7 мин.

Быть или не быть...

Вопросов перед стартом чемпионата, как всегда, слишком много. Какова расстановка сил в пелотоне? Так ли на самом деле быстр «Браун» и медлителен «Макларен»? Что нас ждет в ближайшее воскресенье и пойдут ли вообще на пользу все те изменения, о которых столько говорят? Я попыталась выбрать Топ-10 самых глобальных и насущных вопросов, на которые должен ответить предстоящий чемпионат…

1. Есть ли толк от этих страшных машин?

На мой взгляд, это наиглавнейший вопрос всего сезона: стоило ли затевать техническую революцию, заставлять команды начинать все с чистого листа, душить эстетические чувства болельщиков и марать такое количество бумаги, объясняя в межсезонье, зачем болидам именно такие антикрылья, а не какие-то другие. Есть опасения, что, несмотря на все усилия рабочей группы, обгонять легче не станет, существенного эффекта от KERS мы не увидим, вопреки предсезонным предсказаниям плотной борьбы не будет из-за тотального доминирования одной команды, и все, что останется из арсенала зрелищности – куча поломанных в толчее первого поворота крылышек. И тогда на сцене появится Макс Мосли со своим планом «Б», о чем он уже, кстати, успел предупредить. Но это пессимистичный сценарий, и на самом деле все, конечно, надеются, что жертвы не зря, что гонки станут супер, и «Формуле» можно будет простить даже страшненькие болиды. 2. Умеет ли «Формула-1» экономить?

С одной стороны, дело тут не в умении, а в экономической ситуации – жизнь заставит, и команды начнут беречь денежки. С другой, я например, пребываю в полном убеждении, что у них если где-то убудет – скажем, точно станут меньше тратить на поездки по тестам, – то где-то та самая сумма обязательно прибудет, ведь до сих пор, несмотря ни на какие зажимания со стороны ФИА, расходы команд совершенно не хотели падать. В этом сезоне целевая цифра – 30 процентов, к следующему у кого как: у команд ФОТА – двукратное снижение, у тех, кто пойдет за политикой 30 млн фунтов стерлингов, предлагаемой ФИА, – трехкратное и выше. Год покажет, насколько реалистичны прогнозы и планы обеих сторон.

3. Сможет ли Льюис Хэмилтон защитить титул?

Статистика категорически против: из восьми предыдущих британских чемпионов мира ни одному не удалось удержать корону на голове два года подряд. Стартовая форма «Макларена» тоже не предвещает действующему ничего хорошего. Особо вредные пессимисты уже припомнили Льюису его неосторожную фразу про круговых. Как говорится, не плюй в колодец… Однако, не будем торопиться. Вон «Феррари» в прошлом году на Гран-при Австралии дружно не добралась до финиша, а после двух гонок на счету Фелипе Массы была красивая баранка. В результате, Скудерия взяла Кубок, а бразилец чуть не стал чемпионом. В общем, возможно, для ответа на этот вопрос и не потребуется целых 17 Гран-при, но раньше шестого-седьмого я бы на него отвечать не стала.

4. Как справится Мартин Уитмарш на посту руководителя команды «Макларен»?

Пусть в «Макларене» говорят, что передача полномочий от Рона Денниса к Мартину Уитмаршу – процесс, растянувшийся на десятилетия, посему принципиально ничего не изменится. Все равно, любая смена руководства, особенно в команде такого уровня, это пристальное внимание к персоне нового босса и дополнительный прессинг на его голову. Спросите любого поклонника «Феррари». Вроде не Стефано Доменикали жал на кнопку, когда в Сингапуре на пит-стопе светофор зеленый включался, и не он крутил пируэты за обоих гонщиков на мокром «Сильверстоуне», а все равно всех собак на него повесили.

5. Кими Райкконен или Фелипе Масса?

Еще год назад подобный вопрос даже не пришел бы на ум болельщикам не только «Феррари», но и всех других команд. Райкконен пришел на место Михаэля Шумахера, он звезда, он, в конце концов, стал чемпионом мира в ситуации, когда, казалось, почти все было проиграно. А Масса так, подносчик снарядов. Но с момент образования пары прошло два года, и счет в ней равный – 1:1. Кто выстрелит в этом году, не угадаешь. Захочешь применить командную тактику, так даже не будешь знать, на кого из гонщиков сделать ставку! Нет, без вопросов, пик формы Кими выше, чем у Фелипе, но доберется ли финн до своей вершины?

6. Ну когда уже Фернандо Алонсо перейдет в «Феррари»?

Вопрос, возможно, несвоевременный, но вполне взаимосвязанный с предыдущим. По крайней мере, Стефано Доменикали стращает: за Райкконеном и его успехами команда будет присматривать, год решающий. Забыл, поди, что у финна контракт до конца 2010 года. Хотя, скорее, хорошо знает, каковы опции соглашения. Поэтому оступись Кими, не босс, так пресса напомнит о том, что Фернандо Алонсо если еще не поставил автограф на контракте со Скудерией, то вот-вот это сделает. Знаю, поклонники двукратного не слишком жалуют такое развитие событий, но по мне, так лучше бы они там уже договорились поскорее. Надоело слухи разгребать.

