6 мин.

Выход из строя

Дмитрий Долгих в блоге на Sports.ru рассказывает о том, как в новогодних декорациях лондонский «Фулхэм» перестал быть командой Роя Ходжсона, а Мартин Йол эмпирическим путем нащупал необычное тактическое сочетание и вернул на «Крейвен Коттэдж» романтичный дух былых времен.

Гол Тима Ховарда, два поражения «Ман Юнайтед» подряд с общим счетом 2:6, преображение «Сандерленда», с которым Мартин О’Нил за 6 матчей набрал 13 очков и который закинул с 17-го места на 10-е – в боевых английских праздниках все еще есть место чудесам. На их фоне привычно в стороне остался лондонский «Фулхэм», с которым меж тем тоже случилось вполне рождественское преображение. И дело тут не только во вполне новогодней фамилии его нынешнего тренера.

На отметке в треть сезона «Фулхэм» очень сложно было назвать командой Мартина Йола. Он ей и не был, продолжая нести в себе характерные, но немного выцветшие ценности Роя Ходжсона и Марка Хьюза. «Дачники» по инерции оставались по-ходжсоновски организованной командой с хьюзовским вкусом к ничьим (из 6 первых матчей чемпионата 4 закончились миром), но уже без особой изюминки и без всякого соответствия всеобщим представлениям о тренерском стиле Йола.

Рой Ходжсон умеет строить команды, причем самым буквальном образом: игроки у него ходят тщательно отрепетированным строем, держат линию и слишком много самодеятельности позволить себе не могут. В «Ливерпуле» у Роя не получилось: не того масштаба оказалась фигура, чтобы построить людей калибра Джеррарда, Торреса или Джо Коула. Зато до этого в «Фулхэме» и после этого в «Вест Броме» Ходжсона слушаются – и получают нужный им результат. Смотреть за маршами нынешнего «ВБА» не всегда весело, зато когда этими построениями удается сдержать противника размеров «Ман Сити», опытный тренер получает заслуженные аплодисменты.

Если искать в европейском футболе тренера, максимально противоположного по духу и стилю Ходжсону, то одним из найденных наверняка будет Мартин Йол. С весельем на поле у его команд как раз никогда проблем не было, зато были проблемы с организацией, балансом, игровой дисциплиной и, как следствие, обороной. Что получится из взаимодействия Йола с консервативным «Фулхэмом», изначально было, конечно, далеко не главной, но все же весьма занятной и необычной загадкой сезона.

В первой трети начало казаться, что никакого интересного ответа на эту загадку нет. К Новому году все изменилось. Йол не стал ломать то, что уже работало и давало результат его предшественникам, нашел отличные поля для экспериментов в Лиге Европы и, вероятно, не сильно расстроился, обидным образом из нее в итоге вылетев: все, что нужно было, он уже понял.

У «Фулхэма» в этом году сложилась весьма своеобразная атакующая компания: Клинт Демпси, Мусса Дембеле, Брайан Руис, Пайтим Касами, Керим Фрай могут сыграть на самых разных позициях. Йол пошел самым простым эмпирическим путем и вариант, похожий на оптимальный, кажется, подобрал простым перебором.

В нынешней схеме «дачников» предусмотрен ярковыраженный центрфорвард, два опорника и три игрока, обитающих между первым и вторыми без строгой привязки к позиции. Роль ударного нападающего больше всего к лицу Бобби Заморе (альтернатива – Энди Джонсон, Орланду Са). Его в последние годы редко надолго оставляют одного травмы, отношения с Йолом долгое время считались (и, в общем, продолжают считаться) натянутыми, но супергол (даже не по исполнению, а по важности и эмоциональности) «Арсеналу» должен положить конец разговорам о скором расставании.

Из двух опорников «Фулхэма» один необычный, и зовут его Дэнни Мэрфи. Капитан стал чуть чаще ошибаться, но по-прежнему ведет игру команды, регулирует темп, из глубины задает направление атакам и исполняет стандарты. Второй (Сидуэлл или Этуху) Мэрфи страхует и обеспечивает средней линии атлетизм и необходимый объем двигательной работы.

