6 мин.

I’ll do it my way

Тем, кто пристально следил за развитием событий вокруг американской команды USF1, вчерашняя презентация на канале SpeedTV принесла скорее разочарование, чем повод для оптимизма и раздумий. Отцы-основатели – Питер Уиндзор и Кен Андерсон – не поленились, до вторничного ток-шоу раздали столько интервью, что узнать что-то новое уже было довольно проблематично. Мне это напомнило прошлогодний приход Виджая Малльи: повода для того, чтобы устроить праздник, не было, новая машина была не готова, но о-о-о-очень хотелось. Поэтому индийский миллиардер и организовал презентацию... гонщиков.

Впрочем, а чего было ожидать? Что представят пилотов, покажут готовый болид? Нет, конечно, это была всего лишь презентация проекта. Но как-то хотелось, чтобы идея, зерно которой уже заронили в сознание болельщиков, начала расти в некие более конкретные формы. Понятно, что все сразу спрашивают про гонщиков. Но давайте оставим в покое Данику Патрик, Скотта Спида, Кайла Буша, Марко Андретти, Грэма Рэйхола и прочих американцев, которым прочат местечко в «Формуле-1». Какой вообще смысл сейчас обсуждать кандидатуры пилотов (и роль женщин в «Ф-1» в том числе), если их пока некуда сажать? Начать можно было бы с того, кто, собственно, будет проектировать то, куда сажать, и кто будет за это все платить. Но, несмотря на то, что Андерсон в одном из интервью упомянул, что все ключевые позиции заполнены, а Уиндзор отметил, что они всегда планировали представить проект публике в тот момент, когда начнут набирать персонал, конкретных имен сотрудников конструкторского бюро, или названий партнеров-спонсоров мы так и не услышали. Знаем только, что Кен будет руководителем команды, Питер – спортивным директором, а в предполагаемых мотористах – все автопроизводители королевских автогонок, прямо хоть конкурс устраивай на самое дешевое предложение мотора в обмен на рекламу на американском рынке.

Создатели USF1 уверены, что с технической стороной проблем у них не будет. «Большинство технологий «Ф-1» создается в Америке» – цитата текущей недели. К сожалению, это вовсе не означает, что болид соберется из этих идей самостоятельно. И уж, тем более, ниоткуда не следует, что если в США строят «Стелс», то соорудить гоночный автомобиль – два раза плюнуть. Эдриан Ньюи, вон, строил победные «Уильямсы» и «Макларены», но это вовсе не означает, что его новый «Ред Булл» выиграет чемпионат…

Но ладно, в сторону неоправданные ожидания. Команда, можно считать, только родилась, и дальше, с учетом тесного сотрудничества Уиндзора с каналом SpeedTV, возможно, она начнет представлять публике все новые и новые подробности. Так сказать, вести зрителя с самого начала, с нуля и до того момента, как болиды USF1 впервые выйдут на старт, возьмут первое очко, первый подиум… В конце концов, одной из ключевых идей конюшни Андерсона и Уиндзора является ее доступность для зрителя. Так почему бы не показать ему весь процесс? Заодно и «Формуле-1» предоставить урок того, как надо создавать конюшни и управлять ими.

Собственно, лейтмотив всей презентации: мы знаем дешевый путь к успеху, наша команда – показательный пример для всех нынешних и будущих участников чемпионата. Если задуматься над этой идеей небогатой конюшни-конструктора (а о том, чтобы не строить шасси, а покупать его у кого-то из действующих, не идет и речи), если обратить внимание, на то, сколько слов о поддержке ФИА и ФОМ было сказано за последнее время, то сложно не заметить, что USF1 представляет из себя команду именно того типа, который сегодня хочет привлечь Мосли с помощью своего курса на снижение расходов. Вспоминая историю с приходом в чемпионат «Продрайва», который основывался на обещаниях легализации клиентских шасси, можно даже в какой-то мере предположить, что и создатели американского проекта располагают некими, скажем, гарантиями от верхушки «Ф-1». «Через три-четыре года все изменится до неузнаваемости, и настанет наш час», – считает Уиндзор. А нам стоит задуматься – знает ли он что-то такое, чего пока не знаем и не можем предсказать мы?

