3 мин.

Голый король

Не в первый раз за последние 12 месяцев все взоры поклонников автоспорта обратились к площади Согласия в Париже. Сегодня, правда, вариантов выносимого решения возникшей проблемы было всего два – не то что в шпионском скандале с участием «Макларена» и «Феррари», когда возможные наказания для команды Рона Денниса ограничивались только буйством фантазии. Сегодня в секретном голосовании по вотуму доверия президенту ФИА Максу Мосли нужно было ответить либо «да», либо «нет». И одно из этих слов устанавливало начальные условия для всего будущего автоспорта…

Мосли нужно было набрать простое большинство голосов – всего 50 процентов плюс один голос, чтобы остаться на своем посту, и накануне Ассамблеи многие обозреватели склонялись к тому, что результат может оказаться очень близок к «50 на 50», то есть весы могли качнуться в любую сторону. Интересно, что The Guardian провел опрос 100 автоклубов из 222 членов ФИА. Так вот 37 опрошенных не постеснялись высказаться против Мосли (сюда наверняка входят те 24, которые вели оживленную переписку с президентом), 25 клубов ответили поддержкой, 9 не приняли определенного решения или оказались не имеющими права голоса, тогда как 29 отказались давать комментарии. Вывод эксперта состоял в том, что воздержавшиеся от общения должны были отдать свои голоса против президента, что привело бы к его разгромному поражению. Но что скрывать свое отвращение к аморальному Мосли? Тут стесняться как раз нечего. А вот выказывать ему поддержку в беседе с журналистом может быть не с руки для автоклубов.

Вероятно, большая часть этих 29 процентов все же присоединилась к 25 открыто поддержавшим Мосли. Добавьте сюда не опрошенные, скорее всего мелкие клубы, которые финансово слишком зависимы от ФИА и недостаточно сильны, чтобы идти ей наперекор. Учтите довольно запутанную систему голосования, при которой у некоторых участников было в распоряжении по два голоса, а у других – одна треть, которая не засчитывалась, если этому клубу не удавалось согласовать свои действия с двумя собратьями. Заметьте, что из 222 членов до Парижа добралось лишь 140 делегатов, которые в сумме генерировали 177 голосов. И тогда вы, возможно, поймете, почему на площади Согласия все пошло в согласии с планом Мосли. За него было подано 103 голоса (это около 58 процентов от общего числа), против – только 55.

Что будет теперь? В долгосрочном периоде предсказать развитие событий так же сложно, как до этого – итог сегодняшнего заседания Генеральной Ассамблеи. Некоторые считают, что для сохранения ФИА необходимо было голосовать против Мосли. Но ведь здесь столкнулись совершенно противоположные интересы – самосохранение организации против аналогичного инстинкта ее президента. Некоторые полагают, что Мосли нужно было самому затеять реорганизацию структуры Федерации, которая сейчас пойдет стихийным путем – как раз занял бы себя полезной, а главное закулисной работой до окончания своего срока в октябре 2009 года. А некоторые специалисты даже думают, что от сегодняшнего решения уже ничего и не зависело – механизм запущен, и ФИА неизбежно ждет раскол на половинки, разделяющие автомобильные и автоспортивные клубы (отдельные клубы, впрочем, сочетают в себе обе эти функции).

Первые трещины уже пошли – не дожидаясь соратников, о разрыве с ФИА объявила Немецкая автомобильная ассоциация. За ней ожидается выход американцев, голланцы высказались осторожнее – отправились сначала отобедать с представителями других клубов. В то же время Британская ассоциация автомотоспорта приняла решение Ассамблеи и собирается сотрудничать с Международной федерацией дальше.

Сам Мосли пока остается, он ведь не из тех, кто оставляет место происшествия – будь то трагедия или триумф. Правда, совершенно не ясно, как он собирается выполнять свою работу, когда его не хотят видеть главы государств, где проходят этапы гоночных серий, его избегают, по крайней мере в случае открытых встреч, представители команд «Формулы-1», против него настроены автопроизводители, спонсоры и сам Берни Экклстоун, попытавшийся в последний момент качнуть весы в сторону противоположную Мосли, объявив, что тот ни за что не сдержит обещания и не уйдет в отставку в 2009-м. Президент фактически не может выполнять публичные обязанности представителя Федерации, а из-за нежелания перечисленных выше участников чемпионата иметь с ним дело – и должностные функции. Сегодня он победитель, он что-то доказал самому себе и продемонстрировал миру, что не слишком кривил душей, когда писал о значительной поддержке своих подопечных. Но король-то все равно голый!