7 мин.

«Он планировал забить от 30 до 35. Я сказал, что ему по силам все 40»

Рост мастерства Роналду под руководством Алекса Фергюсона и Рене Мёленстена ускорился в начале сезона 2007/08, который в конечном счёте Криштиану провёл феноменально.  

– Не нужно недооценивать роль менеджера, человека, который становится игроку вторым отцом, – подчёркивает Мёленстен, рассказывая про 22-летнего Роналду. – Но суть, конечно, заключается в деталях.

В начале того самого сезона, когда мы выиграли Лигу чемпионов, Криштиану был дисквалифицирован на три игры после удаления в матче с «Портсмутом», поэтому я оставался для того, чтобы заниматься с ним индивидуально. Я знал, чего хочет Роналду: быть лучшим игроком в мире. И я сказал: «Я знаю, как помочь тебе этого достичь. Нет ничего ошибочного в твоём подходе к делу, это та самая волна, которая толкает тебя вперёд». После я нарисовал для него диаграмму с указанием всех качеств Роналду-игрока.

В первом секторе отражены тактические навыки, чтение и понимание игры, принятие решений. Второй – физические; каждый может достичь пиковой физической формы, особенно Роналду с его скоростью, силой, вынсоливостью и проворством. Дальше – персональные особенности, как то менталитет победителя и отношение к делу. Последний сектор – «технический, это основы обращения с мячом, выполнение передач, удары, обманные движения, смена направлений и другие навыки, которые требуются для доминирования в игре один на один.

Я спросил Криштиану: – «В чём из этого ты хорош?» – «В технике» – «Окей, значит, игра в одно и два касания при имеющемся у тебя арсенале движений сделает тебя непредсказуемым игроком, которого очень сложно остановить».

После чего я обратился к нему по другому поводу. «Твои проблемы в отношении и, следовательно, в плоскости принятия решений. Сейчас ты играешь так, чтобы оказаться в центре внимания, чтобы сказать «Глядите на меня, смотрите, насколько я хорош!». Таким образом, мистер Роналду, вы делаете много того, что не приносит ни малейшей пользы для ваших партнёров по команде».

Он принял это и согласился. И я добавил, что ему необходимо забивать гораздо больше голов: 

–  Криштиану, я наблюдал за твоими мячами в прошлом сезоне. Ты забил только 23, потому что тебе всегда хочется забить идеальный гол. Опять же для того, чтобы на тебя обратили внимание. Наиболее важны те, кто пытается поднять на вершину других членов команды, а не себя. Ты считаешь, дело обстоит иначе. Нет-нет-нет, поднимай команду – и в результате команда поднимет тебя.

Я попросил Роналду поставить цель на сезон. Он ответил: «Думаю, смогу забить от 30 до 35» – «Хорошо, но я считаю, что тебе по силам и более сорока. Поэтому на этой неделе мы посвятим тренировки работе над реализацией».

Мы обсудили мышление Криштиану перед ударом по воротам. Я посоветовал ему приглядеться к Ширеру, Линекеру, Сульшеру и Ван Нистелрою, которые говорят «дайте мне мяч – и он окажется в задней части сетки».

Роналду был сосредоточен на том, как произвести впечатление. Строй его мыслей был другим: «Мяч идёт ко мне, я отправлю его в "девятку». Нужно было выкинуть это из головы, потому что не имеет значения, как ты забил, откуда и в какую часть сетки попал мяч. Настало время наряду с красивыми голами забивать и уродливые.

Мы работали над позициями завершения атак прямо перед воротами, по бокам и с дальних дистанций. Мы работали над видами завершения атак: слёта, в одно касание, внутренней стороной стопы, подъёмом. Мы также концентрировались на манере игры отдельных вратарей. Если углубляться в детали, то можно увидеть, что у всех есть определённые склонности. К примеру, уже после ухода Роналду мы играли в Лиге чемпионов против «Шальке». Мы знали, что Мануэль Нойер, хороший голкипер, походил на Петера Шмейхеля и при выходах один в один отчаянно прыгал вперёд. Поэтому мы отрабатывали завершение через удары низом в обе стороны от вратаря, а также удары между ног. Гиггзу помогло.

С Роналду же мы тогда тренировали различные сценарии реализации моментов каждый день, применяя один важный принцип для каждого упражнения. Четыре повторения, перемещение на другую позицию, четыре повторения, перемещение. Анализируя свой опыт, я пришёл к выводу, что держат концентрацию на 1-2-3-4 – потом взрыв.

