5 мин.

Холодный прием

Какая-то странная ассоциация возникала у меня в связи с сегодняшним Гран-при Великобритании. Почему-то вспомнился 2007-й год, когда другой англичанин – Льюис Хэмилтон – закончил свою серию подиумов, тянувшуюся с дебютного этапа. Баттон в «Формуле-1» вовсе не новичок, хотя иногда так и тянет сказать, что мы наблюдаем за каким-то заново родившимся Дженсоном, и серия у него круче – шесть побед на семи этапах, но все закончилось в неподходяший момент, в родных стенах…

Несмотря на третье место Баррикелло – лучшее в пелотоне позади двух недосягаемых болидов «Ред Булл», «Браун» у себя дома выступил слабо, позволив «Феррари» и «Уильямсу» смотреться вполне на уровне нынешних лидеров чемпионата. Причина всего довольно осязаема, и на будущее, рассуждая о том, какой трек и какие типы поворотов лучше подходят технике той или иной команды, эту причину не нужно упускать из виду. Это погода. Прогрев покрышек, и то, как они взаимодействуют с шасси – дело тонкое, поэтому для простоты будем держать в уме, что при прохладной погоде «Ред Булл» достигает рабочего окна температур быстрее и держится в нем гораздо лучше, чем «Браун», которому больше подходят жаркие условия. Прямо как «Макларен» и «Феррари» в прошлом году.

Уж как просили Дженсон Баттон и Росс Браун потепления в Сильверстоуне, рассказывая о секретах работы шасси BGP001 в виде его бережного отношения к шинам, и как жаловался лидер чемпионата, даже по ходу дистанции на недостаточную поворачиваемость! Вспоминается Гран-при Китая этого года, когда «быки» аналогично взяли дубль, а Дженсу досталось только третье место – тогда под дождем проблема прогрева покрышек и стала впервые заметна на болидах «Браун».

Кстати, не только на лидеров Кубка конструкторов отрицательно повлияла сегодня погода. Два пилота «Тойты», еще одной команды, которая дружит с быстрыми поворотами, в один голос заявили о недостаточных температурах, так что японцев тоже заносим в список привередливых.

Проблемы соперников, однако, нисколько не умаляют заслуг Себастьяна Феттеля, который довел гонку с поула и до победы в уже привычном для молодого немца доминирующем стиле. Двадцать секунд, которые он нарастил над соперниками за столько же кругов, произвели очень сильное впечатление, но в этом весь Себ в своей победной форме. Небольшого стратегического запаса перед вторым пит-стопом не хватило ему для того, чтобы оформить «Большой шлем», но и хет-трик – поул, быстрый круг и победа – тоже очень неплохо для молодого парня. Между прочим, лучший круг в британской гонке оказался в его копилке первым.

Естественно, Себастьяну на дистанции было бы вовсе не так одиноко, если бы Марк Уэббер стоял рядом с ним на первой линии стартового поля или хотя бы смог опередить Рубенса Баррикелло со старта. Темп австралийца не подлежит сомнению – подумать только, ему хватило всего одного круга, чтобы опередить пилота «Брауна» на пит-стопе, и это при том, что дозаправка его длилась на две секунды дольше! В ретроспективе очень жаль, что во внутрикомандную борьбу «Ред Булл» вмешался Рубенс, потому что было бы интересно посмотреть, что задумывала команда, запланировав захват поула Уэббером, но отдав стратегию с более длинным отрезком Феттелю. Но в этом году кто-то постоянно влезает перед быстрыми болидами, и как ни старалась Рабочая группа по обгонам, итог такого противостояния так же предсказуем, как и в прошлом году.

Без вариантов затянутые пит-стопы давали сегодня значительное преимущество перед впереди идущими соперниками, как правило, заканчиваясь отыгрышем позиций. Марк Уэббер, расправившийся с Рубенсом Баррикелло, лишь показал пример, которому нужно было следовать, и, конечно же, на мостике «Брауна» не могли упустить столь надежную возможность поднять Дженсона Баттона повыше в зачетной зоне за счет обгона Трулли и Райкконена. Минимизация ущерба в действии, так сказать, и это при том, что по окончании первого круга англичанин оказался только на восьмой позиции.

Фелипе Масса и вовсе довел технику до совершенства: он был девятым (на какой-то короткий отрезок даже восьмым, пока не совершил ошибку и не выпустил Дженсона – вот кому везет, вечно перед ним кто-то ошибается), но за счет первого пит-стопа выбрался на пятое место, а на второй остановке потеснил и Нико Росберга. Соответственно те, кто выбрал короткий первый отрезок, поплатились просто капитально: Накадзима не набрал очков, Райкконену повезло зацепиться за краешек зачетной зоны, а Алонсо, откатившийся еще на старте, плотно застрял за Хайдфельдом, и вообще невиданное дело – напарнику проиграл.

Старты, «Феррари» и плотная, но часто безрезультатная борьба в глубине пелотона подводят к одному очевидному моменту, который на Гран-при Великобритании наконец-то встал командам поперек горла. Не так сильно, как ФИА, конечно, но все же… KERS. Даже когда все было плохо, когда стало ясно, что в обгонах система чаще всего бесполезна, что команды потратили на нее слишком много времени и внимания, ее все равно защищали. Норберт Хауг, например, никогда не забывал включить счетчик и объявить, что вот, мол, «Макларен-Мерседес» – единственная команды, которая столько-то Гран-при прошла с KERS. В «Сильверстоуне» британско-немецкий альянс прервал свою серию.

«Рено» тихо сделала это еще раньше, правда, нужно вспомнить, как жестко отшивал журналистов Фернандо Алонсо, когда его спрашивали об этой технологии. «БМВ», из-за которой KERS вообще оказался в арсенале пилотов в 2009 году, сначала прикрылся новым болидом, в который команда пока была не готова поставить узел, но накануне Гран-при Великобритании объявила о том, что все, конец KERS, аэродинамика важнее. В принципе, мы и без этого знали, что она важнее, – достаточно было посмотреть на успехи «диффузорщиков» в начале сезона. «Феррари» пока держится, но чувствуется, что это может быть ненадолго. Сегодня после гонки Доменикали спросили, не было ли внедрение KERS ошибкой, и тот не сдержал эмоций, воскликнув: «Да!» И это при том, что Райкконен с Массой очень шустро воспользовались преимуществами на старте, чтобы обойти пару-тройку соперников. Но стоит ли система, позволяющая отыграть в первом повороте позиции, проигранные в квалификации из-за аэродинамических недостатков, миллионов долларов? Доменикали уверен, что если эти деньги вложить в развитие болида, можно было бы как минимум не отстать от «Ред Булл». Так что, думаю, не за горами тот Гран-при, когда пелотон очистится от зла, которое преподносится как «зеленая» технология. А мы пока смело ставим еще одну птичку напротив «благоразумных» нововведений Макса Мосли.