10 мин.

Испания и пантеон футбольной славы

Третий большой подряд финал закрепил за Испанией место в когорте величайших команд в истории футбола.

Снова и снова на каждом углу повторяют, что ни одна сборная не выигрывала три больших турнира подряд. Это верно, если отбрасывать в сторону победы на Олимпийских играх. Может, такой подход разумен для современности, когда Олимпиада превратилась в турнир игроков U-23 и нескольких «переростков». Или даже для послевоенных лет, когда между собой соревновались дилетанты-любители, что давало солидное преимущество странам Восточного Блока.

Но до начала Второй мировой войны Олимпиада котировались, по крайней мере, не ниже чемпионатов мира. Если испанцы победят в финале Евро-12, они установят рекорд своей эпохи, тем не менее, их достижение будет эквивалентно уругвайскому (ОИ-1924, 1928 и ЧМ-1930) и итальянскому (ЧМ-1934 и 1938, ОИ-1936).

Впрочем, три финала подряд – это уже крайне серьёзный результат. После Уругвая и Италии лишь две команды достигали финала в трёх турнирах кряду. Западная Германия первенствовала в Европе в 1972 и на Кубке мира в 1974, но уступила Чехословакии в серии пенальти в финале Евро-76. Бразилия выиграла финал ЧМ-94 и потерпела поражение четыре года спустя, в то время на Кубке Америки три раза подряд дошла до финала – в 1995, 1997 и 1999 годах, дважды победив и однажды проиграв. Это самый настоящий пантеон футбольной славы, в который отныне входит и Испания.

УРУГВАЙ 1924-30

Финал ОИ-1924, Париж.

Уругвай – Швейцария – 3:0 (Петроне, Сеа, Романо)

Масали; Насасси, Ариспе; Андраде, Видаль, Гьерра; Урдинаран, Скароне, Петроне, Сеа, Романо.

Финал ОИ-1928, Амстердам

Уругвай – Аргентина – 1:1 (Петроне; Ферейра)

Масали; Насасси, Ариспе; Андраде, Фернандес, Хестидо; Урдинаран, Кастро, Петроне, Сеа, Камполо.

Переигровка

Уругвай – Аргентина – 2:1 (Фигероа, Скароне; Монти)

Масали; Насасси, Ариспе; Андраде, Хестидо, Пирис; Арремон, Скароне, Борхас, Сеа, Фигероа.

Финал ЧМ-1930, Монтевидео.

Уругвай – Аргентина – 4:2 (Дорадо, Сеа, Ириарте, Кастро; Пеуселье, Стабиле)

Бальестеро; Масчерони, Насасси; Андраде, Фернандес, Хестидо; Дорадо, Скароне, Кастро, Сеа, Ириарте.

Успех Уругвая в Париже – одна из самых романтичных историй в футболе. Прежде всего, они были командой рабочих, что, помимо других профессий, включало в себя упаковщика мяса, резчика по мрамору, бакалейщика и продавца льда. Они отправились в Европу, имея на руках билеты в третий класс, и перед Олимпиадой были вынуждены играть в Испании (победили в 9 товарищеских встречах), чтобы заплатить за проезд. Уругвайская сборная была первой из латиноамериканских, совершившая поездку по Европе, однако она почти не привлекала внимания. По крайней мере, изначально. За тем, как уругвайцы потрошили Югославию (7:0) в первом матче Олимпиады, наблюдали порядка 2 тысяч зрителей.

Положение вещей, впрочем, стремительно менялось. Вскоре уругвайский журналист Эдуардо Галеано писал: «Толпа без остановки толкалась, дабы вживую увидеть тех парней, скользких как белки, которые играли в шахматы, используя мяч. Английская сборная совершенствовала длинный пас и передачи верхом, но эти лишённые наследства дети из далёкой Америки не желали идти по стопам отца. Они изобрели другую игру, где преобладали короткие пасы непосредственно в ноги партнёру, с перестановками в молниеносном ритме и высокоскоростным дриблингом».

