5 мин.

Схемы осторожности

Фабио Капелло в первом же матче на посту главного тренера английской сборной отошел от канонических, словно из чугуна отлитых британских 4-4-2 и, как нарочно, этот порыв подхватили ведущие клубы премьер-лиги. Безусловно, и «Арсенал», и «МЮ», и «Челси», и «Ливерпуль» время от времени используют разнообразные варианты игры с одним чистым центрфорвардом, но чтобы столь синхронно – такое бывает нечасто.

Безусловно, мотивы у всех разные, но посыл один – осторожность. Осторожность – это то, чем характеризуется практически любой первый матч на стадии плей-офф. 4-5-1 – конечно, не синоним осторожности, но весьма гибкая и надежная тактическая модель, которая к тому же легко трансформируется в зависимости от происходящего на поле.

Наиболее часто по схеме с одним центрфорвардом, конечно, играет «Челси». Еще со времен Жозе Моуринью, Арьена Роббена и Дэмьена Даффа 4-3-3 с хищно распахнутыми крыльями и острым наконечником являются визитной карточкой «синих». В прошлом сезоне все было по-другому, но и результат был другим (что, впрочем, совсем не означает прямой связи между этими явлениями). При Аврааме Гранте лондонцы вернулись (во многом вынужденно) к 4-3-3 и не факт, что теперь от этой схемы отступят. Вот как она выглядела в гостевом поединке с «Олимпиакосом»:

Клод Макелеле – самый оборонительный из тройки центральных хавбеков, Майкл Эссьен – как раз воплощение осторожности (на его месте вполне мог быть Лэмпард, а сам Эссьен – на позиции Макелеле), Джо Коул и Флоран Малуда – вингеры, по ситуации превращающиеся в обычных крайних хавбеков (от них прежде всего зависит, 4-5-1 это или 4-3-3), а также оставляющие простор для подключений Беллетти и Эшли Коула, Дидье Дрогба – традиционный выдвинутый вперед нападающий. Набор исполнителей позволяет Гранту играть и в два форварда, однако достойного стабильного партнера – в силу разных причин – у Дрогба пока нет. Быть может, им станет Николя Анелька, а, быть может, и не станет – у француза большой, накопленный в «Болтоне» опыт игры в три нападающих и он вполне в состоянии занять место Коула или Малуда в более рискованном варианте (что и случилось в концовке матча в Греции).

Нечто, похожее на 4-3-3 «Челси» (и не менее похожее на 4-5-1), в поединке с «Лионом» (а до того – с «Арсеналом») изобразил «Ман Юнайтед»:

У «МЮ» глубокие и славные традиции использования плавающих схем, подразумевающих постоянную смену мест игроками группы атаки – Криштиану Роналду, Гиггзом и Руни в данном случае, а также Тевесом, Нани, Парком. К этому уже все привыкли (привыкли – не означает, что научились противодействовать). Более интересна задумка Фергюсона с тремя агрессивными центральными хавбеками. Один из них располагается глубже (Харгривз, в матче с «Арсеналом» – Кэррик) и несет чисто оборонительные функции, два других (Скоулз и Андерсон, Флетчер и Андерсон) помогают первому «выжигать землю» в середине поля и гораздо активнее участвуют в атаке – периодически смещаются на фланги и даже оказываются на острие. В кубковой встрече с «канонирами» этот план сэра Алекса сработал явно больше, чем на 100%, а вот с «Лионом» – явно меньше, и отыгрались манкунианцы, вернувшись от 4-5-1 к 4-4-2.

«Ливерпуль», как и «МЮ», в матче с «Интером» использовал трех центральных хавбеков, но образованный ими треугольник выглядел чуть иначе:

Лукас и Маскерано занимались сдерживанием и разрушением (располагаясь где-то на уровне Харгривза), а Стивен Джеррард был выдвинут вперед и освобожден от большей части оборонительных задач, возлагаемых на него при схеме с двумя центральными полузащитниками (в варианте 4-4-2). Дирк Кейт уже привычно закрывал правый фланг (вопрос о его эффективности на этой позиции весьма спорный). Все это позволило мерсисайдцам контролировать середину поля, однако результата «Ливерпуль» добился уже играя более рискованный вариант с двумя чистыми форвардами – в середине второго тайма Лукаса заменил Крауч и составил пару Торресу, при этом Кейт остался на фланге. 4-5-1 позволяли более активно подключаться в атаку крайним защитникам – Стив Финнан первые 20 минут второй половины игры провел фактически на позиции правого хавбека, освобождаемой все тем же Кейтом. Впрочем, особой выгоды команде Рафы Бенитеса это не принесло.

Наконец, «Арсенал» в поединке с «Миланом» практически повторил расстановку «Ливерпуля»:

Отличия в том, что один из опорных центральных хавбеков был больше ориентирован на атаку (поскольку звали его Сеск Фабрегас) да номинальный форвард – Эдуардо – сместился не на правый фланг, а на левый. Александр Глеб выполнял функции, сходные с функциями Джеррарда, а Матье Фламини временами приглядывал еще и за левым флангом. Впрочем, этот вариант во многом вынужденный – при здоровом Росицки мучить Эдуардо на краю наверняка бы не пришлось (пришлось бы мучить на скамейке запасных). И в этом случае от первоначальных 4-5-1 в концовке тренеру пришлось отказаться – за 15 минут до финального свистка Арсен Венгер выпустил в пару к Адебайору Бендтнера, а Глеб ушел на левый фланг.

Таким образом, лишь «Челси» выдержал схему с одним нападающим до самого конца (да и то на 75-й минуте заменившие Джо Коула и Малуда Анелька и Калу явно усилили атаку). Это объясняется не только более крепкими традициями такой игры, но и тем, что команде Авраама Гранта, единственной из английских, не пришлось под занавес матча рисковать – гостевая ничья в Греции их, в принципе, устраивала. «МЮ» аналогичный исход во встрече с «Лионом» устроил еще больше, но для этого пришлось на последних минутах отыгрываться. То, что гол забил именно Тевес, конечно, совпадение, но риск в любом случае оправдался. Наконец, «Ливерпуль» и «Арсенал» вынуждены были перейти к более активному варианту в попытке снискать преимущество в домашних поединках и игру определенно усилили, хотя цели удалось добиться только «красным».

С «Челси» за скобками получается, что отход от 4-4-2 (в общем, обычная схема для «МЮ», «Арсенала» и «Ливерпуля») в сторону 4-5-1 в данном конкретном проявлении – дань осторожности, вполне разумной и объяснимой в такой ситуации. И несмотря на то что в лигочемпионских матчах видимого успеха этот вариант не принес, нет сомнений – его доведется увидеть еще не раз. Сезон только вступает в решающую фазу.