5 мин.

Из ниоткуда в никуда

Когда из «Формулы-1» уходила «Хонда», Берни Экклстоун очень сетовал на то, что к тому моменту не успел утрясти вопросы по Договору Согласия. Был бы подписан сей коммерческий документ, он затянул бы японскую команду в суд и остановил явственно нависшую в тот момент угрозу бегства автоконцернов из чемпионата. Но как стало понятно сейчас, финансовый тормоз в виде Договора держит недостаточно крепко – «Тойота» свой автограф оставила, но это никого не остановило…

Сегодня нужно признать, что проблема с «Тойотой» существует уже давно, и началась она даже не с уходом ее главного соперника «Хонды». Вчера после шокирующего объявления – мы ведь его не ждали до 15 ноября, когда, по словам президента конюшни Джона Хоуэтта, должен был решаться бюджет программы «Ф-1» – мне как-то очень явственно вспомнилось, как вступал в должность плакавший в среду на пресс-конференции руководитель команды Тадаси Ямасина. Принимая в 2007-м бразды правления от уходившего на пенсию Цутому Томиты, он несколько раз повторил, что ему «дали два года». Тогда не нужно было обладать слишком буйной фантазией, чтобы представить, что речь идет не о самом боссе и его сроке у руля «Тойоты», а в целом о присутствии мирового производителя номер «1» в «Формуле-1». По всему выходило, что к концу 2009-го японцы уйдут, если…

На что конкретно тогда давали два года, оставалось недосказанным, но в начале этого сезона презентация новой машины донесла до всех, имеющих уши, одну единственную мысль – «Тойота» просто обязана победить. Не то, чтобы от успехов что-то зависело, хотя мы как-то представляли себе, что гордые японцы не оставят паддок до тех пор, пока их пилот не поднимется на верхнюю ступень подиума. Но такое мнение как раз в приложении к «Тойоте» оказалось довольно ошибочным – ушла же она из «Ле-Мана», так и не добившись победы.

Как-то считалось, что «Формула-1» – прекрасная маркетинговая идея для крупных автопроизводителей, но на деле у нее нет ничего общего с продажами серийной продукции. Помню, как-то в 2007-м – а это был год, следующий за двумя подряд чемпионствами Фернандо Алонсо и «Рено» – на глаза попадались отчеты о том, что в Испании, где как раз благодаря Нандо начался формулический бум, продажи французского концерна упали. В то же время «Тойота», никогда не блиставшая на трассах выбралась на первое место мире. В общем-то, что здесь удивительного. RAV4, например, – замечательная машинка, и большей части ее владельцев вообще невдомек, что «Тойота» выступает в неком мировом первенстве. Опять же «зеленые» технологии в «Формуле-1» в первом приближении потерпели крах, и автоконцернам нужно ждать 2012-го, пока вступит в силу новая, экономичная «формула» двигателя, то есть еще три года объяснять, почему тратятся огромные деньги на безуспешные участия в загрязнении окружающей среды.

Победа или не победа – а шансы у «Тойоты» в этом году были, например, в Бахрейне, если бы она отчаянно не запорола стратегический план на гонку, – но ее будущее в «Ф-1» как-то не просматривалось. Конечно, сейчас сложно судить о том, что на самом деле служило первопричиной отказа «Уильямса» от японских моторов или двух топ-пилотов – Роберта Кубицы и Кими Райкконена от выступлений за команду. Возможно, их, как и Ярно Трулии, попросили подождать с подписанием контрактов до 15 ноября, а сейчас все хотят определиться побыстрее, чтобы «спать спокойно». Хотя, будет ли в ближайшие дни спокойно спать Роберт – большой вопрос, ведь и его «Рено» обсуждал накануне целесообразность продолжения программы.

И тем не менее, корпоративная политика «Тойоты», отсутствие харизматичного руководства и сильной технической руки (в этом сезоне она так и не смогла ничего выжать из того факта, что ей еще до старта чемпионата было известно о двойном диффузоре), а также исторически странные приглашения пилотов, с одной стороны, лишают команды перспектив, с другой – замкнутый круг, – делают ее исключительно непривлекательным местом продолжения карьеры. Посмотреть на рыночную ситуацию в предположении, что «Тойота» остается, – она снова без гонщика, способного строить вокруг себя коллектив или дотягивать не совсем удачный болид чуть выше, чем он способен финишировать по своим техническим задаткам. Все шло к тому, что выбор японцев был ограничен Трулли, Ковалайненом, Накадзимой и Кобаяси, из которых только по последнему, с учетом его ярких выступлений в двух последних Гран-при сезона, можно было бы взгрустнуть…

Вообще, как-то крайне бестолково покидают концерны «Формулу-1». «Хонда» сбежала после двух неудачных сезонов только для того, чтобы через четыре месяца узнать, что построенный ею болид оказался быстрейшим в пелотоне, а еще через семь месяцев посмотреть, как образовавшийся на ее базе «Браун» выиграл все, что нужно любой команде, и удивить объявлением о том, что она ни о чем не сожалеет. Потери «Хонды» – и это не те траты, которые ей пришлось понести, поддерживая в этом году «Браун», – а лишь недополученная прибыль в связи с отсутствием на экранах каждый второй уик-энд, оценивается в 255 млн долларов.

«БМВ» вроде бы повел себя умно – остановился до того момента, когда Берни потянет немецкий концерн в суд со свежеподписанным Договором Согласия (но при этом потеряв доходы за предыдущие довольно успешные годы), и в то же время начал совершать странные телодвижения с продажей команды, объявив об этом аккурат вечером того дня, когда ФИА отдала на тот момент последнее место в пелотоне возрождаемому малайцами «Лотусу». Потом оказывается, что QADBAK – какая-то мистическая организация, истинные владельцы которой неизвестны, а сделки на самом деле, вроде как, не было, потому что ее исход зависел от того, получит ли команда место на стартовой решетке. Сегодня, с уходом «Тойоты», возможно, и получит, но не исключено, что за дополнительную мзду – свое место вместе с подписью на Договоре любая из недобирающихся до Гран-при Бахрейна команд, та же «Тойота», может попытаться продать.

Теперь «Тойота». Нарывается на штрафные санкции по Договору. Будет вынуждена выплатить выходные пособия примерно 600 сотрудникам и при этом имеет очень незначительные шансы на продажу команды любым из способов, которые использовали ее предшественники. База в Кельне, с двумя аэродинамическими трубами, – часть комплекса «Тойоты», результат не покупки команды в свое время, а ее строительства с нуля. Одно дело – «БМВ-Заубер». «БМВ» уходит, но все сразу вспомнили о «Заубере» – приятной частной команде из Хинвила под руководством Петера Заубера, которые начал прилагать все усилия для того, чтобы спасти еще своих сотрудников, которых он отдавал в якобы надежные руки баварцев. Другое дело – «Тойота». Очень легко можно себе представить, что последнее японское творение в «Ф-1», появившееся из ниоткуда, просто уйдет в никуда…