USF1 собирается работать на принципах самоокупаемости – сегодня, утверждается, у нее есть стартовый капитал, при этом Андерсон и Уиндзор твердо стоят на том, чтобы команда оставалась в их руках, и лишь малая ее часть принадлежала третьей стороне. Предполагается, что проект будет работать с мелкими технологическими партнерами и спонсорами – такая схема более робастна в условиях экономической нестабильности, когда уход титульного спонсора (всего-то нелады в одной компании) может поставить крест на всем предприятии. Если с такими принципами USF1 доберется до стартовой решетки, а Макс останется у руля ФИА, то он вполне может использовать методы работы американской конюшни в качестве образцово-показательного примера для продвижения мер удешевления «Ф-1», например, для введения бюджетных ограничений.

Но финансовые вопросы – не единственная сфера, в которой USF1 хочет преподнести «Формуле-1» урок. Пока Уиндзор обитал в сердце NASCAR, он, по собственному признанию, понял, что «Формула-1» неправильно работает со своим зрителем. Атмосфера элитарного, закрытого клуба, на который простые смертные с обычными билетами могут посмотреть одним глазком – вовсе не то, что хочет для своей команды известный журналист.

Вот вы хотели бы совершить экскурсию по штаб-квартире «Феррари» или «Макларена», посмотреть на весь процесс создания автомобиля – от чертежной доски (не смейтесь, кое-кто продолжает чертить по старинке) и до сборки, взглянуть на экраны компьютеров, где строится сложная визуализация аэродинамического потока с помощью программ вычислительной гидродинамики, узнать подробности работы с моделями в аэродинамической трубе, посмотреть на то, как Льюис Хэмилтон наматывает круги на суперсимуляторе, посидеть в болиде, понажимать на кнопочки? Конечно, а какой фантик «Формулы» не хотел бы проникнуть в святая святых, вместо того, чтобы жадно собирать по крупицам информацию в интернете?!

USF1 как раз и хочет стать такой вот user-friendly командой, открыть болельщикам двери в увлекательный, но сложный и непонятный мир «Формулы-1». Восхитительная перспектива, хотя вряд ли на эту идею клюнут «Феррари» с «Маклареном», или толпы европейских болельщиков устремятся в Шарлотт специально, чтобы посетить штаб-квартиру американской конюшни. Несколько далековато от обычных путей, на уик-энд не сгоняешь.

Да и с другой стороны… Дочитайте цитату Уиндзора до конца: «Одной из проблем «Формулы-1» здесь в Америке было то, как команды подавали себя зрителю. Из-за такого отношения фанатам сложно было понять, что же такого особенного в «Формуле-1». Например, мне, как болельщице, совершенно не нужно понимать, чтобы любить. И на вопрос, что же в ней такого особенного, я ответила сразу, еще даже не закончив перевод – в частности, окружающие ее тайны.

Это как в детстве, в период дикого дефицита всего, добыть новую книжку – радости на несколько дней, а потом еще и поменяться можно на следующую! Сейчас зашел в интернет, и через несколько часов, ну ладно – суток, стопка литературы у тебя на столе. Были бы деньги, а в остальном – быстро, удобно, вошло в привычку и уже не доставляет столько удовольствия.

Вот наставит USF1 у себя веб-камер на базе и в боксах, и будем мы сидеть в интернете (как раз Макс недавно намекал, что интернет плохо задействован «Формулой»), щелкать мышками и смотреть, а что же сейчас на столе у главного дизайнера, а на какой стадии сборка болида, а что там ковыряют механики USF1, когда у «Макларена» все зашторено, не успела машина на пит-лейне остановиться… Звучит здорово? Наверное, но что-то такое есть в этой атмосфере секретности и недосягаемости, что присуща «Формуле-1». Что-то особенное.