Однако главную особенность и отличительную черту нового, йоловского «Фулхэма» составляют не опорники и не ударный форвард. Трио Дэмпси-Дембеле-Руис определяет стиль, не очень похожий на стиль других команд, практикующих популярную схему 4-2-3-1. Фулхэмовские ребята не только универсальны и взаимозаменяемы, но и, как правило, располагаются довольно узко. Правоногий Дэмпси номинально приглядывает за левым флангом (он в случае необходимости может исполнить и форварда, и опорника, причем иногда одновременно), но по ходу атаки постоянно сваливается в центр и регулярно оказывается на острие. У него невыдающийся пас и не самый броский дриблинг, но он удивительно резок и хорош в единоборствах, у него развитое голевое чутье и выдающийся характер, который Клинт, в отличие от многих других игроков его харизмы, на поле использует по назначению.

Брайан Руис первые пару месяцев с опаской поглядывал на происходящее вокруг, а заодно на список самых неудачных приобретений премьер-лиги. Техничный и очень дорогой по меркам «Фулхэма» костариканец провалил дебютный матч с «Блэкберном» и еще долгое время казался человеком не на своем месте. Даже выдающийся по исполнению гол «Эвертону» не принес команде очков, а самому Руису – стабильного места в основном составе. Однако к декабрю период адаптации неожиданно кончился: Брайан не перестал обыгрывать соперников на месте, зато перестал выпадать из общего ритма. Йол определил левоногого Руиса на правый фланг, но его роль не симметрична роли Дэмпси. Руис не так резок, зато хорош в подыгрыше, способен зацепиться за мяч и за счет дриблинга или короткого паса обострить атаку. Левая нога Брайана при этом явно имеет какое-то родство с левой ногой Гиггза или Месси.

Оригинальное трио дополняет Мусса Дембеле, тоже игрок нестандартный. Его некоторое время рассматривали как форварда, но без высокой скорости и голевого чутья бомбардира из бельгийца не получилось. Йол развил идею Марка Хьюза, закрепил Дембеле в глубине поля и предоставил значительную свободу действий. Сейчас Мусса обычно получает мяч на подступах к штрафной, привязывает его к ноге и движется вперед, обходя соперников и отслеживая перемещения Заморы, Дэмпси и Руиса.

При столь узкой игре большая атакующая нагрузка ложится на края обороны, но если на левом фланге Йон-Арне Риисе уговаривать бегать вперед никогда не нужно было, то справа пока большие сложности.

Сложностей у «Фулхэма» вообще хватает: об этом говорят и место в таблице, и нестабильность результатов, и кадровые ограничения. Оборона уже не так надежна, как при Ходжсоне, группе атаки еще предстоит научиться не только находить взаимопонимание, но и не терять его, а начатый процесс смены поколений при всем таланте Стокдейла, Фрая, Касами, Бриггса наверняка не пройдет безболезненно.

Главное, однако ж, не в этом. На «Крейвен Коттэдж», кажется, снова поселился дух романтичного «Фулхэма» Криса Коулмена. Та команда не добилась больших успехов, тоже обитала по большей части в третьей четверти турнирной таблицы, но запомнилась надолго. «Дачники» играли в нескучный непровинциальный футбол в исполнении ярких и по большей части креативных игроков (помните же Клауса Йенсена, Мальбранка, Боа Морте, Макбрайда, Буба Диопа, раннего Саа?), периодически пощипывали лидеров и вообще жили в свое удовольствие.

Перед «Фулхэмом» и сейчас не ставится слишком серьезных задач (кроме выживания, конечно), и кажется, что это очень благоприятная обстановка для Мартина Йола. В «Тоттенхэме» и «Аяксе» от него слишком требовали результатов, а в «Фулхэме» снова появилась возможность творить без лишнего давления. Мухаммед Аль-Файед, конечно, совершает иногда неловкие поступки (памятник Майклу Джексону на «Крейвен Коттэдж» столь же уместен, как пальма на Трафальгарской площади в рождество), но к тренерам своим относится терпеливо и адекватно и, как правило, с ними угадывает. Его управленческое чутье после Коулмена малость отдохнуло на Лори Санчесе, а потом снова случилось 3 метких попадания в цель.

Команды калибра «Фулхэма» в современных английских реалиях оказываются словно взаперти: через чемпионат до еврокубков добраться практически нереально, а выходить в чемпионшип желающих мало. В этих условиях стратегически и коммерчески очень важно, чтобы середняки и аутсайдеры не смешивались в одну общую серую кучу, а сохраняли лицо. И это лицо улыбалось. У «Фулхэма», кажется, снова начало получаться. Рождество закончилось, но строй дальше пойдет без него.