6 мин.

Разбор полетов старта сезона

Отгремела стартовая Австралия, и вот спустя менее чем неделю болиды взревели уже над Малайзией. Главная интрига Сепанга еще впереди, а потому самое время вспомнить и разобрать несправедливо обделенный вниманием аварийный Мельбурн. Гран-при Австралии, как это подобает устоявшемуся уже статусу Альберт-Парка, открыл сезон аварий уже в первом повороте. Дебютный замес устроили сразу три пилота. Буквально повторение столкновения на первом торможении чемпионата образца 2009 года. Тогда «героями» инцидента были Хайдфельд, Баррикелло и Уэббер. Символично, что вновь, как и три года назад, в коллизии участвовал Марк.

Трио пилотов бок о бок подошли к шикане Jones-Brabham, и на апексе им одновременно просто-напросто не хватало пространства! На этот раз пилоты даже не успели попасть на апекс…

Марк Уэббер в отличие от ситуации трехлетней давности находился посередине и оказался зажат между Force India справа и подлетевшей Toro Rosso слева. Как и в 2009-м больше всех пострадал в коллизии расположенный на внутренней траектории – Хюлькенберг (в прошлом инциденте на его месте был Уэббер, финишировавший 12-м и последним). Находящийся снаружи Вернь, как и тогда Хайдфельд, вынужден был исследовать гравийную ловушку, а позиционировавшийся в центре гонщик, получив удары с обеих сторон, добился наибольших успехов в гонке (Марк, как мы помним, в минувший уик-энд финишировал на пороге подиума, а Баррикелло в дебюте за Brawn и вовсе завоевал «серебро»).

Казалось бы, никто не хотел уступать, гоночный инцидент – Херберт сотоварищи решили именно так, и повышенного внимания к столкновению обнаружено не было. Однако давайте пойдем до конца и разберемся, кто прав, а кто нет. При всей тесноте и остроте места действия остается вопрос, почему Уэббер продолжал движение прямо, хотя видел, как вот-вот колеса его Red Bull и Force India Нико переплетутся. Да, немец смещался в сторону австралийца – но молодой гонщик лишь уходил на апекс, желая попасть в поворот. Его действия читались, и опытнейший Марк не дилетант и явно понимал, к чему неминуемо приведет ситуация не повтори Уэббер действий оппонента по смещению наружу. Наконец, австралиец был почти на корпус позади и мог тонко маневрировать в отличие от Хюлькенберга. Но Марк продолжил движение прямо. Неминуемый контакт привел к цепной реакции, и Red Bull бросило на Toro Rosso. Неуступчивость Уэббера стоила схода с поломкой подвески Нико и вылета Верню…

Далее произошел второй эпизод с участием фарм-клуба Матешица. Риккьярдо, упустив на старте напарника, сам угодил в настоящую аварию – пока самое серьезное столкновение пилотов в сезоне.  Быть может, большинство подумало, что это был наезд Дэна на Сенну, и отправление в разворот племянника трехкратного чемпиона было сынициировано исключительно промахом с торможением австралийца. Однако спешу заверить Вас, что в инциденте присутствовал теневой «герой». Камуи Кобаяши не рассчитал замедление и подтолкнул Даниэля прямо на Williams. Конечно, японца можно оправдывать внезапным замедлением пелетона перед ним из-за инцидента, устроенного Уэббером. Но непосредственно коллизия с участием Риккьярдо и Сенны исключительно лежит на ответственности Камуи. Своим ударом самурай отправил оппонентов в самый арьергард пелетона, в то время как сам за это поплатился лишь «возмездием» со стороны напарника! Второй Sauber «догнал» японца и в результате контакта повредил заднее антикрыло первого болида. Как ни парадоксально, но даже такие повреждения не сказались на Кобаяши, и все попытки Райкконена обратить внимание судей на опасность нахождения японца на трассе не увенчались успехом.

