9 мин.

6 лучших аргентинских вратарей в истории

Для начала, хочу яснее раскрыть критерии, которыми я руководствовался и в части 1. Итак, я выделил пять основных аспектов вратарского мастерства, как:

  1. Реакция

  2. Прыжок

  3. Выбор позиции (чувство позиции, грамотность и скорость перемещений, чтобы оказаться в нужном месте и сделать сэйв)

  4. Ментальный фокус (концентрация, стабильность - способность играть максимально безошибочно)

  5. Ловля мяча (мастерство ловли, избегание лишних отбиваний, с которых могут добить)

Дальше решает сумма или, при более-менее равной сумме, более выгодная комбинация для сохранения ворот в неприкосновенности.

6. Рохелио Домингес

  1. Р 9

  2. П 8

  3. В 9,5

  4. М 8,5

  5. Л 9

Очень качественный вратарь старой школы, с мощной базой в виде всегда грамотного выбора позиции и отменной реакции. Не самую, может, выдающуюся прыгучесть компенсировал ростом в 189 см, являясь в свои времена практически гигантом.

У мадридского "Реала" был очень хороший местный вратарь Хуан Алонсо, но Сантьяго Бернабеу был новатором в том, что сегодня мы видим повсеместно: под клубной вывеской он собирал сборную мира. Как и во все времена, а в те - и подавно, множество из числа лучших игроков мира "водились" именно в Аргентине.

Вообще говоря, Бернабеу давно присматривался к Амадео Каррисо и именно его хотел купить в "Реал", но для другого выдающегося президента, чьим именем также нынче назван стадион (больше известный как "Монументаль") - Антонио Либерти - Каррисо был непродаваемым. Такие вот были времена, что "Ривер" вполне мог отказать даже "Реалу".

Поэтому вместо лучшего аргентинского вратаря Бернабеу купил второго лучшего - Рохелио Домингеса из "Расинга". С ним "Реал" взял ещё три Кубка Чемпионов и так же трижды выигрывал Чемпионат Испании, а кроме того - победил в первом розыгрыше Межконтинентального Кубка, в 1960-м.

Однозначно вторым в Аргентине Домингес был не всегда. В частности, Гижермо Стабиле выбрал его в качестве титулара на победный для страны Кубок Америки-1957, на котором в по сути решающем матче (тогда Копа разыгрывалась по круговой системе) были размазаны многие будущие чемпионы мира из Бразилии - 3:0.

5. Уго Гатти

  1. Р 9

  2. П 8,5

  3. В 9,5

  4. М 9

  5. Л 8,5

Один из самых знаменитых аргентинских вратарей, в том числе благодаря выдающейся работе на испанском ТВ с реальной аналитикой футбола, происходящего на поле вместо обычного жевания соплей и оценки всего и всех по штампам и стереотипам.

Ну, это к вратарским качествам уже не относится. Вопреки возможным мифам, Гатти был несколько далёк от типичного аргентинского вратаря и сильно отличался от того же Фильоля, хотя они вместе во многих разделах книги рекордов аргентинского футбола: например, в аргентинских чемпионатах отразили по 27 пенальти на душу.

Гатти не был таким уж супер-прыгуном с кошачьей реакцией. Главной его сильной стороной было чтение игры и то, что он буквально жил в ней - всегда был готов к любому развитию событий и постоянно перемещался, в частности для принятия удара на себя. Кроме того, был "отцом" всех самых экстравагантных вратарей: выбегал на перехваты далеко в поле и очень качественно играл ногами.

4. Антонио Рома

  1. Р 9,5

  2. П 8,5

  3. В 9

  4. М 8,5

  5. Л 9

Выдающийся вратарь "Боки" и сборной в 60-ые, играл на двух Чемпионатах мира: 1962 и 1966. Если кому что и можно предъявить, то Рома был безупречен.

Тот самый случай, когда при равной сумме с Гатти я выше поставил всё же Рому (вопрос, понятно, дискуссионный всё равно). "Эль Тано" ("итальянец") обладал отменной реакцией и так же лучшей, по сравнению с "Эль Локо" Гатти, техникой/мастерством ловли мяча. Уверенно ловил "намертво" сложные мячи или просто отбивал далеко, с чем у "Локо" бывали проблемы.

