9 мин.

Звездный игрок. Джанфранко Дзола

Джанфранко Дзола был первым легионером «Челси», который достиг отметки в 300 матчей за клуб. Эден Азар, оформивший это достижение в финале Кубка Англии, стал шестым легионером клуба, добившимся этого результата. Сегодня официальный сайт клуба задал Дзоле особые вопросы.

Сколько тебе было лет, когда ты впервые понял, что можешь кого-то обыгрывать один в один? 

В юном возрасте я знал, что у меня есть некоторые способности, поскольку я видел игроков, окружавших меня, и видел, что я могу сделать, так что я просто знал, что обладаю некоторыми способностями, играя в футбол. Но однажды я понял, что сделал большой шаг вперед, и это было, когда я играл в лиге, сопоставимой по рангу с Английской Конференцией. Это было в Италии, и мне было 17 лет. Я играл за «Нуорезе», и это было впервые, когда я регулярно выступал за команду достойного уровня. Внезапно, и я очень ясно это помню, я осознал, что могу делать то, чего не мог раньше, и у меня получалось воплотить все, что я задумывал. В этот момент я понял, что у меня есть шанс, потому что я могу контролировать игру, я могу контролировать себя, и это был решающий момент для моей карьеры.

Делал ли ты что-то, чтобы развить свои игровые навыки? Например, тратил много времени, обводя статические преграды или людей? Или это дар? 

Для начала я привык начинать свой день в восемь часов утра, а завершать его в восемь часов вечера. Иногда я притворялся, что ходил в школу, а вместо этого ходил играть в футбол, поэтому и тренировался ежедневно. Раньше я часами отрабатывал свои игровые навыки, особенно в юном возрасте. 

Ты ведь также и с друзьями играл, поскольку должен был учиться действовать против другого футболиста?

Все мое детство прошло в маленьком городе, с населением в 8000 человек, где единственным способом весело провести время, лично для меня, была игра в футбол. И мы с друзьями все время играли в футбол. Это ничем не отличается от других мест, но тот факт, что нам больше нечем было заняться, позволил мне сосредоточиться на том, что я делал. Это было одной из причин, по которым я в один момент осознал, что всё что я представляю себе в мыслях, я могу реализовывать на поле. 

Дзола рубится за мяч

В конечном итоге многие игроки работают преимущественно одной ногой, некоторые выдающиеся игроки в том числе. Но ты был не таким… 

Правильная психология, правильное отношение – одна из причин, по которым я добился успеха в своей футбольной карьере. Я помню дни, когда я тренировался, когда мне было 16–17 лет, и я принимал решение, что в тот день буду тренироваться, работая только левой ногой. Вся тренировка заключалась в том, что мне нельзя было касаться мяча правой ногой, я работал как левша, и таким образом я развил способности играть левой ногой. Это была отличная тренировка, даже если я и не собирался показать в ней что-то выдающееся, но это было полезно для меня, потому что я учился работать другой ногой. Я по-прежнему иначе играю левой ногой, правая у меня сильнее, но я добился хорошего прогресса, потому что начал работать над этим в раннем возрасте. 

Прошли месяцы или годы, прежде чем ты понял, что можешь успешно действовать другой ногой в матчах?

Процесс устроен не так, что сегодня ты начнешь отрабатывать это, а в течение недели у тебя начнет хорошо получаться. Это занимает время, ты ежедневно прогрессируешь, это как если бы ты накладывал один слой на другой, а затем у тебя внезапно появляются ресурсы, о которых ты и не подозревал. 

Первое касание – оно действительно является ключом ко всему? 

Все люди, которые очень хорошо знают футбол, считают первое касание ключевым. В те времена, когда футбол был немного медленнее, когда между игроками было больше пространства, чем сейчас, первое касание было очень важным. Сейчас в футболе меньше пространства, и времени на работу с мячом очень мало, поэтому первое касание становится еще важнее, потому что позволяет всегда быть на шаг впереди соперника.

Даже если ты всегда играешь с поднятой головой, если с первым касанием есть проблемы, тебе придется опускать голову для обработки мяча, и ты в любом случае теряешь время, потому что мяч находится не под контролем.

Дзола обрабатывает мяч на &quout;Уэмбли&quout;

На фото Дзола налаживает контроль мяча на «Уэмбли»

Ты, как и Эден Азар, быстро адаптировался в «Челси». Что было ключом к этому?

Отношение. Это было одной из самых важный вещей. Я пришел с должным настроем и хотел произвести впечатление, я хотел адаптироваться. Другим ключевым моментом была та обстановка, которую я нашел в «Челси». Многие люди помогали мне быстро освоиться, и это серьезно ускорило процесс адаптации. 

Ты демонстрировал очень хорошую физическую форму. Соперники пытались бить тебя по ногам, как они это делают с Эденом Азаром. Как тебе удавалось сохранять спокойствие, ведь вы оба склонны просто вставать и продолжать играть. Это естественная черта? 

Это часть нашей игры. Мы очень хорошо знаем своих соперников, они пытаются нас остановить, и мы знаем, что будем попадать в ситуации, когда они попытаются это сделать любым возможным способом, и это часть игры, которую нужно принять. Нужно выработать свой личный подход, чтобы справиться с этой проблемой, но на самом деле это было полезно, поскольку вынудило меня что-то выдумывать на поле, и это серьезно улучшило мою игру.

Помнится, ты был зол всего один или два раза. 

