3 мин.

Фантазия о «Хонде»

Что-то не сходится у меня с этой «Хондой». Уже и интервью Дэйва Ричардса просмотрела, и слова Брауна освежила в памяти, и эту историю с Фраем, что Telegraph запустил, три раза перечитала. И все равно недоумеваю по поводу того, что творится в японском хозяйстве. Вопрос даже не столько в том, зачем команда Фраю, сколько в том, как японцы, еще со времен «Супер Агури» настаивавшие на том, чтобы их проекты получили долгосрочную финансовую поддержку, вообще могут рассматривать его кандидатуру, которая по утверждению британской прессы возглавляет список…

В общем, по утру возникло у меня по этому поводу совершенно дикое предположение. А что если «Хонда» передумала продавать команду? Или нет, не так. Может Фрай пытается убедить Совет директоров передумать? Разумеется, все факты сейчас очень шаткие, если вообще верные, но делать все равно нечего – на дворе суббота (в Беларуси, кстати, рабочая), «Дакар» отдыхает в Чили – давайте пофантазируем.

Что в первую очередь зацепило в последних интервью: на дворе только начался 2009-й, некоторые еще не перестроились и автоматически пишут в документах «2008», а два замешанных в деле «Хонды» человека взялись рассуждать о 2010-м.

Сначала Росс Браун сделал резкий разворот по отношению ко всем своим предыдущим заявлениям и назвал предстоящий сезон снова переходным. То есть с месяц назад у «Хонды» была машина, способная побеждать Гран-при – лакомый кусочек для любого покупателя, а сегодня – прощай, оптимизм. Понятно, что переходность связана в первую очередь с тем, что вместо планировавшихся японских моторов теперь придется на машину ставить что-то другое: «Феррари», а может и вовсе «БМВ» или «Мерседес». Да и тестовая программа трещит по швам – тут не до побед, хоть бы на старт в Мельбурне выйти. В общем, время рекламы продукта прошло, настал час возвращаться к неопределенной реальности.

Но словосочетание «переходный период» в голове застряло напрочь. Он ведь переходный, на самом-то деле, не только у «Хонды», но и у всей «Формулы-1», которая обзавелась длинным списком изменений – уже ратифицированных и еще ожидающих одобрения команд и болельщиков. Об этом не преминул упомянуть и появившийся одним из первых в слухах о возможных покупателях «Хонды» Дэвид Ричардс. В его словах тоже доминирует неопределенность – мол, хорошо, если «Формула-1» отшлифует свои нововведения к 2010-му. А пока расходы остаются немыслимыми, и вряд ли момент можно считать подходящим для покупки…

Добавьте сюда, что для «Хонды» – концерна, а не команды, – год 2009 планируется тоже переходным. Ведь это не просто продажа – сбагрил с рук, и свободен. Некоторые финансы уже вложены в аренду и взносы, и еще 100 млн дотации идут в поддержку выступлений команды в предстоящем чемпионате. Если задуматься, этот сезон будет стоить японцам не меньше, чем бюджет той же «Форс-Индии» или «Торо Россо». Добавить к нему пару солидных финансовых потоков от спонсоров (если их найти), и это уже может быть бюджет «Рено». Учесть, что в связи с ограничениями на тесты и моторы топ-команды сэкономят около 100 млн долларов…

Получается, что в этот год концерн выложится, как и все остальные, но его имя больше не будет фигурировать с названии команды. Хотя, тут возможны варианты – «БМВ» вон до сих пор чтит заслуги Петера Заубера.

Понятно, что «Хонда» избавляется не от сиюминутных трат, а от долгосрочного изнурительного выкачивания денег программой «Ф-1». Но кто знает, что будет через год? Уход японцев достаточно напугал «Формулу-1», чтобы она встала на рельсы сокращения затрат. Насколько прочно – как раз к концу 2009 и будет видно. Но, по крайней мере, твердое и единодушное желание всех команд ощущается. Эффекта, которого все опасались – оттока остальных автоконцернов, в частности ближайшего соседа и соперника, то есть «Тойоты» – пока не получилось. Если что, в следующем году конюшню, наверняка, можно будет продать за ту же символическую сумму, которая упоминалась и сейчас. А может все так повернется, что и более выгодно, ведь не зря Дэйв сейчас говорит о неопределенности – не упоминает, но наверняка в уме держит возможность клиентских шасси.

Вот и получается вопрос: а не поторопилась ли «Хонда» дать деру?