступления еще накануне заявления. Днем ранее Шуми дал интервью, в котором упомянул о том, что ему звонил Лука ди Монтеземоло. Рискну предположить, что президент Ferrari предложил обладателю пяти титулов команды из Маранелло вернуться в родные пенаты. Хотя бы на год. Однако Михаэль отклонил это предложение. Факт намерений итальянца подчеркивает и последующая его фраза, в которой Лука дал понять Алонсо, что неименитый пилот станет напарником двукратного, как того желает Фернандо, лишь когда нынешний лидер Scuderia принесет «красным» титул. Учитывая, что «неименитыми гонщиками», по мнению испанца, является все молодое поколение пилотов, нетрудно догадаться, на кого намекал ди Монтеземоло…

Но Михаэль отверг и это предложение. Как отверг и контракт «на всю оставшуюся жизнь» еще в первой фазе своей карьеры. Шумахер был в очередной раз сыт гонками по горло. Он устал от них. Но если в 2006 немец не находил мотивации от ставшей рутинной после 260 Гран При работы и собирался на пике формы уйти с восьмым титулом, то на это раз он больше не находил мотивации выступать в команде Mercedes. Великий немец устал бороться за крохотные очки. При уровне амбиций самого титулованного пилота мира вообще удивительно, что он смог откатать трехлетний контракт до конца… Михаэль настолько был разочарован в новой команде Брауна, что, несвойственно его лидерской натуре, пустил дела на самотек. В итоге все обернулось контрактом Льюиса и Mercedes, что только укрепило Шумахера в правильности своего выбора. Немец нашел еще один аргумент, который не позволял ему остаться в F1.

Парадоксально, но столь любящий гонки Михаэль просто искал причины, чтобы покинуть Королеву автоспорта. Таковой оказалась реакция успешнейшего в истории пилота на крах надежд на восьмой титул. Его можно понять. Жаль только лишь, что легендарный немец ушел далеко не на пике формы. Он только возвращался в свое победоносное и безукоризненное состояние. Жаль также, что Шумахер так и не одержал победы после своего возвращения. Однако даже 69 поул записать на свой счет не удалось, ибо, как и в случае с Кими в Монце'05, в дело вмешался штраф. Единственный показатель, помимо подиума, который удалось занести в актив Шуми - 77 в карьере лучший круг, показанный у себя дома. Так хотелось, чтобы абсолютный чемпион стал исключением в ряду возвращений легенд спорта. Но, увы, история повторилась. Причем история семикратного оказалась куда печальней римейка Лауды…

Я никогда не был фанатом семикратного чемпиона. Мягко говоря. Особенно в его чемпионские годы в Ferrari казалось, что он вовсе не быстрейший пилот современной Формулы 1. И Баррикелло его опережал в равных условиях, и порой даже Ирвайн. Но факт того, что Шумахер личность величайшая, неоспорим. Он мог одной силой духа, на характере заставить неидеальную команду, а затем и нелучший болид становиться быстрейшим. В его руках. И именно он создал столь непобедимый образ, который затем не могли остановить даже серьезными изменениями спортивного регламента. В 2006 на пресс-конференции в Монце я понял, кого мы теряем. Думаю, у любого сознательного, искреннего человека на глаза навернулись слезы. Каждый, кто честен с самим собой, признает, что Михаэль – величайший пилот современности. Более того, возьму на себя смелость сказать, Шумахер – величайшая личность. По крайней мере, одна из. Это пример абсолютного победителя, и эталон успеха. Наглядная демонстрация того, что всего можно достичь, даже не имея для этого всех начальных данных.

Хотя… Кто видел гонки начала девяностых… Видел, как молодой немец, проводивший первый полный сезон в Формуле 1, на равных боролся с действующим и трехкратным чемпионом мира Айртоном Сенной и его опережал…. Как умудрялся противопоставлять себя непобедимым машинам Williams, располагавшим эксклюзивной активной подвеской, позволявшей буквально парить над неровностями трассы, подобно лимузину… Как опередил в первый же год в чемпионате Айртона Сенну и стал лучшим гонщиком не из Williams… Это дорогого стоит.