Да чаще, конечно! Я не возражал против честной борьбы, если даже она и была жесткой, но я ненавидел единоборства, когда соперник намеренно хотел вывести тебя из равновесия. Лучше всего это игнорировать, но иногда все зависело от ситуации, и были моменты, когда я был сосредоточен и ничто не выводило меня из равновесия, ты игнорируешь это и справляешься с этим, а иногда ситуации складывались иначе, поэтому я расстраивался. 

У тебя и у Азара репутация игроков, которые вовремя принимают нужные решения в ходе игры. Это в основном зависит от инстинктов? Или же это способность анализировать каждую возможность, быстро взвешивать ситуацию и прогнозировать развитие событий?

Это очень хороший вопрос, и я считаю, что мы оба живем футболом, а, делая это, всегда пытаешься найти лучшие способы показывать свою игру. Ты придумываешь идеи, как, например, люди, которые занимаются бизнесом, – они думают о бизнесе и находят решения, чтобы улучшить его. То же самое делаем в футболе и мы. Мы пытается найти способы стать лучше, вырабатываем стратегию, чтобы быть эффективнее, так что, когда дело доходит до этого и ты умеешь активно мыслить в футболе, тогда идеи придут. 

Иногда планируешь их заранее, иногда они созревают прямо на поле, так что это постоянный процесс. Но так и во всем, если ты тратишь на что-то много времени, и я не говорю только об игре или тренировках, речь также и о том, когда ты находишься дома, обдумываешь и представляешь. Ты смотришь на других игроков, приобретаешь иные идеи, все эти вещи улучшают твое мышление.

Тебе не потребовалось много времени, чтобы стать в глазах людей кем-то, кто играет за «Челси» нестандартно и делает на поле нечто особенное. В тяжелых матчах все старались играть на тебя, а болельщики платили за билет, чтобы посмотреть на твою игру. Это оказывает серьезное давление…

Я никогда не задумывался об этом. Это были абсолютно не те ситуации, в которых я ощущал давление. Вместо этого я ощущал приятное волнение. Я знал, что могу сделать нечто особенное, если нахожусь в подходящем настроении. Для меня было очень важно, чтобы были созданы должные условия, и когда эти условия были созданы, всегда случалось что-то хорошее.

Ты редко получал травмы.

К счастью, где бы я ни играл, я редко получал серьезные травмы, кроме одного года в «Парме», когда у меня были некоторые физические проблемы. Я большую часть времени отыграл без травм, и это было возможно потому, что я много времени уделял физической подготовке. И, несмотря на мои антропометрические данные, у меня всегда было хорошее и физически сильное тело.

Ты делал что-то специальное, чтобы избежать травм? 

Я думаю, что играл без травм, потому что всегда был в движении, было нелегко накрыть меня, стоя на месте. Даже когда меня били, меня это мало останавливало, так что это не имело эффекта. Я считаю, что все было так, иногда мне везло, и я мог справиться с этим и не получать слишком много травм.

Умение избегать травм было связно с твоим стилем жизни? 

Это было очень важно, поскольку то, как ты ведешь себя за пределами поля, отражается на всем, что ты делаешь на поле. Быть в форме, быть всегда готовым к игре – часть того, что ты делаешь. Когда я был дома, я часто заботился о своем физическом состоянии, потому что футбол – это все для меня. Так что все, к чему я привык, – быть наверняка готовым к выходу на поле и показать свою лучшую игру.

Дзола классно перебрасывал стенки

Вы с Азаром практически одного роста. И ты, как и он, тоже забил несколько мячей ударами головой. Ты доволен таким количеством подобных мячей? 

Я доволен этим. Потому что при игре головой можно быть и невысокого роста, но если хорошо толкаться и выбирать правильную позицию в нужное время, можно забивать головой. Я забивал хорошие мячи головой, как и Азар. Конечно, я никогда не был в этом так же хорош, как и Казираги, например, но мы внесли свою лепту. 

Поделись своим мнением об Азаре. 

Я видел много его матчей, и, естественно, он является одним из тех игроков, за которыми приятно наблюдать, он из тех игроков, которые побуждают тебя любить футбол, и я заметил, что за последние пару лет он серьезно прибавил. Он стал более эффективным на поле. Он стал эффективнее распоряжаться мячом, потому что постоянно что-то придумывает, – это может быть гол, голевая передача или пас на партнера. Приятно видеть это, потому я всегда считал его очень хорошим игроком. Иногда я говорил, что в тот день, когда он лучшим образом использует эти качества, он станет куда более сильным игроком, так что я рад, что он движется в правильном направлении, и я верю, что он еще многое может дать. 

Как и Азар, ты неоднократно становился «Игроком года» в «Челси». Это важно для тебя?

Конечно. Как футболист ты любишь то, чем ты занимаешься, но когда получаешь признание за свою работу – это фантастическое чувство, и все, чем ты пожертвовал ради этого, того стоит.

Ты бы хотел поиграть сейчас, в нынешней команде, в эпоху Эдена Азара? 

В некоторым смысле я бы ответил, что хотел, потому что очень здорово быть частью команды-победительницы, которой все эти годы является «Челси». Но в то же время, боюсь, я проявлю недостаточное уважение к игрокам, с которыми выступал, и в мое время они были очень хороши для меня, они были частью моего успеха, поэтому я благодарю за этот вопрос, но отвечу, что мне понравилось то время, в которое я играл, я провел замечательные годы. Мне очень повезло быть в той команде, и я бы не хотел этого изменить.