7 мин.

Антикризис-2015. Русский футбол без договорняков

Давайте негромко, давайте вполголоса. Сначала шепотом, потом полушепотом. Кажется, 2014-й мы прожили без договорняков.

Стоп, стоп. Всем, кто готов разложить веером результаты ФНЛ или ПФЛ, – им стоп. Или, к примеру, помнящим о допинге. А не помнить нельзя: его в нашем спорте больше, чем горошка в оливье. И допинг – тоже договорняк. Убойный, нажористый, ходовой. Но про него мы напишем потом, когда саранские ходоки, допустим, перестанут дружно идти из точки А в точку Б. Или когда Ирина Коржаненко все-таки вернет свою золотую афинскую медаль. А пока воспоем РФПЛ.

Кто назовет последний отложившийся в памяти договорняк в премьер-лиге? Такой вот подозрительный, липкий, ползучий матч с грязными котировками, с ослепленными мачтой освещения защитниками, с клятвами менеджеров исповедаться на полиграфе и подать в суд на всех в мире? Отматываешь, отматываешь в голове, до марта уже отмотал, – не просматривается. Или путаю что?

Это, конечно, не бог весть какая победа: заподозрить в чистоте одну из трех профессиональных лиг в одном из многих видов спорта, причем не циклическом. Но если сравнивать с тем, что было, – все же победа. Точнее, с тем, как мы думали про то, что было.

Мне уже доводилось развивать эту мысль. Процесс шел трудно, не все поняли. Попробую еще раз. Помните Юрия Борзаковского в Пекине-2008? Он не вышел в финал своей 800-метровки. И поползли слухи: размен, мол. Не выходишь в финал – продолжаешь бегать. Выходишь – начинается показательная порка. Повторяю, это были слухи. Но самыми погаными казались вовсе не они. И не подозрения, и даже не проигрыш. Самой поганой казалась наша готовность поверить в любую комбинаторику. В то, что даже Борзаковский...

Такой у нас был имидж, такой вокруг нас царил информационный фон. А почему нет? А что могло ему помешать, если другим не мешало? И это никак не касалось милейшего Юрия, а касалось только содержимого наших черепов. Не было в тот момент ни одной ужасной новости, не способной в них угнездиться. А было полное разрыхление веры. Кстати, до сих пор не окрепшей.

И вот футбол. Еще два-три года назад его доили Димитровичи, называвшие себя носителями абсолютного знания. Кто-то кое-где у нас порой только замыслил, – а у них уже все ниточки, вся информашка. Помните? И ведь чесалось в головах. И ведь не зналось: верить ли? Запущенность хозяйства убеждала: исключать ничего нельзя. Все нетипичное – подозрительно. Нужность результата его же и определяет. Самые правдивые – черные сказки белой зимы. И тебя она получит. И тебя она полу-у-чит!..

Как следствие, футбол иной раз просто не шел в горло. А если шел, то с мазохистской целью отследить галсы нижегородца Полянина или насладиться работой Алексея Андронова на матче «Терек» – «Крылья». Наш футбольный продукт и в честном своем виде не имел стопроцентного качества. А когда вместо изюма в булке начал мниться таракан...

И это страшнее договорняка, на самом деле. Договорняков – один-два-три на период. То есть ложка на бочку. Но после них всю бочку есть уже не хочется. Потому что в ложке был даже не деготь. Другая субстанция.

В 2014 году, есть ощущение, ее в наш футбол не доложили. Последнее подозрение, если не путаю, вызывала игра «Амкар» – «Анжи», состоявшаяся аж 26 ноября 2012 года. При том, что по итогам четырех предшествующих лет итальянское агентство Sportradar включило Россию в лидеры футбольной коррумпированности. На взгляд агентства, по числу договорняков мы уступали лишь Албании, Италии, Молдавии, Эстонии и Греции.

Теперь же мне рассказали вот что. Шеф службы безопасности ФИФА Ральф Мучке, прослуживший прежде сто тысяч лет в Интерполе и немецких спецслужбах, отловил на каком-то футбольном форуме Николая Толстых. И взяв его, возможно, за пуговицу, наговорил примерно следующее:

– Ты все воюешь, Николай, все сражаешься. Занятой человек: десять утра – а ты уже о российском футболе думаешь. Некогда тебе о себе рассказать. Ну, пусть тогда ваши газетчики позвонят мне. Проинформирую, что вы как-то выпали из наших сводок. Как-то не проходите теперь по договорнякам. И по букмекерам. И по судьям притихли. Нам это нравится, Николай.

