4 мин.

Учите трассу, ветераны!

Ну вот, единственный прогноз, который я осмелилась сделать перед Гран-при Европы, провалился. Как та испанская пресса, которая, возлагая надежды на помощь сэйфети-кара своему кумиру Фернандо Алонсо, даже не задумалась о том, что от машины безопасности чаще страдают, а иногда и вообще становятся причиной ее выхода, я как-то упустила тот момент, что претендующий на четвертую, а по некоторым версиям – третью, позицию в командной иерархии «Рено» может просто не попасть в десятку лучших …

Конечно, нельзя полагаться на предположения о том, как сильно хотелось бы испанцу хорошо выступить в домашнем Гран-при, или на результаты практики, когда второе время дня пилот показывает на легкой машине и ультрамягких покрышках. С другой стороны, кто же, как не Себастьян Феттель, удививший лучшим кругом в самой первой тренировке на новой трассе, стал сенсацией квалификационной сессии?! Именно в том сегменте, в котором титулованный гонщик «Рено» дважды ошибся на выходе из 12-го поворота, проскользив днищем по высоченному поребрику, молодой пилот «Торо Россо» установил рекордные секунды, опередив «Макларены», «Феррари» и «БМВ-Зауберы» и вполне подтвердив свою вчерашнюю форму.

Как тут не задуматься о том, что новая, никому из пилотов по-настоящему не знакомая трасса в какой-то мере уравнивает их способности. Ну хотя бы по части опыта – ведь мы сейчас говорим о двукратном чемпионе мира с восьмью годами стажа королевских автогонок за плечами и молодом парнишке, который ровно год провел с своей нынешней конюшне. Можно сравнить и Феттеля на «Торо Россо» с Дэвидом Култхардом на «Ред Булле», который в пятницу единственный ошибся достаточно сильно для знакомства с бетонным ограждением трассы, а в субботу позорно присоединился к «Форс-Индиям» и «Хондам» в пятерке самых медлительных болидов. RB4 и STR3, конечно, не совсем идентичные болиды, но мотор не должен на этом оказавшемся не таким супер-скоростным, как предполагалось, треке, играть столь заметную роль. А это значит, что «Торо Россо», и в частности Феттель, подобрали нужный ключик к городу быстрее, нежели более опытные соперники.

И главное – вторым сегментом квалификации не исчерпались приятные сюрпризы от Себастьяна. В решающий момент он проиграл-таки «Феррари», «Макларену» и «БМВ», но показав шестое время (а мог пройти круг и быстрее, если бы не ошибся после первого сектора), принес лучшую стартовую позицию своей команде за всю ее почти трехлетнюю историю. Себе, разумеется, тоже. Вспоминая, как молодой немец умеет воспользоваться чехардой и необычными обстоятельствами в гонках (достаточно вырнуться в прошлогодние Китай, Японию и недавний Монако), нужно завтра не забывать за ним приглядывать. Возможно, еще не пошла на убыль волна сюрпризов в исполнении будущего чемпиона мира по версии Герхарда Бергера.

Говоря о Феттеле, нельзя опустить достижения его напарника Себастьяна Бурдэ. Мы-то привыкли, что единственный француз в пелотоне чаще оказывается там, где нынче Дэвид Култхард, но сегодня он блистал не меньше своего тезки. Достаточно заметить, что в Q3 четырехкратный чемпион Champ Cars за все 11 предыдущих этапов не попадал еще ни разу. Может, опыт американских гонок ему помогает? Не зря же сравнивают Валенсию именно с автодромами по ту сторону Атлантики…

Странные результаты, которыми завершились два первых сегмента квалификации, в какой-то мере можно отнести и на непрерывное улучшение состояния гоночного полотна. Например, вчера во время практики пилотам удалось сбросить около 9 секунд от начала и до завершения сессий, сегодня после ночного ливня вся работа началась заново. Соответственно те, кто выполнял попытки попозже, выкладывался как мог и не совершал ошибок, естественно поднимались по протоколу – как Ник Хайдфельд, в Q2 выстреливший на третью позицию, или Ярно Трулли, запечатлевший свое имя на верхней строке по итогам Q1. В то же время гранды пелотона скорее преследовали целью контроль над попаданием в следующую часть квалификации, нежели реальную демонстрацию силы.

В решающем третьем сегменте все стало на свои места – взялись за дело «Макларен» и «Феррари», и в обеих попытках только эти две команды реально претендовали на первую линию стартового поля. Победителем оба раза вышел Фелипе Масса, несмотря на идеальный заключительный круг с быстрейшим первым сектором, который, по мнению бразильца, и принес ему поул, все же оставивший ощущение легкости своего болида. Льюис Хэмилтон отстал на 0,2 – довольно много для реальной разницы сил между «алыми» и «серебряными».

Интересно, что Масса, несмотря на то, что все постоянно вспоминают о его хороших квалификациях в связи с неудачами Кими Райкконена, будет стартовать с поула впервые с Гран-при Монако – еще одной городской трассы в чемпионате. Задел хорош, особенно с учетом переноса нечетной стартовой половины на более чистую часть трассы, еще свежего в памяти стартового спринта бразильца в Венгрии и непонятной ситуации с обгонами – пилоты пока относятся к предполагаемым виражам скептически.

Роберт Кубица – еще один любитель и специалист уличных треков. Тут достаточно вспомнить его феноменально безошибочное пилотирование в Монако что под дождем, что посуху (в отличие от соседей по подиуму), и победу в Канаде. Трек в Монреале нельзя назвать по-настоящему городским, а ту викторию поляка – делом его собственных рук и ног, но не зря сравнивают Валенсию с автодромом на острове Нотр-Дам, и не зря пришлось возвращение Роберта на третью стартовую позицию именно на Гран-при Европы. В последний раз столь высоко гонщик «БМВ-Заубера» стартовал как раз в Канаде. В общем, завтра за Робертом – глаз да глаз, особенно если снова дождь начнет накрапывать, или сэйфети-кар появится.

Наконец, Кими Райкконен, как обычно, не собирается сдаваться, несмотря на свою грязную четвертую стартовую позицию. Как бы ни не хотелось действующему чемпиону мира проверять новую трасу на возможность обгонов, с четвертого места (это при хорошем старте) ему нужно выбираться. В конце концов, побед на счету финна не было уже слишком давно. С первого испанского этапа, кстати…