И на такие гонки способен только Шуми...

 

Португалия’93

По итогам двух квалификаций Эшторила Михаэль показал лишь 6 результат, проиграв не только Williams, но и дуэту McLaren и Ferrari Жана Алези. Однако гонка расставила всех по местам. Выигравший вторую квалу в карьере Хилл не смог тронуться с места на прогревочном круге и разменял поул на последнее место. Прост также не реализовал выгодную позицию. Зато фантастически стартовал Алези, выведший Ferrari впервые за два года в лидеры. Француз сдерживал за собой всю плотную группу лидеров, которую замыкал Шумахер. Михаэль оказывал давление на Проста, однако в боксы заехал, как и все соперники, исключая Алена, уже после трети дистанции. Одного лишнего круга Шуми хватило, чтобы оставить не у дел и Алези, и Хаккинена. Бороться с Простом, казалось, нереально, ибо француз останавливался один-единственный раз на середине дистанции. Однако в Williams, имевшей неоптимальное крепление центральной гайки колеса, чуть завозились в боксах, и этого оказалось достаточно, чтобы Михаэль вышел вперед. Все ждали второго пит-стопа Шумахера, но молодой немец этого не сделал, невероятным образом сумев сохранить резину! Все попытки атак новоиспеченного четырехкратного чемпиона мира 24-летний пилот устранял уже в зародыше и довел гонку до второй в карьере победы.

 

Испания’94

Механические проблемы в Барселоне помешали Шумахеру выиграть семь первых гонок чемпионата 1994 года. Не успел Михаэль доехать до экватора гонки, как на его Benetton заблокировало коробку на пятой передаче. Что происходит в наши дни – Вы, думаю, не раз видели. Если гонщик теряет хотя бы пару высших передач, то непременно сходит, ибо уже не может поддерживать сколько-нибудь конкурентоспособный темп. Шумахер же, потратив несколько кругов на адаптацию, резко взвинтил темп и стабильно начал печатать круги в секунде от своего рекордного времени. Победа поулменом была упущена лишь на пит-стопах, когда чемпионской команде Williams удалось вывести Деймон Хилла вперед. Однако «серебро» в данной ситуации дороже «золота».

Венгрия’98

Шумахер стартовал следом за доминирующими в сезоне McLaren. В гонке двукратный тогда еще чемпион испытал блокировку со стороны Дэвида Култхарда, который намеренно давал отъехать Мике Хаккинену. После нескольких бесплодных атак, поняв, что на трассе McLaren не опередить, Михаэль и Росс Браун решились на смену тактики в пользу дополнительного пит-стопа. Таким образом, совершив на 1,2 секунды более быструю вторую дозаправку, чем DC, и на 1,6 – чем Мика, Шумахер вышел в лидеры! У уокингцев больше остановок не намечалось, в то время как Михаэль должен был заехать на splash & dash. В этот самый момент у Хаккинена сломался амортизатор, в то время как Култхарду долгое время запрещали обгонять напарника. Шуми взвинтил темп, на 1,3 секунды побив лучшие круги McLaren и, совершив третий пит-стоп, все остался лидером.

 

