5 мин.

Масса несчастий

Два удара в голову за неделю, это слишком. И какая злая ирония: Фелипе Масса был одним из первых, кто после трагедии Генри Сертиса не только выразил соболезнования, но и заговорил о безопасности гонщиков. Однако от такого не застрахуешься, если только не закрыть голову гонщика… 

В аварии Сертиса еще можно было говорить о стандартах безопасности на трассе «Брэндс-Хэтч», о близости отбойника, о который ударился Кларк, о том, что если бы зона вылета была чуть больше, роковое колесо чуть дольше возвращалось бы на трассу, под другим углом, с другой скоростью и моментом. Сегодня пружина прилетела буквально из ниоткуда – по крайней мере, так казалось при первых просмотрах записи с «Феррари». Ведь если это какой-то элемент болида, обломок, то он должен был от чего-то отвалиться, а машин впереди Фелипе на видео заметно не было. Но пружина – хитрая штука. Это не кусок выхлопа, и не камера, что тоже плохо, конечно, если отвалится. Но пружина – как то колесо (которое можно тоже моделировать как пружину) скачет по своим сложным законам, и предсказать траекторию, даже если знать, что она там, просто нереально. Тот факт, что, отлетев от задней подвески «Брауна» Рубенса Баррикелло, она пролетела такое расстояние и чуть-чуть промахнулась мимо визора шлема другого бразильца – необъяснимое стечение обстоятельств. Несчастливое, потому что Фелипе серьезно пострадал в отнюдь не гоночной ситуации, и счастливое, потому что закончиться все могло гораздо хуже. Повезло, можно сказать, и в том, что Фелипе был не на быстром круге – он возвращался в боксы после того, как показал пятый на тот момент результат, – то есть он шел медленнее, что в скоростном четвертом повороте большая асфальтовая зона безопасности и четыре слоя покрышек, в которые и вошел болид. Вторая часть сегодняшнего инцидента, да даже самые первые кадры аварии, напомнили прошлогодний вылет в Барселоне Хейкки Ковалайнена, после которого от носа болида остался только обрубок, внутри которого непонятно как уместились ноги пилота, а самого финна просто накрыло покрышками с головой. Ну, хоть тут безопасность сегодня не подкачала, хотя, как тормозил болид Массы – еще большой вопрос…

Признаться, после аварии я с трудом различала, что происходит на экране, поэтому третий сегмент квалификации прошел как в тумане. Говорят, было забавно наблюдать за тем, как после тотального затмения в системе официального хронометража пилоты друг у друга спрашивали, с каким лучшим временем они прошли свои последние круги – у них эта информация отображается на панели управления, и после взвешивания пытались решить, кому же все-таки нужно идти на пресс-конференцию. Мне было как-то непрерывно тревожно (и не зря – Фелипе ждет операция), поэтому судить о том, кто и насколько хорошо шел в решающей попытке, на что мог претендовать, и как «Ред Булл» выпустил вперед Алонсо, я не возьмусь. Но некоторые соображения о форме команд перед завтрашней гонкой запишу.

Фернандо Алонсо, естественно, не питает особых надежд на Большой приз Венгрии и признается, что команда все вложила в этот поул – кстати, всего второй за десять гонок сезона, принадлежащий не «Брауну» и не «Ред Булл». Но тот факт, что двукратный чемпион мира пойдет на короткий первый отрезок, и то, что он показал только девятый результат во втором сегменте квалификации или проиграл напарнику в первом, не должно затмить общее ощущение прогресса в «Рено». В конце концов, именно Фернандо показал лучший круг в немецкой гонке две недели назад, а в самом быстром Q2 он прошел все четыре круга, из которых оба быстрых оказались лучшими на тот момент. На заключительную попытку испанец не появился.

Марк Уэббер, на которого после победы в Германии можно смело делать ставки, ошибся во втором повороте и проиграл Себастьяну Феттелю. Ошибка, впрочем, может превратиться завтра в преимущество – напарнику-то стартовать с грязной половины. Более того, «Ред Булл» в целом, а Себ в частности, вообще неважно реагирует на гаснущие красные сигналы светофора. Далеко за примерами ходить не нужно – достаточно вспомнить суетливый старт Марка на «Нюрбургринге», с двумя столкновениями, проигрышем Баррикелло. У Феттеля дела обстоят не лучше, поэтому если и есть над чем поработать команде, обладающей самыми быстрыми болидами, так это над стартами.

Тем более что позади них снова в опасной близости расположился заряженный KERS Льюис Хэмилтон, и будет интересно понаблюдать, как реализует действующий чемпион мира свою вторую попытку. По опыту, ожидать от него можно всего чего угодно – от очень точного прорыва в первом повороте и контроля над гонкой (ну, хотя бы частью дистанции), и до слишком эмоционального старта в стиле «все или ничего». Попробую поставить все же на первый вариант – во второй раз, точно зная по событиям двухнедельной давности, какой шанс был упущен, англичанин должен справиться.

«Уильямс», как и предсказывал накануне Нико Росберг, оказался действительно на уровне обновленного быстрого «Макларена», хотя пятое место должно было расстроить пилота. Ведь до того, как очнулся тайминг, предполагалось, что он – второй, сразу за Фернандо Алонсо. Ему завтра придется сложно из-за сплошного KERS вокруг, но вместе с Накадзимой, который в третий раз в сезоне попал в Q1, они должны оба претендовать на очки. Пример «Нюрбургринга» опять же показателен – там позиция Росберга была хуже, но грамотные старт и стратегия подняли его на четвертую позицию.

У «Брауна» впервые в сезоне не получилось пройти в Q3 двумя машинами, но тут все взаимосвязано с инцидентом Массы. Рубенс Баррикелло показал только 13-й результат из-за поломки задней подвески, и он, конечно, не мог знать, что меньше чем через полкруга, эта несчастная пружина отвалится. Баттон и вовсе прошел всего один быстрый круг, чисто чтобы зафиксировать хоть какое-то время.

Напоследок стоит отметить полный провал «БМВ-Заубера», который остался за бортом первого сегмента. Напоминает Гран-при Монако. И кстати, размышляя о завтрашней гонке, стоит провести некоторую параллель с тем майским этапом. Например, вспомнить о том, что шины в княжестве использовались такие же, как сейчас, и одним из запоминающихся моментов стал износ на болидах отдельных гонщиков ультрамягкой резины. Баттон порхал, едва ли нанося им какой-то ущерб, а вот Феттель и Баррикелло сожрали свою, не пройдя и десятка кругов. Так что все ингредиенты для не самой скучной гонки на месте.