Роман Трушечкин. Анализируй то
ЦСКА - "СПАРТАК"
30 апреля 2011 г. 14.00. "Россия-2"
Комментатор - РОМАН ТРУШЕЧКИН
Лишенный в связи с очередным внеплановым переездом и тарелки "Плюса", и регулярного свободного доступа в Интернет, я был вынужден на какое-то время приостановить деятельность блога о комментаторах, но теперь - ура! - она возобновляется.
Поскольку тарелку на новом адресе я еще не повесил, "главное дерби российского футбола" смотреть пришлось на "России-2", с комментарием Романа Трушечкина. Комментатора этого до сей поры я ни разу не слышал, но знал, конечно, что многие Романа очень хвалят, ставя его на второе место после Стогниенко среди работающих на ВГТРК, а потому возможности составить наконец и собственное мнение о Трушечкине очень обрадовался. Первое, что обращает на себя внимание, когда слышишь нового комментатора - это, конечно, голос и то, насколько грамотной, выразительной и незаштампованной является его речь. По этим двум позициям Трушечкин мне понравился. Об остальном - ниже.
Трансляция на "России-2" была организована в полном соответствии заявленному статусу матча: игре было предпослано обширное превью, в котором многократно подчеркивалась значимость события (хотя мне безумно понравилось, что сказал о дерби накануне Валерий Карпин), работала в Лужниках целая журналистская бригада, а не один комментатор; наверное, и по окончании игры последовал какой-то ее разбор, может, интервью (не знаю, т.к. сразу по свистку Баскакова переключил на "Спорт-1" досматривать произвольную программу у женщин на московском ЧМ). Хотя я, как вы уже наверняка поняли, отношусь к уподоблению игр "Спартака" и ЦСКА аргентинскому Суперкласико или "дерби старой фирмы" мягко говоря скептически, такой подход мне кажется для государственного телеканала вполне приемлемым. Все-таки одна из задач показа футбола на общедоступном (хотя бы относительно, как "Россия-2") канале - популяризация нашего чемпионата. С этой задачей ВГТРК справляется, на мой взгляд, неплохо.
Роман Трушечкин, чей комментарий этого матча я безо всяких колебаний назову сольным (Дмитрий Градиленко, смотревший игру от бровки, вставлял в репортаж свои реплики считанное число раз), тоже начал с того, как важно это дерби в конкретный момент и в целом - исторически. Получив слово, комментатор начал обильно рассуждать о турнирной ситуации, о неожиданностях в составах команд и пр. Представил судью, особенно акцентировав внимание на том, что Юрий Баскаков уже обслуживал два памятных дерби "Спартак" - ЦСКА (правда, непонятно, зачем это было сделано, т.к. о каких-либо примечательных моментах, которыми, быть может, отметился арбитр в тех встречах, сказано ни слова не было).
Со стартовым свистком рассуждения Романа на, безусловно, имеющие отношение к матчу, но впрямую происходящего на поле не касающиеся темы продолжились. За первые 10 минут комментатор "вспомнил", что в кадре у зрителей не черный квадрат, а динамическая картинка, всего один раз. В дальнейшем к непосредственно игровым моментам он все же начал обращаться, но вплоть до самого конца игры делал это непозволительно редко. Такой элемент комментаторской работы, как "гон мяча", у Романа во вчерашнем репортаже отсутствовал напрочь - одни сплошные рассуждения, рассказы и - отмечу, что все-таки правильный и к месту - анализ текущей игры. Для матча какого-нибудь латиноамериканского турнира, транслируемого на мало кому доступном канале "Футбол 2" глубокой ночью, этот вариант еще допустим. Для столь помпезно преподнесенного дерби, идущего на всю страну - ни в коем разе.
