8 мин.

Почему штормит «Кайрат» и зачем Боранбаев встречался с Бердыевым?

Айдын Кожахмет о кризисе в топ-клубе.

После семи туров КПЛ «Кайрат» занимает пятую строчку в таблице, отстает от «Астаны» уже на 5 очков и, самое главное, играет из рук вон плохо в матчах против более слабых соперников.

Рулевой алматинцев Алексей Шпилевский пока не выказывает никакой паники, не устраивает шоу в послематчевых комментариях, как это было в его первый сезон. Внешне он относительно спокоен. И оно вполне понятно: позади лишь 7 туров, впереди еще немало времени и возможности наверстать упущенное. Хотя все усложнится, если отрыв увеличится в ближайшие туры. Но «Кайрат» – такое место, где оказывается давление больше, чем где бы то ни было, и еще пара осечек может завершить алмантинскую карьеру молодого специалиста. А осечки эти вполне реальны, учитывая кошмарную игру в обороне, отсутствие креатива в атаке и полный хаос в средней линии.

Проблемы у «Кайрата» имеются, и это очевидно. Прежде всего, речь про кризис идей. Ставка на мастерство Вагнера и взрывную активность Алыкулова все еще делается, но уже не всегда работает. В свое время европейские специалисты в течение двух-трех лет нашли противоядие барселонской тики-таке, и Пепу Гвардиоле пришлось перестраиваться. А тут речь про слегка примитивный, основанный на выносливости футбол Шпилевского. Естественно, в КПЛ тренеры также начали подбирать ключик к этому замку – матчи с «Таразом», «Каспием» и «Атырау» тому свидетельство. И уже Вагнер в одиночку не вывозит, а Алыкулов крайне нестабилен. И ничего нового молодой белорус предложить пока не в силах: стандарты не работают, соперники все чаще и качественнее просачиваются в быстрые контратаки, и ничего с этим поделать не получается.

Игроки определенно тоже нервничают, иначе чем еще объяснить столь большое количество удалений за отрезок в полтора месяца? Вряд ли дело лишь в судьях, ведь почти каждая красная карточка игроку «Кайрата» оправдана и легальна.

С другой стороны, у команды нет полной апатии или безразличия, как это было в последние месяцы работы предшественника Шпилевского – испанца Карлоса Алоса. Они определенно не против побеждать. Но будто не знают – как.

И все же слухи ходят разные: кто-то утверждает, что Шпилевским недовольны в руководстве клуба, а кто-то полагает, что его саботируют легионеры команды. Я ведь неспроста упомянул испанца Карлоса Алоса. Его сплавили лидеры того «Кайрата». Исламхан, Куат, Турысбек, Ахметов, Суюмбаев и другие откровенно недолюбливали тренера, кто-то с ним даже открыто вступал в конфликт, как тот же Турысбек, сосланный в дубль. Да и грузин Кахабер Цхададзе тоже не мог найти общего языка с игроками в свой последний сезон, и это стало приговором.

Шпилевскому такое, как мне кажется, в теории грозит. Во-первых, в раздевалке «Кайрате» правят бал иностранцы, а они в таких делах участвуют реже наших. Во-вторых, добрая половина из них так или иначе связана с агентской конторой отца Шпилевского. Либо с его деятельностью. А это значит, что эти ребята должны быть верны своему тренеру. Ну или хотя бы не подводить его.

Так в чем же причина этого шторма, из-за которого команда теряет очки и рискует в этом году остаться без короны? Если отмести все эти теории заговора в сторону и сосредоточиться сугубо на спортивной части, то есть 2 очевидных факта, игнорировать которые никак нельзя.

1) В отличие от прошлого года, «Кайрат» вынужден выходить из зоны комфорта. В прямом смысле этого слова. Теперь ведь матчи играются не только в Алматы, где качество полей лучше, дорога короче и все остальные прелести. Поверьте на слово: играть на Центральном стадионе самого крупного города страны и на актауском «Жас Канате» – далеко не одно и то же. Отличается не только покрытие, но и размер поля, качество. При всем уважении к газону стадиона в Актау, но в сравнении с алматинским натуральным изумрудным ковром в Актау просто старый, грязный, видавшая виды дорожка, которую давно пора выбросить, но ничего другого постелить нет. То же самое можно сказать и про поле в Атырау. Оно, может быть, не самого плохого качества, но в сравнении с привычными для Вагнера Лава и компании домашним газоном тоже не выдерживает никакой критики. А качество покрытия играет большую роль, когда в твоей команде собраны исполнители высокого класса, нацеленные на игру низом, на контроль мяча, на технику. На «Жас Канате» и отскок иной, и ворс больше мешает игре в футбол, чем способствует.