В 4-х матчах они забили 17 голов, пропустили лишь 2. В финале они разгромили Швейцарию – 3:0. Ту самую Швейцарию, которой руководило замечательное трио: Джимми Хоган, Тедди Дакворт и Дори Каршчер.

«Уругвай, – писал Габриэль Ано, редактор L’Equipe, – показал удивительную виртуозность в приёме, контроле и использовании мяча. Они создают красивый футбол, элегантный, но в то же время и разнообразный, быстрый, мощный, эффективный». А британский футбол? «Это похоже на сравнение чистокровных арабских скакунов с лошадьми, выращенными на фермах».

Аргентина, которая не ездила во Францию, была в ярости. По возвращении уругвайцев им бросили вызов сыграть, и по сумме двух матчей Аргентина оказалась сильней – 3:2. Правда, после того, как толпа болельщиков создала ряд проблем на второй игре в Буэнос-Айресе.

Когда они встретились вновь в финалах Олимпиады-1928 и Кубка мира-1930, Уругвай, однако в обоих случаях оказался чемпионом. «Аргентина, – писал великий итальянский журналист Джанни Брера – играла в футбол с большим воображением и элегантностью, но техническое превосходство не может компенсировать отказ от тактики. В противостоянии двух танго-сборных муравьями оказались уругвайцы, цикадами – аргентинцы».

ИТАЛИЯ 1934-38

Финал ЧМ-1934, Рим.

Италия – Чехословакия – 2:1, доп. время (Орси, Скьявио; Пуч).

Комби; Мондзельо, Аллеманди; Феррарис, Монти, Бертолини; Гуаита, Меацца, Скьявио, Феррари, Орси.

Финал ОИ-1936, Берлин.

Италия – Австрия – 2:1, доп. время (Фросси – 2; Кайнбергер).

Вентурини; Фони, Рава; Бальдо, Пиччини, Локателли; Фросси, Марчини, Бертони, Бьяги, Габриотти.

Финал ЧМ-1938, Париж.

Италия – Венгрия – 4:2 (Колаусси – 2, Пиола – 2; Титкос, Сарози).

Оливьери; Фони, Рава; Серантони, Андреоло, Локателли; Бьявати, Меацца, Пиола, Феррари, Колаусси.

Справедливость включения Италии в этот список под вопросом. У них и так была собственная профессиональная лига, и, хотя два игрока из олимпийской команды 1936-го отправились на Кубок мира двумя годами позже, две этих сборных кардинально отличались друг от друга – значительно в большей степени, нежели уругвайские декадой ранее. Тем не менее, собранная в третий раз под началом Витторио Поццо национальная команда в те годы держалась на определённой дистанции от остальных сборных.

Хотя Поццо слыл англофилом и большим другом Герберта Чепмэна, он презирал центрхава-стоппера внедрённую в Чепменом в «Арсенале» систему «дубль-вэ», предпочитая ей модель игры, которую он сам называл método. В ней центральный полузащитник занимал место между обороной и нападением, опускаясь назад, когда соперник владел мячом, чтобы оказывать сопротивление центральному форварду; либо продвигаясь вперёд в моменты контроля над мячом, выступая в качестве опорной точки нападения. В лице Луизито Монти – натурализованного аргентинца, игравшего в финале Кубка мира 1930, Поццо нашёл идеального исполнителя для этой роли: твёрдого, беспощадного в единоборствах, который обладал пасом и умением читать игру.

Поццо был одним из самых ранних приверженцев персональной опеки. Его команды проявляли в игре стальное, прямо-таки националистическое усердие, что, пожалуй, кому-то приходилось не по вкусу, но эффективность его подхода не оставляла никаких сомнений. Впрочем, Италии несколько повезло: в финале 1934-го они встретились с австрийской «вундертим», когда та уже сошла с пика своих способностей.

Также следует выделить и Джузеппе Меаццу – одного из самых умных и одарённых инсайдов в истории: он был строгий, суровый, но в то же время и изящный в своих игровых манерах. «Большим преимуществом итальянской сборной была способность атаковать минимально возможным количеством игроков, что позволяло никогда не отвлекать полузащитников от оборонительной работы», – писал Марио Заппа в Gazzetta dello Sport.

