6 мин.

Dimi! Аaja! Как Бербатов покинул Англию и почему логичен его переход именно в Монако

Когда-то давно, в комменатриях к одному из текстов я обещал написать о Бербатове. Почему о нем и почему сейчас? О сейчас как раз-таки ясно. Когда ж еще писать о Бербатове, если не в то самое время, в которое он, толком не заигравший в Манчестере и толком не забивавший в Фулхэме, переходит в Монако.

В Монако,твою мать!

Вместо Фалькао! Фалькао!! Вчитайтесь в это еще раз!

БЕРБАТОВ ВМЕСТО ФАЛЬКАО!!!

А теперь скажите мне, с кем еще такой финт могла провернуть футбольная судьба? Логики в выделенной мной фразе не больше, чем у Шуриковой жены в «Иване Васильевиче»: «У меня сегодня в кафе увели перчатки и я полюбила другого». Не больше, да. Но она есть. Именно поэтому пост о нем, о Бербе. И именно потому, что причина этого невероятного перехода очень четко дает представление о всем Димитаре. Во всяком случае, как я это вижу.

 Самый ленивый игрок АПЛ. Весьма пошлый эпитет, на мой взгляд. Знаем ли мы, что скрывается за этой «ленью»? Вроде бы, да. Он «не добегает», «не дорабатывает», «недопонимает». Сплошные «недо».

Но разве Раньери идиот? Отнюдь. Это человек, которого призывают богатые люди, чтобы построить команду. И это многое значит.

Фергюсон, обновивший ради Бербатова трансферный рекорд, уже через полтора года сажает его на лавку по причине «возросших скоростей в футболе». Дими не умеет бегать? Увольте-с. На что тогда предсезонные тесты физической готовности?

Пора, наверное, понять. Дими родился слишком поздно для своей манеры игры. Будь ему на 10-15 лет больше, еще неизвестно — его или Красимира Балакова (как вариант - Йордана Лечкова) мы бы увидели в полуфинале Чемпионата мира в США. Его пас на Тевеса в первой официальной игре за МЮ — что-то из арсенала величин 70-х: изящная разрезающая передача в касание, после которой не забить труднее чем забить. Тот самый момент, в который от голевого паса получаешь больше удовольствия, чем от гола в пустые ворота.

В середине двухтысячных я с удовольствием пообщался с одним из наиболее грамотных отечественных тренеров. Тогда о будущем мирового футболе говорили как о грядущем торжестве унификации. Зидана в те годы называли человеком-роботом, функцией «принял-отдал-открылся» высшего порядка.

Кому в этом будущем нужен Берба? Прошли времена Пушкашей и Ди Стефано. Кому нужен футболист, обводящий четверых в штафной, уже вышедший за ее пределы и неожиданным ударом поразивший ворота? Человек, с большей вероятностью забивающий «ножницами», чем с 5 метров в пустые ворота? «Принял-отдал-открылся». Схема, управляющая футбольным миром не хуже, чем демократия общим.

 И в ней больше практически нет места для Бербатова.

 Но почему?

 Вокруг его родной Софии живописные горы. Сразу за городом начинаются маленькие деревушки, в которых еще нетрудно встретить старый болгарский уклад жизни. С яркими красно-бело-зелеными половиками, синими ставнями, прохладной ракией в подполе, острым горячим супом шкембе, шопским салатом и кислым болгарским молоком. Когда-то здесь был римский форпост, с балконов вросших в гору домиков подсофийской Драговищицы видны раскопки легионерских терм. Здесь железный римский порядок наткнулся на распевное болгарское «нээээ» и, разморенный, дрогнул. Здесь нельзя воевать. Здесь нужно в меру работать, пока не совсем жарко, а вечером в тени виноградника есть салат мисками и жареный кебаб (его вам здесь назовут «кебабче») шампурами, пить вино или мастику и наслаждаться. В свободное время надо ездить на море в Бургас и с недоумением в голосе пытаться выяснить, какого рожна кто-то ездит куда-то еще, если Слънчев Бръг в общем-то рядом, а по дороге к нему ты обязательно проедешь через Шипку и еще десяток совершенно поразительных мест.

