11 мин.

Ничего личного: Джейсон Тейтум ещё утрёт нос всей вашей любимой команде

Он шел по коридорам легендарного ТД Гардена со своим сыном, вокруг щелкали затворы фотокамер, толпились репортеры… И до него вдруг дошло.

Это реальность. Это происходит на самом деле.

«Да нет, бред какой-то».

Вторая игра Финала Восточной конференции. Разминка. Джастин Тейтум любуется на своего сына, стараясь не упустить ни одной детали и навсегда запомнить этот момент. Его сын на протяжении всего плей-офф находится в центре внимания и является главной атакующей силой Селтикс. Его 20-летний сын, проводящий свой первый сезон в НБА.

Стадион забит под завязку. Множество болельщиков сидят в майках с надписью «Тейтум» на спине и с нетерпением ждут начала матча. У Джастина все это просто «не укладывается в голове».

«В глубине души я понимал, что когда-нибудь это произойдет, — сказал отец, — потому что Джейсон мне так говорил».

Джейсон хорошо запомнил один момент из начальной школы, когда ребятам задали написать несколько предложений о том, кем они хотят стать, когда вырастут, а затем зачитать их перед классом.

«Кто-то хотел быть ветеринаром, кто-то доктором, кто-то учителем, медсестрой или дантистом», — говорит Тейтум. — А я написал, что хочу играть в НБА и все рассмеялись».

Даже учительница предложила выбрать ему что-то попроще, полагая, что цель недостижима.

Джейсон с самых пеленок был максимально приближен к баскетболу. Отец, будучи одним из основных игроков университетской команды Сент-Луис Пеликенс, постоянно брал маленького сына с собой на матчи. В 2000 году Пеликенс стали чемпионами своей конференции, после чего отцу предложили продолжить карьеру за пределами США и он согласился.

Джейсон родился, когда его мать Брэнди Коул училась на первом курсе. Они жили вдвоём в небольшом двухкомнатном домике в пригороде Сент-Луиса. Не трудно догадаться, что жизнь была не сладкой. Матери Джейсона приходилось много работать, чтобы свести концы с концами, еда была в дефиците, воду и свет часто отключали. Но они приспосабливались, разделяя одну порцию еды на двоих, греясь под одеялом, когда в доме выключали отопление.

Брэнди и Джастин хоть и не были вместе, но в равной степени поощряли страсть сына к баскетболу, которым он увлекся уже в 3-летнем возрасте.

«Ой, это было нечто. У него была какая-то невероятная тяга к баскетболу, — рассказывает Брэнди. — С утра мы играли с одной командой, затем могли проехать через весь Иллинойс, чтобы днем или вечером сыграть с другой. У меня, наверное, было около 50 разных маек, когда он был помладше, поэтому мы просто меняли их и выходили на игру с другой командой… Он просто обожал баскетбол».

Когда Джастин вернулся в Сент-Луис, ему предложили работать тренером баскетбольной команды в местной средней школе. К тому времени Джейсон был третьеклассником, но все равно приходил на тренировки к отцу, занимался вместе с командой 13/18-летних ребят.

«Помню, что он делал такие вещи, которым я его не учила, — говорит Брэнди. — Сделаешь ему замечание, а потом выслушиваешь всякие претензии. Бывало он делал такое, от чего нам с Джастином просто крышу сносило. Мы только и думали, где же он всему этому научился?».

Брэнди была почти уверена в отказе, когда писала смс тренеру Дрю Ханлену с просьбой потренировать её 13-летнего сына. Клиентская база Ханлена состоит из профессиональных или самых перспективных игроков, нацеленных на НБА, и уж никак не из тощих и непонятных восьмиклассников.

Естественно, ответ был отрицательным. Он слишком мал, он не готов, он не будет успевать за остальными, он не выдержит такую физическую нагрузку.

Но Брэнди не сдавалась. Она позвонила Брэдли Билу — другу их семьи, который жил по соседству в нескольких кварталах от их дома. Бил в это время как раз работал с тренером Дрю, готовился к своему первому сезону в Вашингтон Уизардс.

«Не замолвишь за него словечко?» — спросила она.

В разговоре с тренером Брэдли был краток, но все таки убедителен: «Мой братишка Джейсон собирается стать особенным игроком».

В итоге Дрю согласился. Он дал парнишке шанс, но устроил настоящее испытание на первой тренировке. Само собой, Джейсон не продержался.

«Я его полностью уничтожил, — вспоминает Дрю. — Он чуть не отключился. Он в прямом смысле слова валялся на полу, в полуобморочном состоянии».

После той тренировки Джейсона встречала тётя. Он кое-как доковылял до её машины, сел, склонил от усталости голову и позвонил маме.

