6 мин.

«Браун» во сне и наяву

Утренний Гран-при Австралии всегда оставляет ощущение нереальности происходящего, особенно если после финиша отправиться досматривать прерванные гонкой сны. В этом году старты заездов сдвинули, поспать после не удалось, но чувство, что ты грезишь наяву, осталось. Наверняка виной тому произошедшие за зиму изменения в правилах и победный дубль «Брауна», в который все еще сложно поверить…

Тем не менее к успехам команды нужно начинать привыкать. «Брауны» BGP001 фантастически быстры, на борьбу за поул без проблем выходят в тяжелом весе и надежны сверх предсказаний. О первом мы знали по результатам тестов, хотя и не подозревали, что скорость не пострадает ни после легких повреждений, через которые пришлось пройти Рубенсу Баррикелло, ни от серьезной загрузки топливом. Надежность была под вопросом, все-таки семь дней тестов – не самая продолжительная программа для того, чтобы избавиться от детских болезней. Очевидно, «Браун» родился вполне здоровым.

Специально для тех, кто не рассматривает иных альтернатив объяснения темпу «Брауна», кроме волшебных диффузоров, Рубенс Баррикелло поведал историю заварушки в первом повороте и ее последствиях: «Это столкновение полностью разрушило диффузор, так что машина сама по себе – сила». Болиду бразильца досталось и в ситуации с Райкконеном, когда «Феррари» откусила кусочек боковой пластины переднего крыла – «Браун» все равно ни на секунду не желал терять темп. Надо думать, что шумиха вокруг диффузора просто отвлекает наше внимание от многих других полезных идей, которые внедрены на BGP001. Ведь там, где есть одна гениальная конструкция, при наличии денег и времени (чем, без сомнения, располагала в прошлом году «Хонда»), найдется место и для другой-третьей.

К сожалению, авария Казуки Накадзимы и последующий бестолковый выход сэйфети-кара смазали картину превосходства Дженсона Баттона над ближайшими соперниками. Тут дело не в отрыве, который на самом деле был невелик и после первого круга плавал туда-сюда в зависимости от того, кто – Баттон или Себастьян Феттель – устанавливал лучший круг, а в том, что инцидент спровоцировал волну пит-стопов, для «Брауна» несколько преждевременную. Глядя на то, какой дружной связкой британец с немцем проследовали по дистанции вплоть до того момента, как Себ потерял второе место в борьбе с Робертом Кубицей, легко ошибиться в оценке, если упустить из виду тот факт, что пилот «Ред Булла» на дистанции постоянно имел преимущество в весе. У «Брауна» имеется запас, который команде попросту не пришлось использовать в гонке, однако и доминирования с превращением в круговых всего пелотона, предсказанного сегодня утром Алонсо, не ощущается. У соперников есть шанс подтянуться, впрочем, многое будет зависеть от решения Апелляционного суда ФИА через две недели.

Если уж зашла речь о победителях этапа, нельзя не занести этот Гран-при в актив Рабочей группы по обгонам, которая разрабатывала технический регламент с целью очищения воздушного мешка позади болидов. Сюда же нужно добавить и слики, и, даже более того, решение «Бриджстоуна» увеличить разрыв в характеристиках привозимых шин, и KERS – в умелых руках все эти инструменты работали на благо зрителя, подарив сегодня немало разнообразных, а главное – успешных, атак. Иногда это выглядело даже чересчур легко…

Не будучи большим любителем искусственных правил вроде требования в обязательном порядке использовать два типа сухой резины во время гонки, и уж тем более идеи привозить на этап заведомо неоптимальные покрышки (это еще и опасно, если подходить со всей строгостью), не могу не признать, что на первом этапе «Бриджстоунам» удалось подогреть интригу. Особенно на последних кругах, когда вопреки нашим привычкам (ведь после второго пит-стопа уже ну просто ничего не происходит) начались обгоны и атаки на тех, кто на ультрамягких покрышках уже вышел на границу их ресурса. Вроде Росберга и Феттеля…