Это особая часть мира, в которой удовольствие от процесса выше результата, эстетика подсознательно важнее борьбы. Да и за что бороться, когда вокруг есть почти все, что надо, а для остального нужно только протянуть руку?

Я уверен, что в мире всего несколько команд, в которых он будет на своем месте. Возможно, «Барселона» — она может себе позволить немного романтичного футбола в тисках по-европейски отрегулированной тики-таки. Наверно, Дими мог бы прийтись ко двору в каком-то латиноамериканском клубе — вроде Ривера или Коло-Коло. Наверно — это потому, что в нем нет одержимости в целом, а есть только есть одержимость футболом. Но этого недостаточно. Его место там, где художники мяча несколько флегматично рисуют свои графические образы по зеленому газону, зато потом, после игры, до хрипоты и драки спорят — кто же из них лучше и концептуальнее.

Монако, с его русским менеджментом и ославянивающимся духом, кажется одним из немногих европейских клубов, которым Дими подойдет по характеру. Пусть и вместо Фалькао. Почему? Монако — княжеский клуб.

А Берба подходящий ему эстет. Похожий на того, который был раньше него. Пусть не здесь, но близко. Роберто Баджо. Человек, творивший чудеса. Но есть различие. Баджо чудодействовал ради победы. Он мог за полгода залечить травму, на которую обычно уходит 9 месяцев. Победа грела его и заставляла до 9-го пота работать в физиотерапевтическом зале. Бербатов творит ради творчества. Это, если хотите, Бодлер от футбола. Подсознательно, конечно. Не думаю, что Дими хорошо знаком с концептуальным искусством. Чего нельзя сказать о болгарской мафии. Но все-таки.

Искусство ради искусства.

То, что я делаю — красиво.

 Вместе с тем, его голова,кажется, всегда далеко от игры. Как в фильме «Сёгун»: слишком много мыслей. В тот момент, когда Дими заносит ногу, он уже видит мяч в сетке и … мажет мимо снаряда. Черт! Это очень славянское и очень юношеское чувство то ли превосходства, то ли несобранности. То ли то и другое вместе. Как будто ты хочешь показать одноклассникам, казалось бы, с закрытыми глазами отработанный трюк, но в самый ответственный момент дико лажаешься. И вроде бы понимаешь, что кое-кто видел, как легко и непринужденно ты можешь это делать. Но большинство как раз является свидетелем твоего конфуза.

Он делает хорошо только то, что ему нравится. Прочее игнорирует. Заряжается усредненным настроением партнеров. Это не Баджо, который сам был настроением команды. Дими прячется в чужих эмоциях. Ему с его нестандартным умом надо было стать художником. Что-то в стиле Леже: «Ренуар изображал то, что видел. Я рисую то, что понял».

Но Бербатов и в футболе болгарин. Тот самый человек, который, желая сказать «да», мотает головой слева направо, а «нет» обозначает кивком головы и при этом свято не понимает, что он сделал не так.

 Берба элегантен и рационален как ирбис — снежный барс. Вы никогда его не увидите и не узнаете, что он лежал всего в 5-ти метрах от вас. Но этот идеальный убийца никогда не прыгнет вам на спину, если вы всего на метр дальше, нежели ему удобно. Он просто развернется и уйдет в поисках другой добычи. Что самое интересное — он ее настигнет...Руни, Джерард,Суарес — другие. Это волки футбола. Вокруг них всегда кровь, кишки на снегу, шерсть клочьями. Они следуют за добычей до полной победы...Бербатова учили играть в футбол, а Руни — добиваться результата. В этом разница.

Не будь безразличен, будь отличен — слоган, которым сопровождается фото Бербатова в одной из международных акций.

Киллер голевых моментов? Видимо, вам в команду нужен Флойд Лоутон. Он-то никогда не промахнется.

Что же касается меня, я боюсь того дня, когда Бербатов закончит играть. Это будет означать, что из футбола ушел последний вздох спортивного романтизма. Остается только результат. Любой ценой.

Ача*,Дими,ача!

 

*Aaja - в одном из вариантов перевода значит "пойдем", "иди", "продолжай"