«Я думал, что прямо там и умру, но всё равно не сдавался, — сказал он ей. — Я бы покинул зал раньше времени, только если бы меня от туда вынесли в отключке».

«В тот момент я понял, что у него есть характер и сила воли», — вспоминает тренер Дрю.

За это стоит сказать спасибо его терпеливым родителям, а также его баскетбольному идолу — Коби Брайанту.

Слова «баскетбол» и «Коби Брайант» всегда были неразрывно связаны для Джейсона. Его трясло при виде кроссовок и других вещей с логотипом Коби, он наизусть знал всю статистику своего кумира. Будучи четвероклассником, он немыслимое количество раз пересмотрел все обучающие видео Мамбы на YouTube, пытаясь повторить его фирменные движения. Это была одержимость в чистом виде.

«Меня очень вдохновляло его невероятное стремление стать лучшим из лучших и то, какие усилия он в это вкладывал», — сказал Тейтум о Брайанте.

Мама Джейсона неоднократно слышала от сына фразу:

— Я хочу быть Коби.

— Ты наверное имеешь в виду, что хочешь играть в НБА, да? — спрашивала она.

— Нет, я просто хочу стать Коби Брайантом.

— Но как? Ведь Коби — это Коби. Почему бы тебе не стать лучше, чем Коби? — предлагала маленькому Джейсону мама.

После такого он, конечно, смотрел на нее как на сумасшедшую.

Для того, чтобы быть похожим на Брайанта Тейтуму пришлось сосредоточиться на мелких деталях. Они с тренером Дрю посвятили целую неделю изучению фирменного джаб-стэпа Мамбы. Отрабатывая этот прием, Тейтум не совершил за все время ни единого броска. Он приезжал в зал, смотрел видео и раз за разом повторял одно и то же движение, оттачивая его до мелочей.

Это было лишь начало.

Впоследствии Тейтум разучивал фирменные движения и других игроков, например, Пола Джорджа, Кармело Энтони и др. Кроме этого, тренер Дрю разрешил Джейсону тренироваться в общей группе, поэтому его арсенал постоянно пополнялся новыми приемами.

«Он с самого начала играл с профессионалами, — говорит Дрю, — так что его частенько обыгрывали, но, несмотря на это, он продолжал стоять на своем. С каждым годом он все больше и больше тренировался и продолжал совершенствоваться. Все мои парни, наблюдая за тем, как он вкалывал, сразу поняли, что из него вырастет уникальный игрок».

Он будет особенным — так, видимо, считали все, кто пересекался с Джейсоном.

«Если этот пацан будет продолжать в том же духе, то он точно пробьется в НБА. А он точно будет продолжать», — думал Уилл Глэдсон, друг и партнер Джейсона по школьной команде.

В то время Уилл специально пораньше приезжал в школу, чтобы перед уроками побросать мяч в зале, и, к своему удивлению, постоянно натыкался там на Джейсона, уже закачивающего свою утреннюю тренировку.

Тейтум ежедневно приезжал в спортзал (со своим личным ключом) в 5:30 утра. Тренеру школьной команды Фрэнку Беннетту лишь однажды удалось уговорить его взять хотя бы пару выходных и наконец отдохнуть — после того, как они стали чемпионами штата.

Никто и никогда не заставлял Тейтума так усердно заниматься баскетболом. Порой его мама начинала сильно беспокоиться из-за того, что ее сын слишком сильно напрягается. В 14 лет у него начал развиваться тендинит коленного сустава (воспаление и дистрофия ткани сухожилия).

«Мы сходили на осмотр, где нам объяснили, что все это от физических перегрузок. Я ему тогда сказала: «Твоему телу нужно отдохнуть»», — рассказывает Брэнди.

Она предложила сыну немного сбавить темп, провести время дома и признать, что его подход к тренировкам не сулит ничего хорошего. Спустя 48 часов Джейсон начал сходить с ума.

«Было такое ощущение, что он находится в одиночной камере. Он вел себя как ненормальный».

Но если взглянуть на все это глазами Джейсона, то его нетрудно понять. Он подросток, готовый на все ради НБА.

«Помню как Коби где-то сказал, что он поставил на кон все, что у него только было, чтобы добиться одной единственной цели. Что если у тебя нет плана Б, если тебе некуда отступать, то ты сделаешь все возможное, для осуществления этой цели, — говорит Джейсон. — Я воспринял его слова слишком буквально и пообещал себе, что осуществлю свою мечту».

Объединив энтузиазм и невероятное трудолюбие, Джейсону удалось завоевать звание Игрока года среди старшеклассников, установить рекорд школы по количеству очков и подборов, а также получить стипендию в Университете Дьюка.