Сам анализ, как я уже упомянул чуть выше, весьма интересен: в начале матча Роман строит прогнозы о том, как может пойти игра (причем не голословно, а вполне аргументированно), к десятой минуте (не рано ли?) начинает рассуждать о трансформациях в игровой схеме "Спартака", в одном из эпизодов хвалит судью, верно разобравшегося в эпизоде, для оценки которого нам, зрителям, потребовался видеоповтор. Есть в его выкладках и моменты довольно банальные (о том, например, что у ЦСКА сыгранная линия защиты - не упомянуто вскользь, а выведено как значимая мысль - тоже мне, Америку открыл), и крайне спорные (рассказав о всех пертурбациях с "отставкой" Карпина, начал восхищаться мужеством Валерия Георгиевича, взвалившего на свои плечи столь тяжелый груз в столь ответственный момент), и, извините, откровенно бестолковые. По традиции, несколько цитат, иллюстрирующих последний тезис:
"Позиции команд в таблице диаметрально противоположные: ЦСКА занимает 3-е место, "Спартак" - одиннадцатое"
"Какой прострел! Но обостряющим его не назовешь"
"Мяч мог нырнуть в ворота, при прочих равных"
"Давайте досмотрим эту атаку, чем она закончится" - и тут же, не дождавшись хоть какого-нибудь успокоения событий, обращается с совершенно посторонним вопросом к Градиленко.
А это - вообще шедевр: "Логика дерби "Спартака" с ЦСКА в том, что кто открывает счет, не всегда выигрывает". Гениально.
Если анализ каких-то тенденций в игре у Трушечкина довольно часто оказывается интересным, то вот анализа конкретных эпизодов нет по сути вовсе: комментатор ограничивается фразами вроде "хорошая передача" или "неплохо открылся". Что касается эмоциональной составляющей тех моментов, когда Роман все же обращается к происходящему на поле (на что я всегда обязательно обращаю внимание) - с одной стороны, хорошо, что комментатор звучит в довольно широком диапазоне, но с другой - довольно часто он перебарщивает с повышением тона в малозначительных эпизодах. С учетом того, что процентов девяносто репортажа из его уст звучит некое повествование или рассуждение на отвлеченные темы, диссонанс получается очень заметным.
Отнюдь не являясь поклонником всякого рода конспирологии, к концу первого тайма я все же поймал себя на мысли, что задумываюсь о том, не "притапливает" ли комментатор за одну из команд. Долго думал, откуда взялись такие ощущения, нарыл только то, что подводя итоги первого тайма, Роман сказал: "Валерий Карпин не проиграл тренерскую дуэль Леониду Слуцкому", как будто посыл о том, что проиграть должен, перед матчем был всеобщим и очевидным. Однако ближе к концу игры, уже после забитого мяча, сидевшая рядом со мной подруга, которая совершенно не смотрела футбол, а играла в компьютерную игру, подняла голову от монитора и сказала, кивнув в сторону телевизора: "По-моему, он катастрофически необъективен". Человек, который изо всех футболистов мира знает только Аршавина и Бекхэма (потому что он муж Виктории) - и тот что-то учуял. Значит, наверное, было…
И в конце первого тайма, и по окончании всей игры Трушечкин на каких-то немыслимых децибелах кричал о том, каким выдающимся получился матч. То ли мы с ним смотрели разные встречи, то ли он меня обманывает, но как только у меня вновь появится возможность выбирать комментатора - вряд ли я буду слушать Романа чаще, чем до сей поры.
P.S. (добавлено 1.05 в 20.40). По многочисленным советам пользователей в комментариях посмотрел на канале "Спорт-1" игру "Арсенала" с "Манчестером". Не скажу, что стал фанатом Романа Трушечкина, но работа комментатора на этой встрече мне ОЧЕНЬ понравилась. На порядок, на два порядка сильнее, чем вчера! И тем не менее, в заметке обсуждается не комментатор Трушечкин как таковой, а его работа на конкретном матче;)
А вообще мне этот комментатор нравится, несмотря ни на что, кто кому пас даёт, я сам увижу, а вот такие истории редко где услышишь. А ещё у него часто проскальзывает забавный юмор, но это по большей части в зарубежных матчах
Кстати, параллельно шла трансляция на НТВ+ СПОРТ ПЛЮС и скажу что там комментарий был намного скучнее. Вот так вот
Умение Романа владеть словом мне блестящим не показалось (но я смотрел только один его репортаж, а вы - много, поэтому оспаривать ваше мнение мне трудно).
