5 мин.

В горе и в радости

В прошлом сезоне после Гран-при Канады за Роберта Кубицу болело сердце – как там чувствует себя поляк после страшной аварии в девятом повороте автодрома имени Жиля Вильнева? Прошел год, и сердце уже радуется за этого долговязого парня, за его первую победу и резкий взлет на лидирующую позицию личного зачета. Элемент удачи во всех этих восхождениях Роберта, конечно, присутствовал. Он сам, рассуждая перед канадским Большим призом о методах борьбы с «Феррари» и «Макларенами», говорил, что в «нормальной» гонке «БМВ-Зауберу» выиграть не под силу. И уж нормальными те события, что происходили на выезде с пит-лейн назвать точно нельзя…

Вообще, начинает появляться стойкое ощущение, что присутствие на трассе сэйфети-кара хоть и обеспечивает безопасность работающих маршалов, для гонщиков превращает дистанцию в настоящую полосу препятствий, на которой идет борьба за выживание. За холодными шинами следи, иначе можешь наскочить на колесо впередиидущей машины – именно такое рандеву случилось год назад с болидом Кубицы и «Тойотой» Трулли. Опять же сорваться с траектории, как Райкконен в Монако – запросто. За машиной впереди, а лучше еще дальше, на рестарте смотри – или можешь повторить казус Феттеля в Японии. За топливом не заезжай – жди, пока пит-лейн откроют. Ну а светофоры на выезде – это вообще бич всенародный, уже столько пилотов, начиная с Монтойи в 2005-м тут же в Канаде, засыпалось на этом простом тесте на внимательность… Вот в самом деле, сход Сутиля выглядел так невинно, даже сэйфети-кар несколько кругов Уайтинг выпускать не хотел – все же очень критический момент в гонке, аккурат во время предполагаемых первых пит-стопов. И из маленький проблемы на трассе вырос большой завал на выезде с пит-лейн, а пелотон и таблица личного зачета перевернулись с ног на голову…

Ругать Льюиса за его ошибку уже даже не хочется. Как-то не обидно ни за него, ни за команду, которая на титул претендует, а элементарным правилам своих пилотов научить не может, ни за невинную жертву, то есть Райкконена – будем считать, что отомстил ему Адриан, пусть и не собственноручно, за Монако! Обидно за болельщиков, для которых намечалась лихо закрученная интрига: рестарт Райкконена с Кубицей со светофора по узкой дорожке, возвращающей пилотов на трассу, провал лидера гонки на третье место из-за более длинной дозаправки, а значит, как результат – стратегическая борьба всей троицы в районе второго пит-стопа. 

К счастью, замена данному действу получилась не менее достойной. Пусть не возникало сомнений в том, что не один, так второй пилот «БМВ-Заубера» выиграет канадскую гонку, зрелищность оставшихся 50 кругов от этого вовсе не пострадала. Тут уже шла борьба стратегическая между теми, кто выбрал одну дозаправку и теми, кто шел на две. Тактика двух пит-стопов в Монреале обычно выигрышна без вариантов, но прошлогодний опыт Алекса Вурца, который благодаря единственной остановке в боксах выбрался на нижнюю ступень подиума, подействовала очень вдохновляющее на большинство не попавших в третий сегмент квалификации. Тем более что почти никто не сомневался в том, что сэйфети-кар хоть раз, но появится. Из-за дождя, разваливающейся трассы или просто аварии.

Любопытно было наблюдать за тем, как конкурировали эти две стратегии на примере Ника Хайдфельда, очень грамотно переключившегося на одну дозаправку, Роберта Кубицы, Фернандо Алонсо и Хейкки Ковалайнена, когда все они на 29 круге собрались в одну группу. Начальные условия у последней тройки – почти одинаковые, но зато какие разные судьбы! Финн начал потихоньку отставать, и в четырехсекундный промежуток между ним и двукратным чемпионом мира сначала вклинились Култхард и Баррикелло, а затем в нарастающие отставание поместились обе «Тойоты» и Себастьян Феттель, шедшие с тактикой одного пит-стопа – крайне неудачная реализация стратегии со стороны Хейкки. На примере Алонсо можно было проследить, где оказался бы Кубица, если бы не вышел в лидеры рассматриваемой группы уже на 31 круге, но, к сожалению, испанец продержался на трассе недостаточно долго, чтобы оценить финиш по отношению хотя бы к занявшему третье место Дэвиду Култхарду…

Роберт реализовал свою тактику так, как нужно, напомнив по пути, как идеально использовал подобные ситуации Михаэль Шумахер. По первому кругу, который провел Роберт в качестве лидера гонки (после того, как Тимо Глок ушел в боксы), правда, казалось, что у поляка нет шансов нарастить отрыв, нужный для дополнительной дозаправки – он отыграл всего полсекунды. Но вот дальше началось шоу лучших результатов: две секунды, две, полторы… За семь кругов отрыв вырос с 12 до 25 секунд, и судьба Большого приза была решена.

Конечно, для Ника Хайдфельда это был удар. Обычно отменно защищающий свою позицию немец явно посторонился в первом повороте, когда пропускал вперед напарника. По своей воле он это сделал, или по команде из боксов – можно только догадываться, но никогда не узнать наверняка. Возможно, до конца сезона этому талантливому парню больше и не представится шанс первому принять взмах клетчатого флага, ведь ему с таким трудом даются сейчас квалификации, а Роберт не постеснялся, в послегоночной пресс-конференции потребовал стопроцентной поддержки от команды для удержания первой строчки в зачете пилотов. Пока же, к своему отнюдь незавидному рекорду самого опытного гонщика в нынешнем пелотоне без побед, Ник присоединил еще одно нелестное достижение – пятый раз в карьере стал серебряным призером Гран-при, что вывело его в лидеры среди тех, кто поднимался на вторую ступень подиума, но не побеждал в гонках. Увы.

Но вернемся к удаче Роберта. Конечно, маневр Хэмилтона помог поляку и «БМВ-Зауберу» выиграть первый Гран-при, а заодно и первый дубль. Но не будем забывать и то, что оставшиеся в гонке «Феррари» и «Макларен», то есть Масса и Ковалайнен, по тем или иным причинам оказались неспособны что-либо противопоставить победителю, что снимает все вопросы о случайности триумфа немецкой команды. Да, они пока проигрывают «алым» и «серебряным» в скорости, но эти потери уже сейчас компенсируют немецкая точности и эффективность. У «БМВ» не ломаются гайковерты, не отказывает заправочное оборудование, не разваливаются колесные диски, смонтированы шины за три минуты до гонки, и механики выполняют самые быстрые пит-стопы. Пилоты в свою очередь не путают кнопки на руле с завидной регулярностью, не мешают соперникам на последних секундах квалификации, не оставляют автографы на рельсах и чужих болидах. И смотрят на красный свет светофора. Роберт в этом вопросе вообще молодец: в прошлому году стал на сигнал как вкопанный, заставив свернуть Джанкарло Физикеллу. Вчера – аналогично.

В общем, Марио Тайссену срочно нужно ставить новые цели на сезон взамен досрочно выполненных старых. И обязательно стоит попробовать замахнуться на титул для Кубицы – чем черт не шутит, ведь мог Райкконен с одной победой выиграть в 2003-м!