Когда он ездил в спортивные лагеря, другие ребята зачастую подшучивали над ним: «Ты че, серьезно играешь в баскетбол в Сент-Луисе? Бла, бла, бла...» Но каждый раз добиваясь определенных успехов, Тейтум чувствовал гордость за то, что прославляет свой маленький городок, следуя по стопам своего друга и наставника Брэдли Била.

Когда Брэдли был в старших классах он ежедневно подвозил на машине мелкого Джейсона до школы. Традиция совместных поездок по городу сохранилась и после того, как Бил попал в НБА. В межсезонье Бил приезжал в Сент-Луис и они вместе катались по району, заходили перекусить в пиццерию Имо, которая и по сей день является любимым заведением Тейтума.

Брэдли всегда говорил, что Джейсон превзойдет его и станет лучшим игроком из их города.

«Он столько всего сделал... — говорит Тейтум. — Я всегда понимал: для того, чтобы стать лучшим, мне нужно сделать еще больше, чем он».

Вне площадки Джейсон всегда был спокойным и здравомыслящим молодым человеком. Эти качества сейчас отражаются и в его игре. Он никогда не позволяет эмоциям взять над собой верх, а всегда остается рассудительным и трезво оценивает ситуацию. Тем не менее, некий переключатель между Тейтумом на площадке и Тейтумом за ее пределами все же существует.

«Я очень самоуверенный. Постоянно держу в голове эту мысль, когда выхожу на паркет, — Тейтум сделал небольшую паузу, улыбнулся. — Да, у меня высокая самооценка».

«Есть в нём что-то особенное. Порой я не понимаю откуда это берется, — говорит его отец. — Есть что-то от моей страсти к тренерской работе, есть что-то от пыла его матери, от того воспитания, которое она ему дала. Не знаю как в нем все это сочетается, но его абсолютно не волнует кто, где и откуда вы. Ему без разницы, будь он хоть в шлепанцах, но он все равно набросится на вас. Перед аудиторией в 20000 человек, в Финале НБА, не имеет значения».

Тейтум сильно выделялся в университете. За один сезон в Дьюке он в среднем набирал по 16.8 очков и 7.3 подборов за игру. В 2017 гг Селтикс выбрали его под 3 номером на драфте. И уже в свой первый сезон в НБА Тейтум выглядел ни чуть не хуже, чем в Блю Дэвилс: 13.9 очков, 5.0 подборов, 48% FG% и 44% 3PT%. 

А в плей-офф, где Бостону совсем чуть-чуть не хватило до Финала, 20-летний новичок вышел уже совсем на другой уровень: 18.5 очков в среднем за игру (больше всех в команде).

Когда Тейтум выходит на площадку, нетрудно заметить все то, над чем он работал и во что вкладывал больше всего усилий: джаб-степ Брайанта, кроссовер и быстрый трехочковый Пола Джорджа, бросок с разворотом Кармело Энтони. Джейсон безупречный скорер, по крайней мере для своего возраста. И это не просто совпадение.

«Он полностью посвятил себя баскетболу. Немногие люди делают что-то подобное в своей жизни, — говорит школьный тренер Фрэнк Бэннетт . — Но он один их них. И посмотрите, чего он уже добился».

Прислонившись к стене спортзала в одном Лос-Анджелесском отеле, одетый в белоснежную форму Селтикс, Джейсон листал последний выпуск KICKS. Неподалёку, развалившись в кресле, находился его парикмахер, занимающийся его прической на протяжении вот уже 11 лет. На заднем фоне едва различимо играла музыка, царила тихая и спокойная атмосфера — полная противоположность шумным и суетливым улицам L.A. В свободной руке Джейсон держал кусок горячей пиццы. Блаженство, хоть эта пицца и не шла ни в какое сравнение с его излюбленной пиццей из ресторана Имо.

Началась фотосессия. Джейсона попросили приклеить пластырь на щеку, как это делал легендарный Сент-Луисский рэпер Нелли — он с удовольствием согласился. Джейсону предложили воссоздать снимки Коби — он даже не раздумывал над ответом. Это знак уважения тем, кто сыграл далеко не последнюю роль в его спортивной карьере.

В подвале его дома есть стопка старых журналов SLAM. В свое время он смотрел на эти культовые обложки и мечтал, что однажды его фото будет красоваться на одной из них.

«Черт… Это так много для меня значит, — говорит Тейтум. — Я не из тех, кто воспринимает все как должное. Одно дело сказать, что ты просто хочешь попасть на обложку SLAM и совершенно другое — когда это реально происходит».

Но большинство из тех людей, которые когда-либо общались с Джейсоном, наверняка не были сильно удивлены, увидев его на обложке одного из самых популярных баскетбольных журналов. 

В глубине души все понимали, что он обязан был здесь появиться.

Без вариантов.

Больше интересного материала в группе ВКонтакте

 

Posted: Oct 11, 2018

Source: SLAM Magazine