Малайзия’99

Дебютный Сепанг стал первой гонкой Шумахера после сломанной в Сильверстоуне ноги. Немец вернулся триумфально, выиграв поул-позишн. Однако в гонке он должен был играть роль оруженосца Ирвайна, потому через пару кругов пропустил Эдди вперед. При этом немца застал врасплох Култхард, который блестящим маневром Шумахера также опередил. Однако у Дэвида вскоре упало давление топлива, и для Михаэля оставалась одна задача – сдерживать и отдалять от Ирвайна Хаккинена. Откровенно оттормаживая финна, немец настолько искусно защищался, что просто уничтожил гонку Мики. Хаккинен едва смог попасть на подиум, опередив Джонни Херберта, и был обескуражен не меньше, чем Менселл Сенной в Монако’92. Михаэль же, как ни сдерживался, все равно оказался лидером, поскольку единственным из верхушки пелетона избрал тактику единственного пит-стопа. В итоге Шумахеру пришлось пропускать Ирвайна и второй раз – под самый финиш. Это было отличное возвращение долга ирландцу за Сузуку’97. Ирвайн был так шокирован, что назвал Шумахера лучшим во всем – в том числе и вторым номером…

 

Малайзия’01

Михаэль вновь стартовал с поула, однако пролидировал и того меньше, чем в прошлом году, поскользнувшись с первыми каплями дождя на масле Оливье Паниса. Это был параллельный вылет пары Ferrari, но Баррикелло сориентировался гораздо лучше, поймав болид, в то время как Шумахер едва не ушел в стену. Таким образом, на переобувке в дождевую резину немец вынужден был ждать, когда обслужат бразильца. К несчастью, пит-стоп Рубенса затянулся до 1:12 секунд, что привело к откату Ferrari в самый хвост пелетона. Однако Михаэль более ошибок не совершал и поскольку ему залили топливо в отличие от напарника с расчетом лишь еще на один пит-стоп, Шумахер всего за 5 (!) кругов вновь вернул утраченное лидерство! Совершив остановку с переходом на псевдослик за 24 круга до финиша Михаэль даже не потерял место во главе пелетона, ибо его отрыв был более, чем минутным от ближайшего преследователя...

 

Франция’04

Михаэль стартовал с первого ряда, но никак не мог опередить поулмена Алонсо, Renault которого ничуть не уступала в Маньи-Куре Ferrari. Тогда Лука Балдиссери разработал феноменальный план лишней остановки во второй половине гонки. В результате, увеличив число пит-стопов с о стандартных трех до четырех, Шумахер выехал ощутимо впереди Алонсо и до конца гонки только уезжал, используя возможности свежих псевдосликов. Так Михаэль и в новой команде обыграл своего бывшего руководителя Бриаторе и его новую звезду Фернандо.

 

Китай’06

91 и последняя на данный момент победа Шумахера. Михаэль был лучшим из клиентов Bridgestone, но стартовал только шестым. После уверенных атак на Honda Баррикелло и Баттона Шуми уничтожил, казалось, несократимый разрыв лидировавшего Алонсо. В отличие от испанца немец не стал менять прикатанную промежуточную резину, уверенно пилотируя на влажной трассе. В то время как Фернандо, переобувшись в свежий комплект, ехал в темпе рента-драйвера. Шумахер деклассировал Алонсо и единственной преградой на пути к победе оказался Физикелла. Однако во время финальной волны пит-стопов Джанкарло недооценил разницу в сцеплении резины и на непрогретых сликах слишком широко вошел в послестартовую "улитку". Михаэль протиснулся в предельно узкий зазор между Renault и травой, целиком пролетев по бордюру, захватил лидерство и был таков.

 

Я назвал 7 гонок – по числу титулов легендарного немца. Хотя, конечно, феноменальных Гран При в карьере Михаэля было несказанно больше. Открою небольшой секрет, любая из его гонок наполнена неповторимым мастерством. И вторая часть карьеры с Mercedes тому не исключение. И самые, на первый взгляд, неудачные гонки также подтверждают неиссякаемый талант. Взгляните хотя бы на старт Валенсии 2010 года. Такого невозможно сделать даже на симуляторе, поставив соперников на уровень «новичок». Шумахер же регулярно проделывал это с действующими  и лучшими пилотами мира. Оцените Монако'10 и невероятный обгон Алонсо в последнем повороте гонки и ощутите уровень.

Шуми все тот. Жаль, только что с ним все же приходится прощаться…

 

Статья опубликована в авторской колонке