Следующий аварийный эпизод произошел еще до окончания дебютного круга, когда окрыленный сенсационной скоростью Williams Мальдонадо атаковал главного героя квалификации Грожана. Роман даже после провального старта сохранил хладнокровие и не желал заканчивать гонку в инциденте с середняком, потому оставил уйму пространства конкуренту, открыв внутренний радиус поворота Ascari. Но горячему венесуэльцу показалось мало и столь широкого пространства для маневра, и в ответ на любезность француза Пастор расширил траекторию на выходе… Итогом спровоцированного на ровном месте инцидента стал мгновенный сход Грожана из-за сломанной подвески. Lotus оказался насколько быстрым, настолько и хрупким. Похоже, не зря команде пришлось пропустить первую серию тестов в Барселоне из-за проблем с креплением той самой передней подвески… В Энстоуне заменили карбоновую композицию на алюминиевую, однако утяжеление конструкции в Альберт-Парке не помогло. Однако Пастор Мальдонадо наказал себя сам. И столь широким выходом в борьбе с Грожаном венесуэлец спровоцировал мгновенную атаку Алонсо в Stewart, успешность которой стала предтечей плохого конца для Мальдонадо. Весь финальный отрезок гонки Пастор безуспешно прессинговал Фернандо, и положил конец всем своим усилиями в повороте Marina на финальном круге. В безобидной, казалось бы, связке левого плавного перехода из Albert Road в Marina, пилот Williams уже ошибался в начале гонки, пропустив Уэббера и Массу. И на самой ленточке буквально, когда уже не стоило так рисковать, ибо ключ к обороне двукратного чемпиона Пастор так и не подобрал, Мальдонадо чуть широковато зашел на бордюр, недооценил износ «медиума» и чуть раньше нажал на газ… Попытка поймать задний мост оказалась прерванной в стене на выходе.

Как это ни печально, но и второй Williams также не закончил гонку, попав в досадную аварию. После коллизии на первом круге и прорыва с предпоследней позиции Сенне оставалось только надеяться на чудо, чтобы догнать основной пелетон. Чудо произошло в виде пейс-кара. И Бруно Сенна так рьяно пытался воспользоваться шансом отыграться, что столкнулся со вторым в пелетоне бразильцем, так же как и Сенна испытавшего горесть проблем. Увидев что соавтор инцидента на первом круге, Риккьярдо, испытал сложности с проходом Массы в первом повороте и повторно пошел в атаку по внешнему радиусу на торможении после второй зоны DRS, Бруно, пронаблюдав как Фелипе оттирает Toro Rosso наружу, решил воспользоваться ситуацией и, войдя по внутренней части траектории в Sports Center, контратаковал сразившего на рестарте Даниэля. Сенна так сильно вошел во вкус, что, пожадничав, пошел до конца и собирался сходу по внешнему радиусу в Hellas опередить и Массу. При этом племянник Волшебника и не подумал позаботиться о корректном завершении маневра, направив болид влево для более удачного входа в следующий поворот. Убивший свою резину Фелипе не мог серьезно сопротивляться, но такой наглости он просто не ожидал, и соотечественники столкнулись. В итоге победителем стал Риккьярдо. Молодой пилот в отличие от опытных конкурентов смог даже у себя на Родине сохранить самообладание и повторил двухочковый дебют соотечественника.

И в завершении разбора полетов пару слов следует сказать о Нико Росберге. Молодой немец, кроме фееричного старта с обгоном по внешнему радиусу первого поворота Грожана и Феттеля, больше ничем успешным отметиться не смог. Капитуляция перед Себастьяном в Clark была сколь красива для пилота Red Bull, столь и унизительна для его соотечественника из Mercedes, ибо Нико оказался не у дел, занимая внутреннюю траекторию. Как и Масса (лишь не столь катастрофично), Росберг стал редчайшим заложником износа новой резины Pirelli и после проигрыша позиции Алонсо на первой волне и Уэбберу с Мальдонадо и Пересом на второй, Нико попытался отыграться. Атака на Серхио по внешнему радиусу в Golf Course Sweeper на последнем круге гонки была великолепной. Но не попавший ни в одну режиссерскую нарезку эпизод закончился контактом и проколом для Mercedes. Судя по всему, мексиканец не пожелал смещаться внутрь, когда немец начал чуть-чуть уходить в его сторону, закрывая возможность контратаки на торможении перед Waite. Так или иначе, но на прямой перед Ascari Нико уже плелся с проколотым колесом. И на трассе, где сын чемпиона мира 1982 уже завоевал два лучших круга гонки, пилот завершил уик-энд лишь 12-м…

Виталий Мошин

Статья написана специально для первого сайта о Формуле 1 в России