4 мин.

Терра инкогнита

У меня нет шансов помнить последний Гран-при Японии, который проводился на «Фудзи Интернэшнл Спидвей», ибо дело было полных тридцать лет назад. Но запечатленная на бумаге и в Интернете история говорит, что те две гонки, что прошли в далекие 70-е на треке у подножия Фудзиямы (которую, как подсказывает Википедия, правильно называть горой Фудзи), получились весьма драматичными. В 1976-м на заключительном этапе сезона Ники Лауда отдал титул Джеймсу Ханту, заехав после двух полных кругов в боксы и потребовав остановки гонки из-за сильнейшего ливня. Поскольку состязания продолжились, а Хант, хоть и пострадавший от расслоения шины, все же добрался до низшей ступени подиума, он с одним очком преимущества выиграл единственный чемпионат в карьере. Год спустя англичанин взял Гран-при Японии, который на следующее десятилетие выбыл из календаря «Формулы-1» по причине своей небезопасности – в той гонке «Феррари» Жиля Вильнева, наскочив на «Тиррелл» Ронни Петерсона перелетела через ограждение первого поворота, убив двух человек.

Позже у Японии появилась Сузука и о существовании «Фудзи» благополучно забыли. Ведь Сузука стала для «Ф-1» почти как Спа, Монца или Монако – толпы влюбленных в автоспорт болельщиков создавали нужную атмосферу, а гонщики на трассе вписывали в ее историю жаркие баталии за корону. Автодрому, над которым возвышается хорошо известное колесо обозрения, вроде не грозил ни гнев Берни, ни финансовые проблемы, но фатальной стала покупка «Тойотой» старого трека «Фудзи». И теперь, вместо колеса, кадры с Гран-при Японии будут выхватывать величественную снежную вершину национальной святыни. Что, бесспорно, гораздо красивее и уникальнее, но нас ведь в первую очередь интересуют не живописные окрестности…

Что же предлагают нам вместо любимой Сузуки (которая вернется в 2009-м), и на что были потрачены «Тойотой» миллионы? Разумеется, за модернизацию трека взялся штатный формулический архитектор Герман Тильке, и, думаю, любой болельщик, даже с небольшим стажем, может не глядя на чертеж трассы, предсказать направление фантазии герра Тильке. Это нам еще повезло, что он работал на существующем треке, так что некоторые черты старого скоростного «Спидвея» реконструкцию пережили. Дотянула до наших дней уникальная почти полуторакилометровая прямая, по которой болиды будут лететь на полном газу около 17 секунд – тут ожидаются обгоны (ну, еще бы, ведь это фактически треть трассы по прямой бок о бок!) Все еще напоминает старую конфигурацию первый сектор, сохранивший первый поворот-шпильку, пару скоростных виражей и шестой-седьмой повороты, собственно официально носящие название «Hairpin» – шпилька. Но третий, перестроенный сектор – это традиционное наследие Тильке. Точно, это узкий, извилистый, медленный инфилд. Короче, в результате мы имеем некоторую вариацию «Индианаполис» -тоже-спидвей, только с перепадом высот на 35 метров и без бэнкинга.

Соответственно, как и на «Старой кирпичнице» две противоположные по характеристикам части трассы ставят перед командами сложную задачу нахождения подходящего компромисса между прижимной силой в медленных виражах и скоростью на прямой. Интересно, что гонщики в интервью, предшествующих Гран-при Японии, рассказывали о том, как замечательно они будут настраивать болиды на низкую прижимную силу, тогда как все технические превью инженеров команд настаивают на том, что уровень будет средним, если даже не смещенным в сторону более высокого, дабы не терять драгоценные десятые на третьем секторе. Вот вам и первый компромисс!

Последним я как-то доверяю больше – они все же с конца прошлого года начали компьютерные симуляции на «Фудзи». Рассчитали все радиусы поворотов, апексы, перепады высот, вывели оптимальные траектории, подобрали передаточные числа в коробке, рассчитали нагрузку на тормоза, прикинули уровень аэродинамического и механического сцепления… И только потом посадили за руль симулятора боевых пилотов, которым в первую очередь предстояло выучить повороты нового трека.

Профессиональные симуляторы, используемые конюшнями, сейчас достигли такого уровня, что, по словам технического директора «БМВ» Вилли Рампфа, виртуальные результаты должны отличаться от реальных данных не более чем на один процент. Вот это точность! Единственное, чего не могут предсказать компьютеры, это уровень сцепления и износа шин, ведь «Формула» тут никогда не тестировалась – парочка демо-кругов «Тойоты» в прошлом году не в счет. Эти данные в конечном итоге и определят углы атаки антикрыльев и стратегию на гонку. «Бриджстоун» захватил в Японию те же компаунды, что и в США: мягкий и средний.

Кстати, извилистый инфилд против длинной прямой ставит задачу не только перед механиками и пилотами. Нам с вами тоже предстоит погадать, какая команда – «Макларен» или «Феррари» – получит на «Фудзи» преимущество. Да, вот такой трек: половина подходит «серебряным», половина «алым», и кто же в результате победит? Если в лоб экстраполировать результаты «Инди», то «Скудерия» в узких поворотах будет терять больше, чем выигрывать на скоростном участке.

Также не забываем, что регион там почти горный, более полукилометра над уровнем моря, погода изменчивая. Вчера шансы дождя днем в воскресенье составляли сорок процентов, сегодня уже пятьдесят. Глядишь, как дойдет до гонки, все сто и накапает… Хотя для «Феррари» дождь вовсе не желателен. Тут и неповоротливость Массы на «Нюрбургринге» вспоминается, и вообще неожиданности такого рода в борьбе за титул ребятам в красном сейчас совсем нужны. Ведь сход автоматически выбивает их из претендентов. В общем, на мой взгляд, карты на руках «Макларена».