8 мин.

Гран-при Австралии: Суперфиниш

 

Гран При Австралии фаны Формулы 1 ждали все межсезонье. И, как в очередной раз оказалось, ждали не зря! Альберт-Парк не только явил миру невероятную очную борьбу на трассе, но и, как в старые-добрые времена, продемонстрировал, насколько важна надежность техники.

Герои и неудачники вчерашней квалификации поменялись ролями, ибо уже на старте Хэмильтон уступил Баттону, а Грожан, провалившись на 6-е место, попал под атаку Мальдонадо в Ascari и после контакта колесами сошел в гравийной полосе из-за поломки правой передней подвески. И, наконец, самый титулованный герой вчерашнего дня, Михаэль Шумахер, после обгона на старте Романа и попадания в тройку, успешно отбивая атаки Феттеля, сошел из-за отказа коробки…

 Несмотря на то, что в Мельбурне вероятность дождя была нулевой, старт гонки прошел абсолютно соответствующе захватывающему Гран При Австралии 2010 года, когда единственный раз в истории гонок в Альберт-Парке пошел дождь. Символично, но победителем оказался тот же самый пилот, ибо уже на старте Дженсон захватил лидерство и был таков. Как ни странно, Льюис ничего не мог сделать и только отставал. Вдобавок, выехав с первой волны пит-стопов, Хэмильтон попал в трафик в виде Переса, избравшего эксклюзивную тактику с единственной остановкой. В результате, Дженсон, утроив отрыв от напарника, безраздельно лидировал до финиша, в то время как Льюис оказался в неприятном положении. Непреодолимые 11,5 секунд до Баттона и полторы от Феттеля стали для чемпиона мира 2008 года фатальными в борьбе не только за победу, но и за «серебро». Безобидный сход Виталия Петрова, послуживший причиной выхода автомобиля безопасности на трассу, стал во многом ключевым моментом гонки. «Ред Булл» очень хитро провели свои финальные пит-стопы на 37-м, круге выезда сейфти-кара на трассу, отыграв очень много времени у конкурентов. Жаль, что дирекция гонки оказалась не столь внимательной к этому эпизоду, но, воспользовавшись нахождением пейс-кара на другой части трассы, Феттель, несмотря на желтые флаги, «в пол» проехал круг перед заездом в боксы и выехал с огромным преимуществом впереди Хэмильтона, законопослушно сбросившего скорость, как и весь пелетон… 

Точно так же Уэббер выехал впереди Алонсо. Притом что до пит-стопа австралиец уступал еще и Росбергу! В результате Льюис оказался в обрамлении двух «Ред Буллов», и до финиша ситуация не изменилась…

Примечательно, что для Марка 4-я позиция стала лучшей у себя на Родине, ибо всю свою карьеру в F1 австралиец не мог превзойти пятого результата, показанного на аутсайдерской Minardi в дебютной гонке! И тут как раз кроется принципиальное отличие Уэббера и Феттеля. Сегодняшняя гонка стала наглядной демонстрацией, почему Себ – двукратный чемпион, а Марк – традиционный неудачник. Австралиец даже не воспользовался выигрышем в 0,017 на вчерашней квалификации у прошлогоднего триумфатора. Марк проиграл старт (более того, выбил с трассы Верня и стал причиной схода Хюлькенберга, оказавшись в клещах у молодых пилотов) и ничего в очной борьбе не смог противопоставить Росбергу и Алонсо. Притом что Феттель не только блестяще стартовал, хотя и находился на грязной траектории, но и на первом же круге в Clark по внешнему радиусу опередил Росберга и не менее активно прессинговал Шумахера! Потому неудивительно, что даже, квалифицировавшись шестым, немец завоевал «серебро», а стартовавший пятым австралиец по-прежнему остался дома без подиума…

Уступив лидерам 20 секунд и финишировав ниже, чем на Renault образца 2008 года, Фернандо Алонсо, тем не менее, показал просто великолепный результат, учитывая сегодняшний уровень Ferrari. Отыграв семь мест по отношению к квалификации, Фернандо поддержал честь Scuderia в отличие от абсолютно провалившегося Массы. Фелипе хоть и прорвался с 16-го места на 9-е на старте, в дальнейшем не мог следить за износом шин заднего моста и только терял позиции, закончив гонку столкновением с Сенной в Whiteford.