ФРГ 1972-76

Финал Евро-1972, Брюссель

ФРГ – СССР – 3:0 (Г. Мюллер – 2, Виммер)

Майер; Хёттгес, Беккенбауэр, Шварценбек, Брайтнер; У. Хёнесс, Виммер, Нетцер; Хайнкес, Г. Мюллер, Кремерс

Финал ЧМ-1974, Мюнхен

ФРГ – Нидерланды – 2:1 (Брайтнер (пен.), Г. Мюллер; Нескенс (пен.))

Майер; Фогтс, Беккенбауэр, Шварценбек, Брайтнер; Бонхоф, У. Хёнесс, Оверат; Грабовски, Г. Мюллер, Хёльценбайн

Финал Евро-1976, Белград

ФРГ – Чехословакия – 2:2, поражение в серии пенальти (Д. Мюллер, Хёльценбайн; Швеглик, Добиаш)

Майер; Фогтс, Беккенбауэр, Шварценбек, Дитц; Бонхоф; Виммер (Флоэ, 46), У. Хёнесс; Беер (Бонгартц, 80); Д. Мюллер, Хёльценбайн.

Пожалуй, по поводу сборной ФРГ первой половины 70-х в футбольном мире злословят больше, чем о ком-либо ещё. Любовь к голландцам с сопутствующим им ощущением богемной прохлады, наверное, превращает немцев в главного оппонента, в адептов противоположного стиля игры. Однако это была замечательная команда, действовавшая изобретательно и стремительно, без сокрушительно высокой линии офсайда и в условиях прессинга со стороны парней Ринуса Михелса. Это свидетельствовало о том, что немецкий вариант тотального футбола оформился чуть ранее, на первенстве мира 1970-ого года, в жарком мексиканском городке Леон, где игроки прятались от жары под тенью трибун.

Их игра, по всей видимости, достигла своего пика в 1972-ом. Первый четвертьфинал между Германией и Англией на «Уэмбли», завершившийся избиением последних – 3:1, захватывал дух (особенно в первые полчаса) – перемещавшийся по всему полю мяч выписывал изысканные узоры. L’Equipe приветствовал свободный и быстрый стиль немецкой машины, называя его «футболом 2000-го года». Образцово выглядел Беккенбауэр, однако ключевыми фигурами были два представителя мёнхенгладбахской «Боруссии» – Герберт Виммер и Гюнтер Нетцер, управлявшие полузащитой.

«Нашу игру можно охарактеризовать одним словом – мечта!» – восклицал Беккенбауэр. «Это выступление было самым лучшим в моей карьере. Всё, что нам хотелось сделать, мы делали. Движения, идеи, их претворение в жизнь – всё это было и наяву».

Разгром в финале сборной СССР (3:0) смотрелся почти столь же впечатляюще, несмотря на то, что Нетцер к тому времени уже не играл в основе. Вместе с ним из её игры исчезла и непредсказуемость, хотя, с другой стороны, в какой-то степени отсутствие рисков было даже важней для итогового успеха.

К 76-ому стало ясно: лучшие годы этой команды позади. Но за счёт характера она прошла в полуфинале Югославию, уступая по ходу матча 0:2 и отыгравшись за счёт хет-трика Дитера Мюллера. Точно так же немцы проигрывали и в дебюте финальной игры с Чехословакией, точно так же отыгрались, однако капитулировали в серии пенальти после неподражаемого удара Антонина Паненки. С тех пор Германия не проигрывала в послематчевых перестрелках, а чехи все 20 ударов провели точно.