Криштиану учился создавать виртуальный образ ситуации и желаемого результата: «Где я (позиция)? Откуда следует передача? Где находится вратарь? Где заканчивается эпизод?» Я обозначил четыре угла ворот разными цветами. Роналду становился спиной к воротам и должен был выкрикивать цвет предполагаемой цели перед ударом – зелёный или какой бы то ни было другой – и тем сам подсознательно настраивать собственный мозг. Благодаря этому он знал свою цель заранее.

К концу января Роналду забил 27. Я сказал ему тогда в Каррингтоне: тебе нужно сбросить свою цель, потому что ты уже её достиг. Теперь ты можешь сделать две вещи. Снять ногу с педали и сказать «Я доволен собой». Либо же побить свой собственный рекорд и тогда придётся работать на протяжении марта, апреля и мая, чтобы выиграть. Криштиану был полон решимости не сойти с восходящей траектории. В этом и заключалась наша работа над тем самым отношением к делу.

Я делал для него видео о профессионалах вроде Мухаммеда Али или Пеле, приводя небольшие цитаты оттуда. Я говорил ему: «Просто взгляни на это. Знаю, у тебя есть большой телевизор. Включай там эти клипы, это сослужит хорошую службу».

Там были небольшие цитаты о тяжёлой работе, о том, как сфокусироваться: сфокусироваться производительности вместо результата, сфокусироваться на развитии командных качеств и языка тела.

В один день я спросил Криштиану: Ты понимаешь, насколько важны язык тела и выражение твоего лица, когда на тебя смотрят миллионы? – Что ты имеешь в виду? – Вспомни гол со штрафного«Спортингу» – после удара ты повернулся и развёл руки перед камерой. Что это было? «Простите»?! Или ты пытался сказать «Глядите на меня, никто больше так не умеет!»?

Там присутствовал один из администраторов «Манчестер Юнайтед». Я спросил, что подумал он, когда увидел этот жест.

«Я лучший», – ответил он. После чего я повернулся к Роналду:

– Именно так подумали миллионы. Они увидели в этом жесте высокомерие. Точно так же ты ведёшь себя, когда тебя срубают на поле – громкое «Ааах!» и игрушки вываливаются из коляски. «Вы не можете бить меня, я же Криштиану Роналду!» Ты должен научиться играть в футбол так, как Бьорн Борг и Роджерер Федерер играют в теннис. Ледяное спокойствие. Момент, когда тебя перестают бить по ногам, означает, что соперник нашёл другой способ тебя остановить. Ты хочешь, чтобы тебя били. Нужно уметь видеть приближающегося защитника и вести себя умней.

Когда мы вернулись в просмотровую комнату, я включил видео с Йоханом Круиффом, который славился умением избегать нежелательных единоборств. Он видел момент, когда соперник оказывался рядом, резко менял направление – и защитник просто проскальзывал в сторону. Я попросил Криштиану обратить внимание вот на что:

– Самое главное – это выражение лица. Не реагируй. Вообще. Ни на что. Встань, отряхнись, и защитники будут в недоумении – что же нам делать в следующий раз? Одолей их как футболист, принизь собственным мастерством. Всё контролируешь ты, а не кто-то ещё.

Если вспомнить тот сезон, он получился потрясным! Роналду забил 42 мяча! Можно обратиться и к финалу Лиги чемпионов: он отыграл на фантастическом уровне, забил гол головой. Конечно, если оставить за скобками незабитый пенальти. В тот момент Криштиану подумал «Всё вокруг сводится ко мне, это то, чего я хочу». Что произошло? Он элементарно потерял концентрацию. Я упомянул об этом впоследствии, но он и сам всё прекрасно знал.

Переход Бэйла в «Реал»? Не думаю, что это так уж сильно повлияет на Роналду. На мой взгляд, Бэйл сейчас далеко не на одном уровне с ним, абсолютно точно. Роналду как игрок гораздо ближе к совершенству. Хотя, конечно, Бэйл будет иметь значение для команды. У него есть время адаптироваться, и с ним «Реал» станет ещё мощней. Но если бы по каким-то причинам Бэйл пришёл в команду, а Роналду её покинул, это однозначно бы её ослабило.

Генри Уинтер, The Telegraph

Фото: sport.mail.ru, zimbio.com.