Занимательно, но главным соперником Ferrari сегодня был Williams. И если два бразильца боролись лишь во втором десятке (притом что Бруно, несмотря на столкновение с Риккьярдо и лишний пит-стоп на первом круге атаковал Массу), то Мальдонадо прессинговал за пятое место Алонсо вплоть до последнего круга. В отличие от Фелипе контратаковать Фернандо венесуэльцу не удалось, и их противостояние закончилось разбитым болидом Пастора в Marina. Там же, где Мальдонадо уже ушибался в начале гонке, пропустив Уэббера и Массу…

Отдавая должное неоспоримой победе Баттона, все же смею говорить, что самым ярким событием гонки стал финиш второй половины очковой зоны.

На самом последнем круге, да что там, на третьем секторе финального круга гонки пилоты устроили буквальное повторение Монцы’71 с рекордно малыми по величине отрывами друг от друга. Перес, Риккьярдо, ди Реста и Вернь уместились в 39 сотых секунды на финише. Вы представляете это?! Четыре пилота менее чем в четырех десятых секунды!

Надо заметить, что сражение было ещё более жестким, ибо вся эта группа попутно проходила Нико Росберга. Испытавший проблемы с износом резины, немец из-за слишком раннего финального пит-стопа откатился из лидирующей группы за заднее антикрыло Пересу. Отбившись от Кобаяши, на финальном круге Росберг успешно атаковал и второй «Заубер». Однако излишне агрессивный Серхио проколол сыну чемпиона мира 1982 года колесо, и Нико в обмен на 6-ю позицию получил 12-ю.

Главным проигравшим в этой сверхплотной борьбе стал дебютант Жан-Эри Вернь, который оказался на пороге очковой зоны, финишировав на том же месте, что и стартовал. Гонка француза напоминала Американские горки. После блестящего старта ЖЭВ стал жертвой контакта с Уэббером, который отправил новичка в гравийную ловушку шиканы Jones-Brabham. Имея редкую стратегию (только Перес и Петров поступили также) старта на «прайме», перед его сменой на «софт» Вернь поднялся аж до 5-й позиции. Переобувшись, Жан-Эрик на 25 круге показал лучшее время гонки и был в 50-ти секундах впереди напарника, когда, атаковав ди Ресту, ошибся и вновь вылетел с трассы. Тем не менее, на заключительном отрезке гонки прошел-таки «Форс Индию», а после аварии Мальдонадо на последнем круге ехал в очках практически до клетчатого флага… Не совпадай финишная линия со стартовой в Мельбурне, как и на большинстве других автодромов, Вернь попал бы в десятку, дебютируя в Ф1, повторив прошлогодний подвиг того самого Пола, однако судьба распорядилась иначе.

Испытавшим и горесть, и радость в этой группе стал Перес. Молодой мексиканец, как и в прошлом году во время дебюта, шел на седьмой позиции, но перепетии последнего круга, начавшиеся с атаки Росберга в Golf Course Sweeper отбросили Серхио на 8-е место. И, тем не менее, на абсолютно изношенной резине Перес эксклюзивно смог повторить свой прошлогодний виртуозный трюк с единственным пит-стопом (для сравнения, Массе и трёх было мало) и прорваться в очки, стартовав с последней (ввиду того, что «ХРТ» к гонке допущена не была), 22-й позиции, после штрафа за смену коробки передач. Более того, в первом повороте мексиканец уткнулся в своего напарника и всю гонку провел с поврежденным передним антикрылом. Тем не менее, Чеко отыграл 11 позиций на старте (!) и 14 на финише!

