3 мин.

Деньги-дребеденьги

Сегодня на сайте Pitpass обнаружилась интересная статья с выдержками из аналитического ежегодника Formula Money, авторы которого, Кристиан Султ и Каролина Рейд, довольно регулярно снабжают поклонников «Ф-1» информацией о финансовом здоровье королевских автогонок и их участников. Приведенные цифры показались мне интересными для того, чтобы перевести (хотя, скорее, пересказать) суть статьи. Тем более что такие вещи полезно хранить в блоге, чтобы потом быстро обращаться к ним при необходимости…

Итак, главный итог исследования вовсе неудивителен – «Формула-1» совершенно не экономит, а как раз наоборот, тратит направо и налево. По данным отчетности британских конюшен «Ф-1» совокупные издержки за 2006 год возросли на 22,3 млн фунтов стерлингов и теперь составляют 573,7 млн. Причем данные «Форс-Индии» в этот отчет не вошли по естественным причинам – команда до сих пор не подала декларацию, но ее показали за предыдущий 2005 год составили 47,9 млн.

«Хонда» превратилась в самого крупного работодателя среди команд, увеличив свой штат до 558 сотрудников (надо понимать, это уже актуальные данные), – «Макларен» со своими 547 переместился на второе место. Оценка авторов издания также выдвигает «Хонду» на лидирующую позицию по инвестициям в «Ф-1» среди всех владельцев команд. Предполагается, что увеличение до 195 млн фунтов стало результатом затратного мероприятия по имени KERS и не менее дорогостоящего нового босса по имени Росс Браун. От себя замечу, что если это текущие данные, то возросшие траты стоит отнести и на экологический имидж японской команды, который прикрывает отсутствие крупного титульного спонсора – приходится платить из собственного кармана.

Кроме того, «Хонда» стала лидером по инвестициям среди автопроизводителей за последние пять лет, потратив на принесшую всего одну победу кампанию 800 млн все тех же фунтов стерлингов. «Тойота» не сильно отстает со своими 775, а далее следует «Макларен» с суммой 665 млн. Интересно, что «Феррари», как автопроизводитель, потратила на свою достаточно успешную в спортивном плане команду только 185 млн и находится по этому показателю на последнем месте. Тут не стоит забывать, что траты владельцев не есть бюджеты конюшен, в которые добавляются деньги спонсоров и партнеров.

Интересные, хотя и более академические, данные приводятся по спонсорам, их популярности в прессе и отдачам от инвестиций. Авторы Formula Money проверили архивы 14 000 (!) газет и журналов, издававшихся по всему миру в 2007 году, на предмет подсчета упоминаний спонсоров. Выиграл сей странный и весьма трудоемкий конкурс титульный спонсор «Рено» компания ING, который расписался в 883 статьях. Далее идет Vodafone с 681 статьей, затем «Фиат» и Shell.

Но если «Феррари» отнюдь не «доминировала» в приведенных выше показателях, то по количеству статей, в которых упомянута Скудерия, она, разумеется, впереди планеты всей – 13 643, что в два раза больше, чем у «Рено».

Но одно дело, абсолютные цифры упоминания спонсоров, и совсем другое – относительные показатели в пересчете на миллион потраченных долларов (тут указаны именно доллары, а не фунты). Здесь на удивление выиграл «Уильямс» (418), второе место заняла «Феррари» (356), а внизу протокола – «Ред Булл» и «Торо Россо» (15 и 5). Хотя на мой взгляд это несправедливо, ибо любое упоминание имени команды «Ред Булл» уже есть реклама их загадочного крюшона…

Поименно спонсоров тоже поделили на миллионы долларов, получили, что лучшую прибыль на инвестированный капитал получает Allianz (снова «Уильямс»), который всего за 550 000 фунтов получил 225 статей. Hilton, спонсирующий «Макларен», на 1,7 млн «подкупил» авторов 300 статей, что на самом деле дало ему право занять третье место в списке. Отмечается, что никто из десятки самых освещаемых спонсоров на платит больше 2,8 млн.

И разумеется, спонсоры получают наибольший интерес журналистов в родной стране. Так «Макларен» и его спонсоров в прошлом году очень любила испанская пресса, «Феррари» и «Фиат» – итальянская, а мюнхенский Allianz – немецкая.

… «Хонда» стала для меня неожиданностью, хотя и объяснимой.

Бюджеты команд, согласно Formula Money (включая контракты со спонсорами и технологическими партнерами, призовые деньги и стоимость клиентских моторов), в млн долларов:

«Тойота»: 445,6 «Макларен»: 433,3 «Феррари»: 414,9 «Хонда»: 398,1 «Рено»: 393,8 «БМВ-Заубер»: 366,8 «Ред Булл»: 164,7 «Уильямс»: 160,6 «Торо Россо»: 128,2 «Форс-Индия»: 121,85 «Супер Агури»: 45,6 Итого: 3 073,45 млн долларов.