5 мин.

Масса-трасса

Гран-при Турции стал эдаким собранием редкостей: с десяток обгонов, один из которых – жемчужина – за лидирующую позицию в гонке, принципиально различные шинные и топливные стратегии у главных соперников, тройка лидеров, кажется, совершенно довольная занятыми в сложившихся обстоятельствах местами, и даже Дэвида Култхарда, оказывается, можно опередить по внутренней траектории, не получив по носу! Чего не хватает в этом списке, так это разнообразия на верхней ступени подиума – Фелипе Масса все-таки сделал свой хет-трик побед, дополнив их тремя подряд поулами и не нарушив сложившуюся на автодроме «Истанбул-Парк» традицию…

Масса поставил себе задачу выиграть этот турецкий Гран-при – Масса ее выполнил. Даже ни разу не ошибся под прессингом Льюиса Хэмилтона, который более 20 кругов преследовал бразильца, штампуя позади него лучшие круги, пусть они были только на несколько сотых быстрее тех секунд, что выжимал из F2008 пилот «Феррари». Даже не полез на рожон во время атаки британца – пусть едет, ему все равно еще два пит-стопа надо сделать, не успеет оторваться… Конечно, не покидает ощущение, что Фелипе мог бы поиграть в командную тактику, придержать Льюиса еще чуть подольше, еще хотя бы пяток кругов, чтобы не дать тому нарастить отрыв и от Кими Райкконена, ведь в этой паре исход гонки решили какие-то полторы секунды, которых не хватило финну для оформления очередного дубля «Феррари».

Но есть у этой истории обратная сторона, о которой вряд ли сознательно думал Масса в момент обгона. Ведь, как ни крути, а в настоящий момент он присоединился к борьбе за титул чемпионат мира, вырвался с четвертой сразу на вторую строчку личного зачета, набрав ровно столько же очков, сколько и Хэмилтон. И главным его соперников в этой борьбе будет – нет, не Льюис. Именно о напарнике в первую очередь нужно заботиться Фелипе, если он смеет претендовать на чемпионскую корону. И не дать тому два очка – вполне эгоистичная перспектива.

Впрочем, будет ли Масса действительно серьезным претендентом? Сложно сказать, ведь автодромы, на которых он блистает, которые уже можно называть «Масса-трассами», закончились – так уж сложилось, что Бахрейн и Турция сгруппировались в этом сезоне в его начале и показали шансы Фелипе в более лестном свете, чем они на самом деле могут предоставиться в дальнейшем. Посмотрим.

Хэмилтон на пресс-конференции после гонки произнес странную фразу – он надеялся на финиш в пятерке. Вот такой пессимистичный прогноз от парня, который в итоге занял вторую позицию, по ходу гонки установив блистательную серию быстрейших кругов, проведя отменный обгон, и подпортив дубль Скудерии. В ретроспективе, правда, его предположение не лишено оснований – зная накануне, что пойдет на три пит-стопа, и глядя на темп в квалификации, пилоту «Макларена» было о чем волноваться. Ведь когда первую дозаправку совершают на 16-м круге, в субботу обычно берут поул, как Роберт Кубица, или в крайнем случае первую линию, как Фернандо Алонсо. Льюис был лишь третьим, отставая и от победителя квалификации и от собственного напарника Хейкки Ковалайнена. И если стратегия первого британцу могла быть известна только приблизительно, то про второго он знал точно – заправлен на большее количество кругов.

А ведь возьми Льюис поул накануне – выиграл бы гонку. Нет, не потому, что здесь по традиции победитель определяется по результату квалификации, а из-за того, что темп, даже с учетом дополнительного пит-стопа, оказался весьма соизмеримый с показателями обеих «Феррари». Но три остановки диктовались вовсе не надеждой выиграть Гран-при Турции описанным выше способом, а банальной необходимостью нивелировать отрицательное влияние стиля пилотирования британца на износ покрышек.

Вспомните, именно здесь, на турецкой трассе в прошлом году удивительном образом расслоилась правая передняя покрышка на болиде Хэмилтона, лишив его подиума. Как рассказали сегодня Рон Деннис и сам пилот, еще в пятницу «Бриджстоун», изучая данные с машины Льюиса, порекомендовал не рисковать, сделать отрезки на твердом компаунде короткими, а последний, тот, что на средней резине, сократить до возможного минимума. Именно вероятными проблемами с шинами, а не лихой стратегией дозаправок, и были продиктованы три остановки в боксах прошлогоднего вице-чемпиона.

Остался, правда, не до конца раскрытым момент, на сколько пит-стопов изначально должен был пойти второй «Макларен». Хейкки Ковалайнен поучаствовал в небольшом на первый взгляд столкновении с Кими Райкконеном, из-за чего получил порез боковины заднего левого колеса (и чуть не снес земляку переднее антикрыло) и отправился на смену резины уже на втором круге. Тут было бы разумно переключить стратегию на единственный будущий пит-стоп, но команда снова побоялась, ведь в этом случае на «софте» Хейкки пришлось бы тянуть полгонки. В итоге, единственное очко, которое светило финну после успешной атаки на Нико Росберга, испарилось, когда он свернул на третью переобувку.

Вообще, судя по тому, как Хейкки провел на «харде» два отрезка дистанции по 25 кругов, «Макларен», пожалуй, перестраховался. С другой стороны, способности Льюиса «жевать» резину хорошо известны, дважды гонки плачевно для него заканчивались именно из-за убитых шин, да и за последние два года пилотов серебряных опять же дважды уносили на носилках из-за проблем с колесами. Ну да, там были технические проблемы – поломки колесной гайки и диска, но тут дело не в причине, а в возможных последствиях. Наконец, лучше взять восемь очков, чем ничего!

Кими Райкконен, как и пилоты, финишировавшие перед ним, остался доволен тем, как завершилась для него гонка. В конце концов, на его долю мог выпасть непростой прорыв, если бы Ковалайнен чуть сильнее ударил в край переднего крыла «Феррари». Оно, кстати, качнулось весьма заметно, но каким-то образом выдержало – крепкая машина у «алых». Так Райкконен и провел всю дистанцию с «подбитым крылом», хотя, вряд ли это сильно отразилось на его скорости – за ним в итоге остался лучший круг. Конечно, если бы не старт, на котором он еще и откатился на шестую позицию, второе место было бы по силам лидеру чемпионата, но таковы уж последствия квалификации не на первой линии…

Напоследок, как всегда нельзя не отметить пилотов «БМВ-Заубера». Роберт Кубица ровненько до второго пит-стопа, на котором его переобули в «средние» покрышки, без проблем держался за лидирующей группой из пары «Феррари» и одного «Макларена», а Ник Хайдфельд засиделся на трассе так же долго, как и Райкконен, и в итоге совершил самый существенный подъем по позициям в очковой зоне – с девятого на пятое место.

Фернандо Алонсо, во многом благодаря старту, на котором был повержен Марк Уэббер, вышел на шестую позицию, демонстрируя, что «Рено» собирается серьезно претендовать на статус лучшей команды позади тройки сильнейших. Правда, что довольно удивительно, в зачете конструкторов там все еще держится «Уильямс», для которого Нико Росберг отхватил восьмое место в сегодняшней гонке. И это, кстати, был второй по величине «прорыв» в очки – молодой немец отыграл три позиции.