6 мин.

«Капитан личной армии Путина»: норвежцы теперь ненавидят Большунова, но есть и голоса разума

Конкуренты травят Александра, а для СМИ из загадочного и скрытного парня российский лыжник превратился в фигуру общественного порицания. Что о нем говорят?

Как было раньше?

Весь минувший олимпийский цикл Большунов был любимым героем материалов норвежских СМИ. О нем писали чаще, чем о собственных лыжниках. Его боялись, им восторгались, его уважали. Отмечали его закрытость, где-то самовлюбленность и буйный нрав. Особенно после истории с финном Йони Мяки, которого Сан Саныч сбил с ног после финиша эстафеты, когда парень из Суоми по-хамски закрыл россиянину коридор.

В целом же к Большунову относились скорее положительно. Для норвежцев он был героем, который чуть ли не в одиночку борется с армадой викингов и часто побеждает, чем вызывает неподдельное восхищение. А непростой характер Александра только добавлял ему шарма и ареола таинственности. Поэтому-то о нем так и любили писать. Но теперь риторика резко изменилась. Фамилия россиянина по-прежнему встречается в ведущих норвежских изданиях, но исключительно в негативном контексте.

Что произошло?

Первую порцию хейта Большунов получил, когда во время российской спецоперации выложил в одной из соцсетей фотографию в лыжном ретро-костюме сборной СССР. В общем-то, безобидная милая фоточка, но норвежцев она почему-то взбесила. Они стали массово писать гневные комментарии, из-за чего Александру даже пришлось удалить пост.

Но окончательно в главного врага норвежской нации наш лыжник превратился 18 марта, когда принял участие в концерте в честь воссоединения Крыма с Россией. Норвежские СМИ массово принялись поливать его грязью, не стесняясь в выражениях. Особенно постарался портал dagbladet.no, где Большунова называют «Капитан личной армии Путина». Хотя принадлежность Александра к Росгвардии — никакая не сенсация. Это нормальная практика в европейском спорте. Многие биатлонисты и лыжники числятся в силовых структурах. Например, во французской жандармерии служит обладатель Кубка мира нынешнего сезона Кентен Фийон Майе.

Вообще dagbladet известен своими авторами с явной антироссийской позицией еще со времен допинговых скандалов. Один из таких — Эстерн О. Сетер. Эталонный пример русофобской пропаганды. Его статьи изобилуют топорными клише про злых русских и коварного диктатора.

«Это варварское вторжение Путина означало, что костяшки домино в защите от зверств русских должны были падать одна за другой. Даже пророссийское правление Международной федерации лыжного спорта (FIS) в конце концов сдалось. Россия была запрещена. Не помогло и то, что новоизбранный президент FIS ранее защищал российский допинг, что у руля теперь стоит подруга Путина Елена Вяльбе, или что отдельные члены, такие как бывший президент австрийской лыжной федерации Петер Шрекснадель, являются старыми друзьями диктатора», — пишет О. Сетер об отстранении россиян.

Не обошел стороной он и лично Большунова.

«Спортсмены не очень осведомлены о том, кто на самом деле контролирует международный спорт, и являются рупором пропаганды путинского агрессивного спорта. К сожалению, сейчас время таких голосов, и Александр Большунов стал одним из них. Путинская Россия и Большунов запрещены навсегда. Это делает Большунова ведущей пропагандистской фигурой режима на внутреннем рынке», — написал О. Сетер, который в других своих материалах еще и радуется разрыву контрактов с Большуновым производителями лыж и экипировки.

Даже не хочется комментировать его обороты, но есть несколько вопросов к этому «журналисту». Разве спортсменов можно выгонять за их политические взгляды? Где-то в документах международных федераций прописано, что нельзя поддерживать свою страну и своего президента? Где же ваша хваленая свобода слова, неужели теперь она работает только в узких рамках, установленных современной повесткой? Почему американские спортсмены могут открыто поддерживать Байдена, норвежские — встречаться с королем Харальдом, а Большунову нельзя быть сторонником политики своего государства?

Эти же вопросы можно адресовать и лыжникам сборной Норвегии, чьи мнения активно транслирует государственный канал NRK.

«Это шокирует. Совершенно невероятно, что это происходит. Это настолько неприятно, что у меня нет слов», — высказался об участии Большунова в митинге олимпийский чемпион Пекина в командном спринте Эрик Вальнес.

Подобное заявление сделала и Тереза Йохауг:

«Я была шокирована. В то же время, шока не было. Я просто чувствую, что это настолько для меня неприемлемо, что я не знаю, как к этому относиться. Я прихожу в ярость», — сказала в эфире NRK трехкратная олимпийская чемпионка.

И таких вот однотипных комментариев от норвежских звезд и лыжников средней паршивости из других стран там десятки. Все это говорит об однотипности и шаблонности мышления европейцев, что много лет назад в своих выступлениях высмеивал знаменитый сатирик Михаил Задорнов.

Но есть в этом темном царстве норвежских СМИ и небольшой лучик света, голос разума, который, правда, теряется на общем фоне. На портале langrenn.com не набрасываются на Большунова с уничижительными речами. Политические вопросы там вообще стараются обходить стороной. Из последних новостей об Александре сайт опубликовал его результаты в спринтерской гонке на чемпионате России, а также перевел интервью Натальи Непряевой «Матч ТВ», где она рассказывает о своих отношениях с Сан Санычем.

Были даже осторожные попытки поддержать российских лыжников. Например, о важности россиян для мирового спорта высказался журналист Ойвинд Моэн Фьельд.

«Для международных лыжных гонок длительное отсутствие российских спортсменов было бы большой потерей. В последние годы мужские лыжные гонки в большей или меньшей степени представляли собой национальный матч между Россией и Норвегией (плюс Ииво Нисканен). Если этот матч исчезнет, ​​Норвегия будет доминировать как никогда», — написал Фьельд.

Увы, таких здравых высказываний катастрофически мало, они тонут в общем мраке. Пока в мировой прессе будет преобладать антироссийская риторика, непонятно, сможет ли Большунов вообще вернуться на Кубок мира. Но хочется верить, что таких журналистов, как Моэн Фьельд будет все больше. И они помогут с помощью общественного мнения восстановить статус россиян, чтобы Болле вновь в честной борьбе побеждал норвежцев на лыжне столь же ярко, как это было в Пекине.