5 мин.

Российский голос «Формулы-1». Часть 2. Естественная монополия

По ряду причин мини-сериал, начатый заметкой о Наталье Фабричновой, не получился ежедневным, как предполагалось изначально, и вторая часть выходит после некоторой паузы. Тем не менее, продолжим, и теперь в центре нашего внимания - естественно, Алексей Попов, которому я посвящу аж два фрагмента: сегодня поделюсь своими соображениями о нем как явлении российского комментария вообще, а в следующей части - разберу его работу конкретно на минувшем Гран-при Малайзии.

 

"Здравствуйте, друзья! С вами "Россия-2", голос "Формулы-1", в прямом эфире с трассы "Сепанг", арены Гран-при Малайзии - второго этапа чемпионата мира 2015 года..." Каждый преданный болельщик F1 в России эту фразу может произнести без запинки и с нужными интонациями, хоть ночью разбуди, ибо это традиционное приветствие, которое уже двадцать с лишним лет мы слышим из уст Алексея Попова. Его давно уже обозвали российским голосом "Формулы-1", хотя сам Алексей многократно пояснял, что он называет так не себя, а свои репортажи (ну вроде как "Голос Америки"). И несмотря на то, что теперь российский голос "Формулы-1" - это уже не соло, а дуэт, Попов остается главным комментатором автоспорта на нашем ТВ, лидером профессии.

Скажу честно: к Алексею Попову у меня совершенно особенное отношение. "Формула-1" - это первый вид спорта, которым я вообще увлекся в своей жизни (как зритель имею в виду), соответственно, Алексей стал первым комментатором, которого я слышал регулярно и начал узнавать по голосу. Автогонки по кольцевой трассе - действо довольно специфическое, малособытийное, большую часть времени они просто едут друг за дружкой и толком ничего не происходит (особенно тогда, в начале 2000-х, когда еще не было никаких DRS, ERS, саморазрушающейся резины и прочих примочек); новому человеку сложно заинтересоваться "Формулой-1" просто как зрелищем, и я убежден, что если бы тогда моим постоянным спутником в трансляциях был не Алексей Попов, автогонки не играли бы сейчас в моей жизни такой большой роли, скорее всего, я просто бросил бы их смотреть после пары-тройки трансляций.

Что же такого чарующего в репортажах Попова? Ну во-первых, это человек, искренне влюбленный в свое дело, что слышно невооруженным ухом абсолютно в каждой трансляции. Во-вторых, у него очень приятный голос (помню, как-то раз - давно - наткнулся на канале "АвтоПлюс" на какую-то программу, где Попов был гостем и говорил то ли о НАСКАРе, то ли об Индикаре, тогда для меня это были одинаково неизвестные вещи - так я остался просто послушать его голос, даже говорящий что-то совершенно мне непонятное). В-третьих, Алексей - человек весьма эрудированный и при этом хороший рассказчик; он с огромным уважением всегда относится к культуре и традициям страны, в которой проходит Гран-при, часто рассказывает о ней что-то интересное, а еще - он знает едва ли не все европейские языки. Когда в свое время в трансляцию тогда еще РТР попадали пресс-конференции призеров, где пилоты обращались к своим болельщикам на родных языках, и Алексей их озвучивал, я поначалу был уверен, что он читает заранее написанный текст этих обращений (ну, как на Евровидении, например). И лишь когда однажды он извинился, что не возьмется перевести с финского речь Мики Хаккинена - я понял, что все по-настоящему!

Ну и главное - он действительно большой мастер комментирования гонок (о чем подробнее поговорим в следующий раз).

Помимо собственно тембра голоса, у Алексея очень узнаваемая манера говорить: быстро, практически без пауз (тем не менее, отчетливо - дикция безупречна), очень грамотно расставляя акценты и просто виртуозно играя интонациями - от вкрадчивой до взволнованной, от насмешки до пафоса, от серьезности и рассудительности до форменной истерики. Никто из российских комментаторов не умеет создавать эмоциональный фон репортажа лучше Алексея Попова.

Также никто (но здесь уже сузим круг сравнения до коллег Алексея конкретно по автоспорту) и близко не может подобраться к уровню Попова в том, что я называю "вести гонку", т.е. непосредственно проговаривать события гонки, происходящие прямо в эту минуту. У него потрясающая скорость мысли, позволяющая мгновенно формулировать и выдавать в эфир приличного размера куски, при этом не сбиваясь и успевая продолжать следить за развитием событий, снова формулировать и снова говорить. Здорово помогает в этом компоненте отличное знание Поповым самих автодромов: практически всегда он быстро ориентируется, в какой именно точке трассы (какой поворот, прямая, подъем или спуск) разворачивается борьба.

Есть у Попова еще ряд своих "фишек", которые определяют его индивидуальность как комментатора. Например, он упорно именует машину безопасности пейскаром, хотя в европейских гонках принято говорить "сейфти-кар" - мол, сам пейскар как явление пришел из Америки, вот и называть его будем по-американски. Российские гонщики у него зовутся Данями, Мишами, Сережами, Виталиками - как добрые друзья (сколько знаю, сами они не считают это фамильярностью и ничего не имеют против). Причем комментатор не примазывается таким образом к героям - типа смотрите, какой я крутой, я с ними на короткой ноге - а старается, чтобы именно зритель воспринимал их как "своих ребят".

Раз уж зашла речь о "наших" - Попову нередко пеняют за чрезмерное (по мнению пеняющих) внимание к Даниилу Квяту, а ранее - Виталию Петрову. В предыдущих постах я определил что-то вроде шкалы для измерения патриотизма комментатора, на одном конце которой эталон - Курдюков (болеем за наших, потому что это русские ребята, которых мы хорошо знаем и потому поддерживаем), на втором - Губерниев (болеем за наших как представителей Великого Российского Спорта и вообще Родины); Попова я бы разместил на этой шкале почти посерединке, но ближе к Курдюкову: он действительно в первую очередь болеет за Квята и прочих как за "своих ребят", хотя и за отечественный автоспорт в целом очень ратует. Но отличие его от Губерниева в том, что он не расписывает при каждом удобном случае, как здорово у нас работают правительство и федерация автоспорта (хотя в Сочи изрядная хвала досталась и им, и лично президенту Путину), а всячески респектует частным инициативам: программам SMP Racing и G-Drive, например, а больше всего - таким людям, как Максим Травин и Игорь Мазепа, светлая им память. Такой патриотизм комментатора лично мне весьма импонирует.

Когда-то по какому-то случаю я назвал Алексея Попова естественной монополией: пока он есть, и в голову не приходит посадить комментировать "Формулу-1" кого-то другого (в отличие, кстати, от неестественных монополий вроде Орлова или того же Губерниева). Да, появилась Наталья Фабричнова, но она не конкурент, а скорее - дочернее предприятие ;) И вроде бы монополия - это априори плохо, и у самого Попова хватает недостатков... И все же, ничего естественнее в трансляциях "Формулы-1", чем голос Алексея Попова, представить себе невозможно.

To be continued...