Очень жаль, что мои последние заметки вас расстраивают, т.к. вами как постоянным читателем я очень дорожу. Надеюсь, тенденция продолжения не получит
вчерашнюю работу, честно признаюсь, не слышал, но вообще с комментариями Романа знаком довольно хорошо. вскользь двумя словами упомянуть о блестящем его умении владеть словом (видимо, ни одно из шикарных афористичных выражений, которых в каждом матче у Трушечкина проскакивает 2-3 минимум, до автора не допёрло), зато на полтора абзаца размусолить о своих непонятных впечатлениях о необъективности и ещё на полтора - о спорности суждений... верх адекватности, ага-ага.
что-то всё больше и больше статьи из этого блога расстраивают..
Да, я знаю, что Юрий Альбертович о Романе хорошего мнения. Правда, от другого не менее известного комментатора слышал совсем другие слова;))) Но нравиться всем - удел червонца, а вовсе не Романа Трушечкина))
Трушечки не лучший комментатор в мире,но отработал он хорошо. Игра конечно была не самая веселая,но и не полное гумно.
Посмотрел позже в записи на плюсе с комментариями Шмурнова, совсем другой стиль, получше конечно чем у Романа,но на любителя.
Подозрениями насчет необъективности Трушечкина автор просто перечеркнул все вышенаписанное.
Может автор задаст вопрос сам себе,а объективен ли он? Я вот в объективности автора сомневаюсь.
Тут есть, кстати, и еще один момент. Взять вот, к примеру, такие главные дерби и класико стран, как «Бока» - «Ривер», «Милан» - «Интер», «Селтик» - «Рейнджерс» или «Реал» - «Барселона» - довольно часто именно в противостоянии этих соперников решалась судьба национального чемпионства. Сколько раз за титул в России/СССР бились непосредственно друг с другом ЦСКА и «Спартак»? Пальцев одной руки старого фрезеровщика хватит, чтобы пересчитать. Еще и поэтому я не сторонник преувеличения «классичности» этих встреч)))
Но с тем, что ни один другой поединок нашего чемпионата не собирает такой аудитории, спорить, соглашусь, глупо.
По Аргентине тоже не соглашусь. Ривер и Бока не всегда решают судьбу чемпионства, особенно в середины 90-х.
Так это же наоборот хорошо,что вне зависимости от места команды это главный мачт в году, вернее 2 матча. Да и это отлично,что у нас чемпионат не превращается в шотландский или испанский вариант. Чем больше сильных клубов, тем интересней. С учетом огромного пула, наши нынешние топ-6 это благо для ПЛ. Может Краснодар тоже присоединится к честной части чемпионата. Хотя по Рубину не все так там гладко.
Но супердерби у нас одно. А Спартак-зенит типа классико.)
Наше супердерби просто раскручиваться началось в начале 2000-х. Но с историей, накалом все в порядке.Просто должного антуража не было. Но просто возьмите рейтинги, количество статей
01.05 11:41 | комментарий к записи «Роман Трушечкин. Анализируй то» в блоге Голос за кадром
Ты вообще кто такой, собачонка? Оценки тут ставит, а сам бездарный
01.05 11:36 | комментарий к записи «Роман Трушечкин. Анализируй то» в блоге Голос за кадром
что за мудак пишет эти бредни?
05.01 19:51 | комментарий к новости «Кубок мира. Эстафета. Германия выиграла, Норвегия – 3-я, Россия – 14-я»
когда же это убожество перестанут показывать?!
16.12 19:45 | комментарий к новости «Антирекордный старт сборной России: два подиума на трех этапах Кубка мира»
Позор! Долой трансляции с ТВ!
28.11 16:32 | комментарий к новости «Андрей Гордеев: «Мы были честны перед собой и перед футболом»»
Браво,Сатурн!
28.11 16:29 | комментарий к новости «Веллитон второй год подряд стал лучшим бомбардиром чемпионата России»
лучший форвард России
28.11 16:14 | комментарий к новости «Ропотан и Макгиди получили прямые красные карточки»
у ропотана нет мозгов
03.11 19:17 | комментарий к новости «Адвокат обнародовал расширенный список кандидатов в сборную России на матч с Бельгией»
шишкин.мда
21.08 13:53 | комментарий к новости «Дмитрий Градиленко: «Самый громкий трансфер – переход Комбаровых в «Спартак»»
Градиленко просто агент Комбаровых..
Вы нарушаете главное правило блога (в разделе «О блоге и авторах») - никаких личных оскорблений. Еще один подобный комментарий - бан.