7. Следующий шаг «БМВ-Заубера» – снова вперед?

Это не команда, это какой-то баварский робот, который до сих пор не давал сбоев. Поставили цель – достигли, подняли планку – дотянулись. В прошлом сезоне вообще план перевыполнили. По идее должны были добыть первую победу, но в итоге с Робертом Кубицей боролись… ладно, скажем, претендовали на титул. Бороться вот как раз должны в этом году, и судя по предсезонным раскладам, быть команде среди лидеров. Но чтобы у нее действительно были шансы на титул, недостаточно первые полгода надежно топтаться в районе подиума. Тайссен обязан был извлечь урок из второй половины прошлого сезона, но иногда даже у роботов случаются глюки.

8. Выиграет ли «Тойота» первый Гран-при в своей истории?

Вступая в восьмой сезон в «Формуле-1», японская конюшня столько раз озвучила свою цель, что забыть об этом накануне чемпионата просто невозможно. К победам, естественно, стремятся все, даже в каких-то особо приятных снах «Форс-Индия». Но для «Тойоты» это уже дело чести, сохранения лица, или как это у них в Японии называется. В конце концов, это единственная команда, которая ни в нынешней, ни даже в предыдущих жизнях (у нее их просто исторически не было) не поднималась на верхнюю ступень подиума. Только оттого, как часто произносят слово «сахар», во рту сладко не становится. Поэтому пусть они там твердят о победах, их возможность, на самом деле, большой вопрос. Кое кто, как Гэри Андерсон, например, считает, что если и случится бело-красном болиду первому приехать под клетчатый флаг, то это будет скорее в духе «БМВ-Заубера» на прошлогоднем Гран-при Канады, нежели в триумфальном стиле Себа Феттеля на «Торо Россо» в Италии. А вот еще интересно: если все же победа, то кто – опыт за плечами Ярно Трулли или молодость в лице Тимо Глока?

9. Сколько команд дойдет до конца сезона?

Думаете, это больше к вопросу о способности участников экономить? А по-моему, тут столько других факторов… Например, та же «Тойота». Вот выиграет, и уйдет вслед за «Хондой», посчитав, что ничьей в споре с принципиальным соперником будет достаточно при всех потраченных миллиардах. Или «Рено», о которой слухи бродят примерно с той же интенсивностью, что и любимом пилоте французской конюшни. А возьмем «Торо Россо». Здесь дело не в бюджете, а в том, что места в пелотоне для клиента «Ред Булла» нет, и жизнеспособность коллектива из Фаэнцы напрямую зависит от того, купит ли его кто-то, способный вдохнуть в него утраченный дух конструкторской работы. «Браун» кажется вполне финансово здоровым, но борта болида команды по-прежнему девственно чисты, и никто не даст гарантии, что под доброе имя Росса Брауна спонсоры пойдут охотнее, чем к «Хонде». А ведь в один прекрасный день миллионы, оставленные японцами на переходный период, иссякнут… А может, наоборот, «Ф-1» дойдет до финиша в плюсе? Например, сразу после Гран-при Абу-Даби Питер Уиндзор и Кен Андерсон не только расскажут, но и покажут новый болид чисто американской команды USGPE, и в двери будет стучаться еще парочка энтузиастов с 30 млн фунтов стерлингов в кармане?

10. ФИА+ФОМ или ФОТА?

Кстати, не в первый раз читаю, что пресса против ФОТА заимела зуб. Одно дело, когда команды друг друга на дух не переносят и бьются не на жизнь, а на смерть – есть чем поживиться. И совсем другое, когда у них «мир-дружба-жвачка», полное взаимопонимание, совместные коммюнике да визиты «Феррари» в Уокинг к «Макларену». О последнем еще можно написать-подивиться, но далеко не разбежишься. Что ж, вместо священной войнушки «алых» с «серебряными» нас, очевидно, ждет серия сражений команд против Макса Мосли и Берни Экклстоуна. По состоянию на старт чемпионата наши (команды то есть) дуют с огромным счетом, и тактические построения ФИА и ФОМ в ближайшее время могут внести еще большую сумятицу в ряды слегка опешивших после последнего Совета по автоспорту боссов команд. Во-первых, они готовы разделиться уже на Гран-при Австралии. Или вы думаете, почему Мосли так элегантно самоустранился из конфликта вокруг диффузоров «Брауна», «Тойоты» и «Уильямса»? Во-вторых, заброшена наживка в виде технических свобод в обмен на маленький бюджет – кто клюнет? В-третьих, в руках ФИА находится «джокер», тот самый американский проект, который, вполне возможно, пойдет противоположным курсом с ФОТА. В общем, выстоят ли команды, или пресса вскоре слезет с диеты и вернется к своей любимой пище?

Первые ответы – в ближайшее воскресенье!