3. Агустин Сехас

  1. Р 9,5

  2. П 8,5

  3. В 10

  4. М 9,5

  5. Л 9

Сехас был, возможно, одним из самых раздражающих вратарей в истории - для соперников. Уже в 22-23 он играл так, как будто ему 35, причём исключительно в положительном смысле. Зачастую он будто знал, куда пойдёт мяч, делал шажок-два и спокойно ловил мяч, хотя удар мог изначально казаться трудным. Сложно найти вратаря, лучше читавшего игру и игравшего на более высоком уровне концентрации, чем Сехас. А он это совмещал с отличной реакцией и хорошей прыгучестью, становясь практически непробиваемым. Блестяще играл и в ближнем бою, при тех же выходах один на один.

"Расинг" образца 1967-го года не зря не только уверенно взял Кубок Либертадорес, но и первый в истории Аргентины Межконтинетальный Кубок. За блестящим опорником Хуаном Карлосом Рулли и великолепной четвёркой защитников Оскар Мартин - Роберто Перфумо - Альфио Басиле - Рубен Диас была ещё и стена имени Сехаса. Оборона, от которой можно плясать как от печки, была в полнейшем порядке и позволяла команде играть в её агрессивный атакующий футбол, весьма похожий на тотальный от Нидерландов спустя несколько лет.

Сехас должен был быть №1 сборной Аргентины на Чемпионате Мира-1970, но "Альбиселеста" туда не пробилась (в первый и последний раз в истории, когда именно отбиралась, а не отказывалась, как по два раза в 30-х и в 50-х), несмотря на его совершенно великолепную, выдающуюся игру в отборочных матчах.

За фантастическим стартом карьеры последовало приглашение на хорошие деньги в "Сантос", где Сехас также был на высоте: выиграл с командой Паулисту-1973 (чемпионат штата Сан-Паулу) и в тот же год стал лучшим игроком национального чемпионата Бразилии, при всей россыпи звёзд, тогда в нём игравших.

В 1975-м Агустин вернулся в Аргентину и в составе "Уракана" стал вице-чемпионом Аргентины в торнео Метрополитано. После года в бразильском "Гремио" вернулся в родной "Расинг", находившийся в состоянии затяжного спада, на который пошла и карьера самого вратаря. Завершил выступления на высокой ноте, в 1981-м став чемпионом Аргентины в составе "Ривер Плейт", где подменял Фильоля, проведя 9 матчей в чемпионате.

2. Амадео Каррисо

  1. Р 9

  2. П 8,5

  3. В 10

  4. М 9

  5. Л 9,5

Кто-нибудь удивится, что у Сехаса на 0,5 балла в сумме больше, а он ниже, но, в действительности, разница в той же реакции между ними - меньше (но не хочется переходить на меньшие деления), а в той же ловле - может, и поболее. Да и в каком-нибудь 66-м, где можно посмотреть игру Каррисо, по сравнению с ним Сехас 1967-го, может, и был чуточку сильнее. Но Амадео тогда уже был недалёк от завершения карьеры - ему было 40. И в целом, конечно, по долговечности-значимости разница такова, что здесь нечего и обсуждать.

Каррисо начинал ещё в конец золотой эпохи Риверовской "Ля Макины" ("Машины"), продолжил во времена "Ля Макиниты" - мини-машины, с Вальтером Гомесом, Омаром Сивори, "Вечным" ("Этерно") Анхелем Лабруной и другими звёздами первой величины, в сумме за эти два значимых этапа в истории клуба стал 7-кратным чемпионом Аргентины. А заканчивал в "Ривере", прошедшем большую часть эпохи без титулов - 11 из 18 лет; при этом, несмотря на отсутствие триумфов, оставался абсолютным кумиром инчады.

