5 мин.

Как я начал смотреть футбол. И как перестал

Первый футбольный матч я посмотрел в 1989 году, когда мне ещё не было 5 лет. Точнее может это был не первый матч, но это была первая игра, которую я запомнил. Милан-Стяуа, финал тогда ещё Кубка чемпионов. После этого я стал болеть за Милан. Дядя пытался на доступном для меня уровне объяснить правила. Примерно тогда же я начал смотреть и чемпионат СССР, хотя сейчас мне кажется, что это было не совсем так и то, что я сейчас опишу, я помню по рассказам дяди. Тогда один из каналов показывал матчи Зенита, который играл, если меня сейчас не подводит память, в первой союзной лиге. Смотрел матчи я довольно редко, но всем рассказывал, что болею за Зенит. И тут дядя взялся объяснить мне, что болеть за ленинградский клуб, проживая в Москве- это не самая лучшая мысль. 

-А за кого тогда болеть,- с детской непосредственностью поинтересовался я

Болеть, как выяснилось, надо за ЦСКА. Ну надо, так надо, будем болеть за ЦСКА. Это был 1991 год и последнее союзное чемпионство. Моей радости не было предела, хотя по всей видимости посмотрел я от силы матча два. Но радовался я так, будто весь год не вылезал со стадиона. Чуть раньше я был на матче Спартак-Наполи, первый раз на стадионе. Вот таким вот великолепным болельщиком ЦСКА я был вначале: болел за Зенит и ходил на игру Спартака. Ну как ходил, куда водили, туда и ходил. А вот Милан я действительно старался смотреть, хоть и получалось редко. 

Со временем мой интерес к футболу становился всё сильнее, я просто проглатывал всё, что было у дяди: биографии игроков, программки к матчам, материалы про чемпионаты мира и Европы. Любимыми были два журнала про чемпионат Европы 1988, там были комиксы и для детей они подходили идеально. А любимым игроком был Марко Ламбастер. Да-да, именно так я называл игрока Милана и сборной Нидерландов. Как его звали на самом деле, все, наверное, уже догадались. 

В какой-то момент у нас появился видео магнитофон, а вместе с ним и возможность смотреть ещё больше футбола. Матчи еврокубков начинались поздно и смотреть их мне не разрешали, но я не спал и ждал, когда дядя зайдет ко мне в комнату и расскажет, как складывается очередной матч. Некоторые игры он записывал и я смотрел их на следующий день. Я пытался пойти в футбольную школу, мама отвела меня в находившуюся недалеко от дома школу Спартака, вопреки моему отчаянному сопротивлению. Там я демонстративно сел на лавку и сказал, что болею за ЦСКА и вообще меня сюда притащили насильно. Так что футболист из меня не получился, да и не мог получиться в силу природных данных, играть в футбол я так никогда и не научился. 

Зато научился об этом фантазировать. У меня была тетрадка, в которой я был футболистом. Я писал о матчах, которых никогда не было и в которых я забивал. Одна такая тетрадка сохранилась у меня до сих пор. Со временем я решил, что хватит заниматься самообманом и футболист Скотников карьеру завершил. Но писать я не перестал и в моей тетрадке воображаемые футболисты продолжали играть воображаемые матчи. Но в какой-то момент футболисты стали настоящими, а игры реальными. 

Тогда был журнал о болельщиках, "Русский фан-вестник". Через одного знакомого я попытался протащить свою писанину туда, но тогда ничего из этой затеи не вышло. Когда я стал постарше, пара моих материалов, правда отредактированная этим самым знакомым, там всё-таки появилась. И появились друзья из числа фанатов ЦСКА, хотя относились они ко мне весьма скептически. Моя внешность в их глазах с фанатством не очень сочиталась. Но знал я о футболе тогда немало и через какое-то время мы стали общаться. Они рассказывали мне о выездах, я им об истории клуба, за который они болели. А потом был мой первый выезд...

Мне нравилось не только смотреть футбол, но и писать о нем. Даже больше, чем смотреть. Писал я постоянно, мне сейчас кажется, что тогда я это делал значительно лучше, чем сейчас. 

ЦСКА набирал силу, стал обладателем Кубка УЕФА, а вот мой интерес к футболу падал. В 21 год я смотрел футбол уже 15 лет. Да и новый интерес - бокс увлекал меня всё больше и больше. Всё меньше футбола, всё больше бокса. Я бросил писать о футболе и , казалось, больше уже не буду. Интересы изменились. Но случилось так, что в 2008 году я оказался в блоге известного боксёрского журналиста Александра Беленького, а чуть позже и в сообществе футбол на СЭ-блогах после победы Зенита в Кубке УЕФА. И снова начал писать, но делал это уже значительно хуже, чем тогда, когда не существующие футболисты играли в футбол в моей тетрадке. Знаете, мне и сейчас кажется, что то, что я писал тогда было лучшим. На какое-то время футбол снова стал важной частью моей жизни. Я пытался писать о нем, смотреть, снова начал проглядывать старые программки. Евро 2008 стал пиком моего интереса к футболу и, как мне сейчас кажется, пиком СЭ-блогов. Больше такой атмосферы там не было никогда. Я тогда неоправданно серьёзно относился к интернет-писанине и ушел из блогов, завел свой на спортс.ру. Но не пошло.  Точнее поначалу пошло, но довольно быстро загнулось. Прежнего интереса уже не было, а после чемпионата Европы 2012 я перестал смотреть футбол, успев перед этим в третий раз съездить на выезд в Питер. Ещё дважды я был в Питере на матчах Зенита с Нюрнбергом и Нальчиком. Но в середине 2012 футбол стал мне совсем не интересен на фоне провала сборной. Сейчас я иногда смотрю игры, но я даже не знаю на каком сейчас месте Милан в чемпионате Италии. Более менее регулярно я смотрю матчи ЦСКА, но на стадион пока не тянет, прошлогодний чемпионский сезон я пропустил. 

Но иногда я открываю тетрадку, где детским почерком написано, как великий футболист Скотников забивает голы сначала за ЦСКА, потом за Милан. И так хочется снова увидеть Милан-Стяуа, ставший для меня началом пути в мир футбола. И знаковую победу ЦСКА в Кубке УЕФА.