8 мин.

500 миль Фонтаны: Суперфинал

Пятнадцатый и финальный этап мировой серии IndyCar завершился феноменально. Фонтана, вернувшаяся в календарь после 2005 года, подарила изумительное сражение за победу и титул. Лидер гонки менялся 30 раз. Впервые с 2008 года чемпионом стал не пилот команды Ganassi.

Премьерная с 2002 года и серии CART 500-мильная гонка за пределами Indianapolis в американских «открытых колесах» состоялась. Это событие для IndyCar абсолютно уникально. Двух 500-мильных гонок в истории американских серий за сезон еще никогда не было.

Уилл Пауэр с 2010, с момента когда количество классических трасс в календаре превзошло овалы, регулярно становился чемпионом в зачете road course. Не стал исключением и текущий сезон. В самом коротком с 2006 первенстве 2012 года профилированных треков было лишь треть. Все указывало на превосходство лидировавшего большую часть первенства австралийца. На этот раз его главный соперник Франкитти впервые после своего возвращения из NASCAR не претендовал на титул. Конкурент был один, американский ровесник-неудачник Райан Хантер-Рей. Пауэр опережал преследователя на 17 очков, и лидеру чемпионата был достаточен финиш на низшей ступени пьедестала даже при победе конкурента. Более того, даже несмотря на то, что четвертый кряду поул (за который дают очко) Уиллу завоевать не удалось, австралийцу достаточно было порога подиума в случае лидерства на большей части дистанции (за это дается два балла). Однако все эти расклады пилот Penske провалил.

Пауэр уходил в бой с 13 позиции, в то время как Хантер-Рей с 22. Однако на старте австралиец откатился разом на 21 место, притом что американец прорвался на 16. Уилл не сдавался и через пять десятков кругов нагнал соперника по сражению за титул и после красивой борьбы за 13 место прошел по внутреннему радиусу. Однако едва Пауэру удалось выйти вперед, как он ошибся и расколотил болид о стену на 56 круге… Уилл просто потерял задний мост, находясь на внутренней траектории. Если бы Райан не успел проскочить между развернувшейся Penske Пауэра и стеной, то чемпионат был бы закончен победой австралийца. Но американец смог вернуться на 13 место и сохранил шансы на титул! Для победы в чемпионате ему надо было финишировать 6, ибо очки в IndyCar начисляются даже при сходе, притом 10 баллов являются минимальными.

На 124 круге Уилл вернулся в борьбу после того, как в Penske восстановили заднюю левую подвеску Dallara. Сделано это было для того, чтобы уйти в классификации с предпоследней позиции. Попадание на 24 место давало бы еще два очка. Выполнив задуманное и опередив сошедшего под желтыми флагами в результате тарана со стороны Катрин Лег Уилсона, Пауэр закончил гонку в боксах. Заработать еще один лишний балл было уже нереально, ибо для этого следовало бы подняться на 17 место. Таким образом, Уилл заставил поднять планку Райану до 5 позиции для завоевания американцем титула.

Все решилось на финальном круге. На последний рестарт Хантер-Рей уходил 3, прикрываемый напарником по команде, поулменом Андретти. Однако за считанные секунды прорывавшийся с 15 стартовой позиции Диксон разменял свое 6 место с Марко. Далее Скотт не остановился и прошел также и Райана. Ситуация еще сильнее накалилась, ибо вслед за новозеландцем Хантер-Рея обогнал и Сато! Американец оказался на критическом для титула 5 месте. А ведь позади был прорывавшийся на свежей резине Хелио Каштру-Невеш! Но в этот самый момент, при заходе на финальный круг Такума не выдержал давления в борьбе с претендентом на титул и разбил свой болид точно так же, как и в Indy 500… Финиш под желтыми флагами гарантировал Райану Хантер-Рею как порог подиума, так и, главное, титул! В четвертый раз подряд лидер сезона перед финальной гонкой не выигрывает чемпионат.

В 31 год американец после всего трех побед в карьере и, максимум, 7 места в общем зачете, которое у него было два предыдущих сезона, умудрился выиграть больше всех и победить в схватке за чемпионат! Никогда ранее Хантер-Рей за титул даже не боролся. За три сезона в серии CART американец так и не поднялся выше 9 места в личном зачете. В молодежной Формуле Атлантик ранее финишировал только шестым. Зато в главной формульной серии Америки в третий год подряд заставил Уилла Пауэра – обладателя 16 Гран При за всего 74 старта – вновь остаться только вторым. Победитель 22 квалификаций ничего не смог поделать с «серой мышкой» совсем недавно в Эдмонтоне взявшей свой первый в карьере (насчитывающей теперь 90 гонок) поул. Три очка решили судьбу титула.

Ну, а за победу ожесточенная борьба шла еще более интересно! Чемпион трех предыдущих лет Дарио Франкитти, проваливший сезон на новом шасси, намеревался хотя бы завершить сезон победой. Шотландец лидировал вплоть до последнего круга, однако в тот самый момент, когда Сато разбил свой болид, четырехкратный чемпион пропустил атаку Эда Карпентера. Американец умудрился сунуть нос своей Fuzzy’s Vodka в последнем повороте 249 круга чуть вперед Ganassi, в результате чего под желтыми флагами победа на финише была обеспечена! Символично, что Карпентер точно также лишил Франкитти триумфа и в последней гонке прошлого сезона. Тогда после 22 кругов красивой борьбы беспристрастный секундомер констатировал дебютную победу в карьере Эда с преимуществом в 0,0098 секунды. Дарио остался с единственной викторией в Индианаполисе, а Карпентер продемонстрировал свое узконаправленное дарование. Прошлогодняя победа была одержана на скоростном треке в Кентукки, который в 2012 покинул календарь IndyCar. Ранее американец дважды подряд финишировал вторым в Спарте, притом что на других трассах никогда на подиум не приезжал. Теперь у 31-летнего пилота появился второй профилированный скоростной трек, на котором он способен бороться с лидерами.