БРАЗИЛИЯ 1994-99

Финал ЧМ-1994, Пасадена

Бразилия – Италия – 0:0 (победа по пенальти)

Таффарелл; Жоржиньо (Кафу, 21), Альдаир, Марсио Сантос, Бранко; Мауро Сильва, Дунга; Мазиньо, Зиньо (Виола, 106); Бебето, Ромарио

Финал Копа Америка 1995, Монтевидео

Бразилия – Уругвай – 1:1 (поражение по пенальти) (Тулио; Бенгоэчеа)

Таффарелл; Жоржиньо, Альдаир, Андре Круз, Роберто Карлос; Дунга, Сезар Сампайо; Жуниньо (Бето, 69), Зиньо; Эдмундо, Тулио

Финал Копа Америка 1997, Ла-Пас

Бразилия – Боливия – 3:1 (Эдмундо, Роналдо, Зе Роберто; Э. Санчес)

Таффарелл; Кафу, Гонсалвеш, Альдаир, Роберто Карлос; Дунга, Флавио Консейсао (Зе Роберто, 62); Денилсон, Леонардо (Мауро Силва, 79); Роналдо, Эдмундо (Пауло Нуньес, 67)

Финал ЧМ-1998, Париж

Бразилия – Франция – 0:3 (Зидан – 2, Пети)

Таффарелл; Кафу, Жуниор Байано, Альдаир, Роберто Карлос; Дунга, С. Сампайо (Эдмундо, 57); Ривалдо, Леонардо (Денилсон, 45); Роналдо, Бебето

Финал Копа Америка 1999, Асунсьон

Бразилия – Уругвай – 3:0 (Ривалдо, 2, Роналдо)

Дида; Кафу, Жоао Карлос, Антонио Карлос, Роберто Карлос; Флавио Консейсао, Эмерсон; Ривалдо, Зе Роберто; Аморузо, Роналдо

Так легко забыть, насколько хороша была Бразилия 90-х. Во многом из-за того, что никогда не было ощущения, будто они смогли убедить самих себя. Вряд ли в мире был такой футболист, чья репутация так не синхронизировалась с его достижениями, как Дунга. Он не излучал из себя ритмы самбы в соответствии со стереотипом о бразильцах, но он в течение продолжительных 90-х оставался лучшим опорным полузащитником мира, предоставлявшим платформу для свободы действий и самовыражения технически одарённым партнёрам.

Бразильский рекорд мог даже стать более внушительным, чем 5 финалов подряд. В 1991-ом они стали вторыми в финальной пульке, которая состояла из 4-х команд. В 1993-ем проиграли Аргентине в четвертьфинале по пенальти. После столь классно проведённого периода их ждала победа на чемпионате мира в 2002-ом, а годом ранее – унизительный вылет в четвертьфинале Копа Америка от Гондураса, дополнительно подчеркнувший низкое место Бразилии в отборочном турнире к Южной Корее и Японии, вынудившее их отправить на континентальное первенство в Колумбию второй состав (впрочем, бразильцы хотя бы приняли в нём участие; Аргентина и Канада, руководствуясь собственной безопасностью, отказались). И, конечно, могло произойти что угодно в финале ЧМ-1998, если бы не припадок у Роналдо и последствия, которые он вызвал.

Не менее легко упустить из виду результаты бразильцев на южноамериканском кубке до начала эпохи 90-х. Перед триумфом в Боливии они никогда не выигрывали титул за пределами своей страны. Прибавьте к этому весь тот скепсис, который вызвала прагматичная манера игры, с которой Бразилия выиграла чемпионат мира 1994 после 24-летнего перерыва и первенствовала на континенте, прилагая огромные усилия воли.

Менялись тренеры: Карлоса Альберто Парейру (1991-1994) сменил Марио Загалло (94-98), а затем на пост заступил Вандерлей Лушембурго (98-00). Но стиль оставался всё тот же: атакующие фуллбеки Роберто Карлос и Кафу, подстраховка от двух опорных полузащитников (по сути, Дунга плюс кто-то ещё), два узко действующих креативщика и пара форвардов. Может быть, Бразилия тех лет так и не выдала ни одного по-настоящему увлекательного турнира, однако последовательность бразильской сборной 90-х уникальна.

Джонатан Уилсон, The Guardian