4 мин.

Крайний случай

Крайний защитник – игрок атакующий или оборонительный? Это непростой вопрос и точного единственно правильного ответа на него нет. Слово «защитник» вроде бы недвусмысленно указывает на последний вариант. Однако футбол очень динамичный вид спорта и одна из причин его всеобщей популярности – то, что понимать его можно очень по-разному.

Много лет назад, впрочем, ответ был вполне однозначным: фулбек – это защитник. Большинство команд играло тогда по системе WM. В цифровом выражении ее можно было представить как 3-2-2-3, а расположение игроков напоминало именно эти две буквы, помещенные одна под другой:

Трио игроков обороны составляло верхушку W (ну, на данной схеме – основание M), где два крайних защитника находились по обе стороны от центрального. Правый защитник держал левого вингера соперников, левый защитник закрывал правого вингера, а центральный защитник играл против центрфорварда.

Однако исключительный талант бразильских нападающих заставил этот подход пересмотреть. Возьмем, например, Адемира да Гуйя, лучшего бомбардира чемпионата мира-1950. Он был быстр как молния, разворотлив, бил с невероятной силой с обеих ног и хорошо играл вверху. Как же командам можно было защищаться против таких людей?!

Выходом стало решение оттянуть назад в центральную зону еще одного игрока – для страховки. Таким образом, один центральный защитник держал оппонента, а второй был свободен и готов в любой момент в случае необходимости отвести угрозу от своих ворот. Так родилась четверка защитников.

Как следствие, фулбеки теперь располагались шире и перед ними появилось пространство для рывков вперед и подключений в атаку. В Бразилии нечто подобное на левом фланге делал легендарный Нилтон Сантос, да и справа Джалма Сантос тоже ходил вперед.

А один английский тренер на все это смотрел. Альф Рамсей сам в игровые годы был крайним защитником и в середине 60-х он очень быстро освоил прогрессивную игру в четыре защитника. Чемпионат мира 1966 Англия выиграла с новой схемой 4-4-2, которая затем станет, возможно, самой успешной системой в истории футбола. Рамсей решил, что если его фулбеки могут играть заметную роль в атаке на флангах, то нет необходимости в специальных вингерах. У него были полузащитники Алан Болл и Мартин Петерс, которые периодически смещались на края, но которые также выполняли и другую работу на всех участках поля, оттягиваясь назад для обороны собственных ворот или неожиданно появляясь в чужой штрафной для удара.

К 1970-му Рамсей еще усовершенствовал свою систему. В лице Кейта Ньютона справа и Терри Купера слева он получил крайних защитников, которые одновременно могли быть и вингерами, совершая прорывы сквозь оборону соперника и делая подачи в штрафную. В том году в четвертьфинале чемпионата мира против Западной Германии Ньютон организовал два гола – правда, больше за Англию он никогда не играл. Рамсей напутал с заменами, его запасной голкипер не выдержал давления, немцы отыгрались с 0:2 и выиграли 3:2, а проект был заморожен. Английские фулбеки снова стали прежде всего защитниками.

Тем временем в Бразилии они получили даже большие атакующие обязанности. Когда объявляют бразильский состав, игроков не делят на защитников, полузащитников и нападающих. Вместо этого выделяют отдельно центральных защитников, крайних защитников, полузащитников и нападающих. Фулбеки образуют свою собственную категорию, поскольку функции их уникальны. Полузащитники располагаются довольно узко, оставляя на флангах значительные коридоры и предполагая, что их заполнят крайние защитники.

«Манчестер Юнайтед» с завистью смотрел на эту замечательную традицию. Три года назад клуб выдернул пару фулбеков-близнецов напрямую из сборной Бразилии до 17-ти лет: Фабио играл слева, Рафаэль – справа. Желание немедленно перевезти их через Атлантику, в тот момент, когда они еще не сыграли ни одного матча за взрослый состав «Флуминенсе», объяснялось очень просто: если бы братья остались в Бразилии, у них было бы не так много шансов усовершенствовать оборонительную сторону своей игры. «Юнайтед» надеется сделать из них совершенных универсальных крайних защитников.

В прошлое воскресенье Рафаэль вышел на последние несколько минут стартового матча «МЮ» в премьер-лиге с «Ньюкаслом». Самое удивительное здесь то, что шанс свой он получил раньше брата Фабио, который в бразильские времена смотрелся гораздо лучше. Не означает ли это, что Фабио тяжелее дается переход от роли фулбека в бразильском понимании к роли фулбека в английском понимании?

В нынешнем сезоне мы получим и другие подтверждения этих отличий – в «Челси». Во времена Жозе Моуринью крайние защитники имели очень ограниченные возможности для подключений вперед. Моуринью считает, что матчи выигрываются и проигрываются в те моменты, когда мяч переходит от одной команды к другой. Быстро проведенная атака – лучший путь к воротам соперника, мгновенно организованная оборона – лучший способ защитить свои. Таким образом, четверо защитников располагались близко друг к другу и Эшли Коул, столь атакующий левый защитник в «Арсенале», имел мало шансов играть в привычном ему стиле.

Сейчас есть признаки того, что под руководством бразильца Луиса Фелипе Сколари акценты будут изменены. В матче против «Портсмута» в воскресенье Коул и новичок Бозингва (справа) обеспечивали ширину атаки на атакующей трети поля.

Действующие в бразильском стиле фулбеки «Челси» смогут создавать дополнительные возможности в атаке, но при этом будут оставлять пространство позади себя, которое соперник получит возможность использовать. Как и все остальные в современном атлетичном и интенсивном футболе, крайние защитники – игроки одновременно и атакующие, и обороняющиеся. Отличие в том, что фулбеки имеют гораздо больше игрового пространства для того, чтобы выполнять свои двойственные обязанности.