И еще до начала сезона я предсказывал эти сложности для «Кайрата». Да и не только я. Всем было очевидно: на «огородах» алматинцам будет тяжело добиваться результата.

2) Пропала «химия». Команда не горит тем рвением и желанием, как прошлым летом и осенью. Она словно пресыщена победами и перестала вытаскивать матчи на характере.

Пока алматинцы одержали лишь 3 победы, да и те над соперниками, чей уровень сопротивления изначально сложно назвать достойным. Посудите сами: выиграли у «Жетысу» и «Турана» дома. А это главные претенденты на вылет. Да и то, сказать, что игра с талдыкорганцами была легкой, никак нельзя, ничейный счет держался долго, и лишь после удаления Полякова атака алматинцев забегала, а силы «семиреченцев» были на исходе. «Туран» сейчас не обыгрывает только тот, кто хуже плавает, с тактической точки зрения это самая слабая команда чемпионата. На их фоне команда Шпилевского смотрелась словно «Бавария». Еще одну победу одержали в Кызылорде, но и там на результат заметно повлияло раннее удаление лидера хозяев Думана Нарзилдаева.    

Вот и получается, что пока алматинцы способны бить лишь слабых и раненых. А когда против тебя более или менее сильный оппонент, да еще и вооружившийся плохим полем, то сразу все проблемы «Кайрата» вылезают наружу – то нервы сдают, то вскрыть оборону не могут. Когда тяжело и обстоятельства не в твою пользу, на первый план выходит характер игроков. С этим у подопечных Шпилевского все сложно.

И тут возникает логичный вопрос: куда же делся этот характер, куда пропала «химия»? Ответ на него дать тяжело, не зная ситуацию изнутри. Но со стороны складывается впечатление, что игроки устали от требований тренера. Энтузиазма в их глазах не видно. И они будто и не бьются за него.

Естественно, все эти наблюдения, анализ и выводы – ничто. Ключевым в вопросе будущего Шпилевского в Алматы является видение Кайрата Боранбаева. Как хозяин клуба оценивает текущую ситуацию, так и будет формироваться повестка дня.

Обладает ли Шпилевский прямо сейчас тем кредитом доверия, что год или два назад? Сказать сложно. Помимо результатов матчей, существуют и другие способы мерила его работы, на которые болельщики не всегда обращают внимание.

Например, с каждым годом белорус все меньше и меньше вводит в состав воспитанников академии. Если в свой первый сезон Шпилевский сразу же дал шанс Алипу, Оразову, Швыреву и Астанову, довольно регулярно выпуская их на поле, а на следующий год добавил к ним Шушеначева, Устименко, Адахаджиева, Усенова и Ульшина, то в этом году свежей крови пока нет. Буранчиев и Широбоков играли с Суперкубке, но затем пропали. Игровое время получает лишь Ульшин, да тот же Буранчиев разок выходил на поле. И все.

А именно доверие к молодым выпускникам академии со стороны тренера и подкупало Кайрата Боранбаева. Он был очень доволен прогрессом ребят, хвалил тренера за смелость и риск. Сейчас же за что хвалить и чем быть довольным? Шпилевский не сумел сделать из Еркебулана Сейдахмета боевую единицу. То же самое с его теской Тунгышбаевым. Адаптация Штрели Мамбы пока тоже проходит со скрипом. А ведь в каждого из них были вложены немалые деньги.

Конечно, все эти факты притянуты за уши, если говорить о теоретической смене тренера. Мерилом работы Шпилевского будет всегда результат. Как и мерилом для любого тренера, в любом клубе. И если молодой белорус выправит ситуацию, то никто и не вспомнит про потраченные на Сейдахмета или Тунгышбаева деньги.

Но Кайрат Боранбаев, как любой человек бизнеса, всегда смотрит на несколько шагов вперед. И что он видит там – никому неизвестно, как и то, есть ли в этом будущем Шпилевский. Но позиции тренера не так прочны, как после первого сезона. Иначе хозяин клуба не стал бы в декабре встречаться в Санкт-Петербурге с Курбаном Бердыевым для обсуждения его возможного прихода в команду. А такая встреча была, и длилась она довольно продолжительное время. И говорит это лишь об одном – Боранбаев не всем доволен. Даже после завоевания долгожданного золота. А сейчас и подавно.

И если ситуацию тренер не исправит в течение ближайших туров, то, возможно, стоит садиться за написание того самого письма, что он как-то пообещал, но так и не дописал. А, может быть, и не письма вовсе.

«Астана» – единоличный лидер, «Тобол» и «Тараз» дышат в спину. «Кайрат» скатился на пятое

«Я был открыт для любых предложений в мире, но когда мне назвали Казахстан...». Мы поговорили с Канте об Алматы, Шпилевском и конкуренции с Вагнером Лавом