Здесь нет никакой иронии, ибо, представьте себе, гонщик на четвертом десятке за свою десятилетнюю карьеру в IndyCar ни разу (не считая Кентукки) не поднимался на подиум и никогда не финишировал в чемпионате выше 12 места! Не стал исключением и этот год. Благодаря 50 очкам от победы и двум за наибольшее число кругов лидирования Эд Карпентер прыгнул (вдумайтесь в это) на 18 позицию в личном зачете! Пропустил американца и экс-чемпион британской Формулы 3 Майк Конвей, который явно никак не ожидал победы от Карпентера, пропуская финальный этап. Англичанин уступал на гонку место в A.J. Foyt Racing Уэйду Каннингхему и не смог превзойти 17 результат своего дебютного сезона, финишировав в первенстве 21.  

Из-за дополнительных показателей победителя уступил Эду одно очко и Чарли Кимболл, несмотря на попадание в десятку. Американец проиграл на финише 32-летней дебютантке сезона Кэтрин Легг. Британка показала лучший в карьере результат, несмотря на коллизию с Уилсоном и откат в хвост пелетона. Стартовав 7, экс-пилотесса Champ Car и DTM финишировала 9. Лучшей из новичков. Однако в чемпионате в борьбе за 25 место ей все равно не удалось опередить своего напарника, четырехкратного чемпиона Champ Car Себастьяна Бурдэ. Француз пропускал уик-энд в Фонтане, но в чемпионате выступил на одно Гран При больше, чем не стартовавшая в пяти гонках англичанка.

Если говорить о не оправдавших надежды пилотах, то стоит обратить внимание на тройку Уилсон, Андретти и Сато. Англичанин после толчка от Легг сошел из-за механических проблем, в то время как японец, несмотря на разбитый за круг до финиша болид, классифицировался 7! Более того, Такума оказался непосредственно впереди обладателя поул-позишн Андретти. И благодаря этому смог сохранить место в первенстве от атаки Марко и опередить Джастина. Японец завершил чемпионат 14, в то время как Уилсон и Андретти расположились следом в трех очках позади. При равенстве баллов преимущество получил экс-пилот F1, ибо британец смог победить в Техасе, воспользовавшись ошибкой Рейхола. В то время как внук чемпиона американских и королевских гонок этого сделать в 2012 не сумел, уступив в Айове своему напарнику.

В Фонтане Грэм финишировал шестым. А вот стартовал с этой позиции Рубенс Баррикелло. Двукратный вице-чемпион мира закончил дебютный сезон в трех местах позади от чемпиона 2004 года Тони Канаана и в 8 впереди молодого, но проведшего уже 5 сезонов Эрнесто Визо. Определенно, родившиеся в марте 1985 венесуэльцы не представляют угрозу темпу Баррикелло.

В абсолюте из-за сгоревшего мотора Chevrolet Рубенс отдал обратно 11 место в чемпионате Хильдебранду . Но если бразилец боролся за подиум, то американец и вовсе за победу. Однако проблемы с задней правой подвеской (как затем и у Андретти) стоили Джей Ару двух кругов, и молодой американец вновь, как и в дебютной Инди, не смог выиграть 500-мильную гонку. В ночной Фонтане Хильдебранд пересек финишную черту 11. Как и в чемпионате.

Баррикелло официально считался новичком лишь в Indy 500, где и стал лучшим. В остальных гонках дополнительного свежего комплекта и лишней практики гонщик лишался. Судя по всему, по причине 20 лет опыта бразильца в Формуле 1 организаторы серии посчитали, что 40-летний ветеран автоспорта не может быть дебютантом, в то время как 28-летний Пажено, несмотря на сезон в Champ Car и 3 гонки в IndyCar в прошлом году, таковым является. В итоге Симон стал лучшим со времен чемпионского дебюта Монтойи в 1999 новичком. Правда, Хуан выступал тогда в Champ Car. В IndyCar же последним отличившимся стал Менселл в 1993. Успехи Симона скромнее, но 4 подиума в первом полном сезоне он завоевать смог. Пажено опередил и пилотировавшего топ-Penske Бриско, и чемпиона трех предыдущих лет Франкитти, и лучшего новичка’2011 Хинчклиффа.

 Джеймс, вопреки двум подиумам и регулярным финишам в первой шестерке в дебютных пяти Гран При, после несчастного случая в Детройте откололся от претендентов на титул, завоевав лишь 8 место. Хотя совсем недавно казалось, что канадцу в силах оторваться от Диксона. Однако, напротив, новозеландец третьим местом в Фонтане смог опередить Каштру-Невеша в борьбе за бронзовую награду чемпионата. Накануне финального этапа первый лидер сезона имел преимущество в один балл над Скоттом.

 

Полноценный материал с итоговой таблицей, фото и комментариями к ним Вы можете оценить  в авторской колонке на первом сайте о F1 в России