И, наконец, счастливчики этой плотной группы, оказавшиеся в большинстве.

Кобаяши, которому удалось не только реализовать в отличие от прошлого сезона правильную тактику большего числа пит-стопов на фоне напарника, но и восстановить статус-кво с Кими Райкконеном, обогнав чемпиона мира на рестарте и удержав позади себя до самого финиша!

Риккьярдо, который, возможно, ощущает себя главным счастливцем, ведь австралиец у себя на Родине совершил просто невероятный прорыв с последней позицию на девятую. После столкновения с Сенной в первом повороте и лишнего пит-стопа для смены носового обтекателя затем Даниэль вынужден был с огромным отставанием на поврежденном и постоянно тянущем в сторону болиде замыкать пелетон, притом что напарник Вернь, уходивший в бой следом, всю гонку уверенно шел на грани очковой зоны. Однако благодаря пейс-кару Риккьярдо сократил разрыв от пелетона. Опередил на рестарте Сенну и смог избежать аварии с Массой в отличие от более опытного Бруно во время прорыва наверх. И, наконец, на самом последнем круге в Ascari обогнал напарника и финишировал менее чем в десятой от Переса!

Последним в компании счастливчиков стал Пол ди Реста, повторивший свой прошлогодний результат, показанный в дебютной гонке. Шотландец всю гонку находился в тени, и, стартовав с 15-й позиции, и близко не боролся за очки. Но весь уик-энд более быстрый Хюлькенберг закончил Гран При после контакта с Уэббером уже на первом круге, в то время как ди Реста взял-таки очко! Более того, если в ГП Австралии 2011 оно было получено лишь из-за дисквалификации команды Sauber в полном составе, то сегодня Пол на самой финишной черте обставил Верня!

Почему я не включаю в когорту счастливчиков Кими Райкконена, который при старте с 18-й позиции финишировал 7-м? Потому что даже Михаэль Шумахер в дебютной гонке финишировал 6-м, и притом все помнят как болезнено и долго проходил его процесс возвращения в F1. Кими на весьма конкурентоспособном Lotus проиграл шедшую с переменным успехом борьбу Кобаяши на Sauber и лишь в предпоследнем повороте гонки одолел его напарника, стартовавшего с последнего места. Даже в дебютной гонке, состоявшейся 11 сезонов назад, финн на пресловутом Sauber показал более высокий, 6-й результат.

Однако, как я и говорил в своей презентационной статье сезона, указывая на возможную конкуренцию с Ferrari Массы, Кими схлестнулся со своим бывшим напарником и в очной схватке одолел.

Главным итоговым результатом гонки стало лидерство McLaren в Кубке Конструкторов, чего со старта сезона команде не удавалось ещё с упомянутой мной в статье о квалификации эры «до радикальной смены регламента» 2008 года. Тем не менее, после первого совместного старта чемпионского британского дуэта с первого ряда дубль пилотам команды из Уокинга завоевать не удалось. Причем по вине поулмена Льюиса. Не буду лукавить, я ожидал безоговорочной победы от Хэмильтона при старте к чемпионскому титулу. Так полагали и многие другие. И даже Ален Прост. Однако в доминирующем стиле победил Дженсон. Притом, он сделал это в третий раз здесь. Больше побед в Мельбурне только у Михаэля Шумахера, и после минувшей гонки, лишь на одну.

Сможет ли семикратный чемпион включиться в борьбу за победу и завоевать первый подиум за Mercedes, или же Баттон начал триумфальное шествие в борьбе за второй титул? И насколько же силен на самом деле McLaren, лишенный дубля в первую очередь из-за пилотажа в экономичном режиме, начиная с 8-го круга, узнаем уже через неделю…

Виталий Мошин

Статья опубликована в Авторской колонке на первом сайте о Формуле 1 в России