Справедливости ради свою пуговицу Мучке стоило подставить и Сергею Прядкину. Хоть и сложно представить его в паре с Толстых на заграничном форуме. Но что есть, то есть: премьер-лига также вправе записать себе в плюс робкий и несмелый, только-только нарождающийся позитив.

Удивительно другое. Причин, по которым в России играются договорняки, в премьер-лиге меньше не стало. Стало меньше самих договорняков, но их источники и составные части вроде бы на месте.

Во-первых, самые верхние боссы предпочитают руководить отраслью или регионом, а не клубом, что развязывает руки оперативным менеджерам. Им надо ковать мифы о своей эффективности. Договорняк – вполне подходящий для этого инструмент.

Во-вторых, итоговое место по-прежнему часто влияет на бюджет. Вылетел – обеднел, решил задачу – получил финансирование на следующий сезон. Ради денег можно пойти на многое. И идут. Тут нашему футболу равных мало. Но катать договорняки, смотри ты, стали реже.

В-третьих, «жмурки» экономят время и опять-таки деньги. Сезон не в той лиге, в которой хотелось бы, – это минус год и много миллионов евро. Если есть короткий путь к цели, зачем идти длинным?

В-четвертых, ни одно силовое ведомство в России не способно докрутить договорняк до судебного процесса. Не царское это дело потому что. Какой тут футбол, когда вокруг воруют лес и кидают французских парфюмеров? А без силовиков, так уж устроен мир, чемпионат ни в одной стране очиститься не может. И это удваивает удивление от того, что в 2014 году мы ни разу не затягивали хором: «Выплывают расписные...».

Можно поискать, однако, и контрдоводы. Причины в пользу сокращения числа странных матчей.

Скажем, распалось сразу несколько очагов подозрительной футбольной культуры. Перестали бороться за благосклонность своего губернатора команды Нижнего Новгорода. Вылетела и облагородилась Непомнящим «Томь». Потерял листву кавказский куст. В частности, стерся с лица земли футбольный Нальчик. Произошли менеджерские сдвижки внутри «Терека». Завод в Аргуне уже построен и выпускает «лады», значит, надобность в контактах глав Чечни и Самарской области теперь не столь велика. Да и губернатор в Самаре нынче другой. Да и «Крылья» уже не в том дивизионе.

Ну и «Алания». Ее, помнится, как-то оставляли, обанкроченную, в профессионалах вопреки регламенту. Как же, социальная функция. И привело это лишь к тому, что банкротство наступило снова. Правда, клуб сожрал за это время еще несколько сот миллионов рублей.

А еще в РФС завелась загадочная и многочисленная комиссия. Никто не знает, что она делает. Чему-то там противодействует. Но я видел ее членов, выходящих из здания на Таганке. Неприметные люди с характерными лицами. Нешумные, но регулярно заседающие. Может, регулярнее, чем кажется со стороны. Говорят, они представляют Финмониторинг, Интерпол и и прочие сердитые конторы. Как знать, не влияет ли это на емкость черных касс, без которых не бывает договорняков? Ведь за сдачу игры надо что-то платить. И списывается это что-то точно не с банковского счета госкорпорации или областного бюджета.

Кто-то скажет – возросла роль купеческого слова. «Кодекс чести», наконец, заработал, все играют по-рыцарски. А я скажу по-другому. Футбол, на мой взгляд, перестает решать политические задачи. Клубы больше не играют при своих владельцах той фанфарной роли, что прежде. Мода на звездную команду при сильном чиновнике сходит на нет. Команды разъелись настолько, что их больно содержать. А самих руководителей сейчас чаще полощут, чем хвалят. Зачем, дескать, вбухивать миллионы, имея сомнительную отдачу.

И бравурные футбольные проекты начинают выглядеть обузой. Их уже не хочется вывести в чемпионы мира и окрестностей ценой немереной закачки средств. А при нынешней нефти с рублем и не всегда можется. Период сытости сменяется периодом трезвости: чиновники пытаются понять, нужны ли им вообще футбольные насосы.

В такие периоды самое правильное поведение команды – просто быть, просто играть. Без гнутых пальцев и договорняков. Которые, к тому же, не чета трансферно-откатному празднику. Зачем гонять странные матчи, если клубных полковников неплохо кормит селекция?

Вот поэтому, кажется, и не слышны в саду даже шорохи. Чему следует радоваться, конечно. Футбол без договорняков на фоне кризиса – штука антистрессовая. И рождающая надежду: может, это все-таки не выверт момента, а первый шаг в направлении нормы.

Фото: globallookpress.com/Dmitry Golubovich, ZUMAPRESS.com/Xu Zijian; Fotobank/Getty Images/Kirill Kudryavtsev/EuroFootball