В сборной Каррисо поучаствовал в провале 1958-го года на Мундиале, в частности допустив не то что пару ляпов, но пару плохих отбиваний перед собой в матче с Чехословакией, разбившей Аргентину в пух и прах - 6:1. После этого и последовавшего мощнейшего "буллинга" в стране, как яйца и монеты в аэропорту, размалёвывание дома, порча личного авто, надолго прекратил выступления за сборную. Но в итоге взял мощнейший реванш - в виде Кубка Наций-1964 в Бразилии, где во всех трёх матчах (с Португалией, Бразилией и Англией) отыграл "на ноль", а Аргентина победила. В матче против хозяев ещё и блестяще потащил отлично исполненный Жерсоном пенальти, подробнее - здесь.

Каррисо во многом был инноватором, был одним из первых вратарей в мире, кто существенное внимание уделял технике полевого игрока: играл в квадраты с полевыми игроками, а в игре не только хорошо раздавал пасы ногами, но мог и накрутить нападающего соперника на паузе, замахе и прочих необходимых в этом деле хитростях. Вряд ли, конечно, именно Каррисо так повлиял на подменявшего его в 60-ые Гатти - наверное, он и так бы играл в своём Эль Локо-стиле, выведя идею вратаря-последнего защитника на совершенно новый уровень -, но нельзя исключать, что изначально именно мастерство Амадео произвело впечатление на молодого Гатти, и он загорелся идеей.

Кроме того, Каррисо обладал уникальной техникой ловли мяча. Как хороший центровой в баскетболе с большими ладонями, он уверенно обращался с мячом и одной рукой, что, в частности, при игре на выходах позволяло ему вместо выбивания мяча кулаком поймать его "намертво".

Здравствует и поныне, в 93 года являясь почётным президентом "Ривера", который в том числе и с его возвращением в клуб начал резкий подъём, вылившийся в два Кубка Либертадорес. Международная Федерация Футбольной Истории и Статистики считает именно Амадео Каррисо лучшим вратарём ХХ века - не только Аргентины, но и всей Южной Америки. Вероятно, они правы - я не претендую на абсолютную истину.

1. Убальдо Фильоль

  1. Р 10

  2. П 9,5

  3. В 9,5

  4. М 8,5

  5. Л 9

А вот и лучший из лучших. Каррисо был сильнее в отдельных аспектах, но по части сохранения ворот от попадания в них мяча Фильоль является просто идеальным вратарём. Невероятная реакция, скорость перемещения в раме и шикарные полёты, не раз попадавшие на обложки одного из лучших спортивных журналов мира - El Grafico, делали его лучшим в своём деле. В финале 78-го совершил пару сумасшедших сейвов, без которых Аргентине было бы не видать свой первый Кубок Мира.

Что уж там говорить, если даже Локо Гатти, категорически не признающий вратарей-ленточников (кто хорош на линии и слабоват во всём остальном), всегда говорит: "вот мы с Эль Пато..." И не может сказать, что он был лучше. При этом, например, он "безусловно лучше Касильяса, выиграл бы у него борьбу за место в воротах Реала и заработал бы кучу денег и славы" в наши времена.

Отчасти, конечно, это связано и с тем, что, пусть стиль Фильоля и не одобряется Гатти, но они были во многом схожи в мастерстве чтения игры, и, конечно, Эль Пато не был чисто вратарём линии: много (и весьма успешно за счёт прыжка) играл на выходах на тех же угловых, ну а отражение выходов один на один в исполнении Фильоля было в чистом виде искусством. Подобно пуме, он в считанные доли секунды срезал угол с бьющим, при этом оставаясь ловким и подвижным, готовым к любому дальнейшему манёвру нападающего, что делало крайне сложной задачу обыграть его.

Единственным видимым недостатком была не всегда уверенная ловля мяча. Но он компенсировал это особой техникой: иногда отбивал прямо перед собой "в пол" и намертво забирал мяч с отскока от земли. Или же просто надёжно, далеко отбивал. Таким образом, не самый высочайший класс в данном аспекте компенсировался грамотным принятием решений, в результате чего недостаток был практически незаметен и не приводил к серьёзным ошибкам.