Но это, думаю, попервой. Команды явно оказались не готовы к тому, что опциональные шины после восьмого круга начнут сдавать по полторы, а то и по все три секунды на круге (даже возникает вопрос, а что же они делали во время тренировок). Те, кто вышел на них на старт, как Кубица, Хэмилтон и два гонщика «Феррари», просчитай они ситуацию заранее, могли бы избавиться от лишнего топлива в квалификации. Впрочем, большой пользы в борьбе за стартовые позиции это бы не принесло – «Тойоты», у которых «Феррари» могли отыграть места, самоустранились, Хэмилтону вообще в субботу было не до этого. Ну разве что по ходу первого гоночного отрезка были бы болиды чуть легче и быстрее. Хочется сказать, что это стратегия на будущее, но возникло такое чувство, что команды поостерегутся впредь проводить подобные эксперименты и будут все поголовно оставлять «суперсофт» на финиш дистанции. Получится, что «Бриджстоуну» и на этот раз не удалось найти тонкую грань, за которой скрываются действительно различные гоночные стратегии.

Если уж хвалить, то уважения сегодня заслуживает результат действующего чемпиона мира Льюиса Хэмилтона. Понятно, что на третье место его вынесли ошибки других и штраф Ярно Трулли, но в день, когда сложно найти того, кто бы ни разу не ошибся, быть исключением из этого правила дорогого стоит. При всех мрачных предсказаниях относительно формы команды «Макларен» с достоинством вышел из сложившейся ситуации. Сюда же – дебют Себастьяна Буэми, который, во-первых, обогнал напарника о результатам квалификации и гонки, во-вторых, не был замечен в глупых ошибках, свойственных и более опытным коллегам, и, в-третьих, набрал очки в первом же старте. Вполне в духе нынешних пилотов «быков» – что австрийских, что итальянских.

А если уж ругать, то, несомненно, в первую очередь принципиального соперника «серебряных» – «Феррари». Стратегия австралийской гонки в исполнении Скудерии не поддается логическому объяснению: сначала команда ставит обоих гонщиков в одинаково рискованные условия, предлагая им стартовать на «суперсофте», а затем без особых предпосылок переводит на разные рельсы, выбирая для более успешного, идущего третьим Массы вместо консервативной тактики, дублирующей ходы соперников, еще более рискованный вариант трех остановок. Добавьте сюда собственную ошибку влетевшего в стену Райкконена, и у итальянцев получится еще более удручающий старт сезона, чем год назад. Но тогда хотя бы можно было списать все сходы на технику, здесь же второе место уплыло от финна по собственной вине.

В неприятные впечатления от Гран-при Австралии я бы записала медлительность центра управления гонкой, слишком долго не выпускавшего на трассу машину безопасности после аварии Казуки Накадзимы. Совершенно непонятно, чем занималась бригада Чарли Уайтинга – вероятно, подсчитывала время возвращения в боксы для каждого из пилотов, причем вручную. В результате пейс-кар мало того что выполз в тот момент, когда реальной опасности уже не было, он еще и на несколько секунд разминулся с лидером гонки, который затем был вынужден догонять целый круг. Остальные также не разобрались, отстали от Баттона на 50 секунд и тоже понеслись вдогонку. Какая тут безопасность?

Из моментов, по которым я так и не смогла составить однозначного мнения, выделю KERS. Оба пилота «Феррари», стартовавшие позади пятерки незаряженных машин, сполна воспользовались преимуществом – выглядело здорово, но когда осознаешь, что это технический трюк, восторги проходят довольно быстро. Поначалу интересно следить и за графикой, но кроме динамики расходования заряда (что, безусловно, имеет приоритет) было бы любопытно посмотреть и за тем, как устройство заряжается по ходу круга. Хотя бы для того, чтобы понять, какой потенциал у данной системы на будущее и сколько энергии торможения все же теряется впустую. Больших восторгов в помощи при обгонах от тех, кто не смотрел, а собственноручно тискал кнопку, также услышать не удалось. Те же Масса с Райконеном признались, что большого эффекта от KERS во время атаки не увидели, Фернандо Алонсо и вовсе остался разочарован результатом. Пока что выглядит как дорогое баловство, не добавляющее плюсов пилотам в глазах болельщиков.

Еще одно неоднозначное новшество – публикация веса машин. При всем первоначальном скептическом отношении к данной стратегии нужно признать, что в первый раз было действительно интересно: подсчитать круги, сравнить стратегии, учесть при анализе покруговки. С другой стороны, у этого знания не было шанса испортить нам гонку, ведь внешние факторы в лице Казуки Накадзимы и оригинальности шинного выбора отдельных команд смешали все карты. Но что будет на скучном Гран-при вроде Испании или Венгрии?..