9 мин.

По ту сторону бизнес-модели: футбольная философия РБ Лейпциг

Когда бизон неистово движется через прерии, земля дрожит. Животный мир настороже. Всем известно, что как только такое грозное животное набирает темп, то превращается в непреодолимую силу природы. Неудивительно, что команда, ассоциирующаяся с этим гордым животным, пытается подражать его свирепости. И также неудивительно, что клуб, стремящаяся стать следующим крупным игроком в немецком футболе, пытается создать запоминающийся образ.

Речь идет о Лейпциге, который привлек внимание широкой общественности с тех пор, как начал свое движение к Бундеслиге из пятого дивизиона в 2009 году. С самого начала было ясно, что Лейпциг, спонсируемый огромным концерном «Ред Булл», не захочет тратить много времени на игру в глуши низших лиг. Просто вспомните обязательства, которые имеют перед собой Дитрих Матешиц и его компания в гонках и экстремальных видах спорта. Кроме того, Ред Булл всегда представлял свою целевую аудиторию, как энергичных и инициативных людей 25-45 лет.

Принимая во внимание социальную структуру среднего болельщицкого сообщества, весьма логичным выглядит решение Ред Булла войти в мир футбола. Их приключение в этом мире началось с приобретения австрийского «Зальцбурга», который после покупки выиграл несколько домашних титулов, но ,вероятно, никогда не смог бы конкурировать с топ-командами на европейской арене. Из-за того, что австрийская лига не выглядит слишком привлекательной, Зальцбург даже в период своего расцвета мог подписывать только относительно неизвестных игроков, которые оказались ненужными большим клубам,  и тех футболистов, чей пик карьеры давно прошел.

Тем не менее Ред Булл Зальцбург (в отличие от Германии, в Австрии разрешено использовать имя компании в названии клуба) был в состоянии навести шороху, после того как во главу клуба пришел Роджер Шмидт. Бывший игрок Падерборна привнес с собой определенный высокоэнергетический стиль в тоже самое время, когда Боруссия Юргена Клоппа дважды выигрывала чемпионство и обыгрывала гранды в Европе. Несмотря на то, что построение игры Зальцбурга отличалось от механизмов Боруссии, оба главных тренера были приверженцами нового стиля, который можно назвать Гегенпрессингом. Конечно, Гегенпрессинг не был изобретен в конце нулевых или начале десятых, хотя сознательное использование прессинг-ловушек редко использовалось в такой специфической форме.

Работа Шмидта в Зальцбурге продолжалась с 2012 по 2014 год. В это же время Лейпциг обеспечил себе двойной промоушн из 4 во вторую Бундеслигу. Ключевой фигурой этого успеха являлся Ральф Рангник, который трудился спортивным директором в Лейпциге с 2012 года, а также являлся спортивным директором Ред Булла в период с 2012 по 2015. Под его наблюдением Шмидт превращал Зальцбург в своеобразный «энерджайзер». Александру Цорнингеру, сменившему Шмидта,  не удалось добиться выхода в Бундеслигу и тогда Рангник решил взять дело в свои руки и после некоторого перерыва вернулся к работе главного тренера, чтобы продвинуть «Быков»  в главную лигу Германии.

 

Неидеальный подход прошлого года

Неудивительно, что система игры, выстроенная Рангником, множеством элементов напоминала то, что построил его бывший сотрудник в Зальцбурге (теперь Шмидт трудился в Байере). Это означало, что в первую очередь Лейпциг опирался на формацию 4-4-2/4-2-2-2 со смещающимися в центр вингерами и одним из  нападающих, который большую часть времени играл вспомогательную роль для связи между полузащитниками и игроками группы атаки. Несмотря на то, что схема 4-4-2 имеет множество известных недостатков, такие как довольно упрощенная наступательная структура и отсутствие естественным образом возникающих треугольников в фазах владения, эта схема помогла Лейпцигу заранее перекрывать все возможные варианты начала атаки своих противников.

Правда при такой стратегии подверженными оказывались несколько зон позади атакующей линии. Между задней и средней линией имелся значительный разрыв ( т.к. защитники обычно располагались значительно ниже, чтобы следить за нападающими противника), и два центральных полузащитника часто  оказывались в полупозиции. Такие команды как Бохум Гертьяна Вербека умеют пользоваться подобными слабостями, но это не означает,  что коллективы такого типа легко переиграют Лейпциг. Да, Лейпциг оказывался оборонительно уязвим, но это не обязательно должно было привести к поражению. В частности в матчах, когда «Быки» выходили вперед на ранней стадии матча, подопечные Рангника идеально определяли слабые места противника, пошедшего вперед большими силами, и пользовались этим. В манере типичной прессингующей команды, Лейпциг терпеливо ждал, когда их противники покинут свою «мышиную нору», и незамедлительно начинал вертикально растягивать линию защиты соперника.

 Подавляющее большинство соперников Лейпцига во второй Бундеслиге рассматривали себя как явный аутсайдер в противоборстве с этим финансовым сгустком. Таким образом, Лейпциг терял возможность быть андердогом и играть вторым номером. В какой-то степени он мог продолжать рассчитывать на свой прессинг и действия после потери мяча, но большое количество побед одерживалось просто потому, что Лейпциг обладал более талантливыми игроками.

Хазенхюттль оставляет свой отпечаток на игре Лейпцига

Тот факт, что Лейпциг станет силой, с которой придется считаться, не выглядит удивительным. Но то как быстро адаптировались к требованиям Бундеслиги подопечные Хазенхюттля поражает. Именно подписание Хазенхюттля стало наиболее умным шагом, после того, как стало ясно, что Рангник не будет продолжать тренерскую деятельность во главе Лейпцига.

Бывший игрок сборной Австрии сделал себе тренерское имя в Ингольштадте, который он обучил контр-прессингу. Более того, его Ингольштадт был куда более универсален и регулируем в фазах прессинга по сравнению с Лейпцигом. Хотя Хазенхюттль и не стал использовать 4-3-3, по которой играл Ингольштадт, он сделал несколько изменений с целью повышения гибкости системы Лейпцига, выстроенной Рангником.

В частности, эти изменения привели к более контролируемой стратегии при потере мяча. Как правило, Лейпциг начинал прессинговать противника в начальных фазах его атаки. Но теперь это была не слепая погоня за мячом, а более динамичное использование прессинг-ловушек между защитными и полузащитными линиями противника . В этом отношении, прессинг-триггеры и четкие координационные центры, откуда начинается прессинг, имеют важнейшее значение. Эти аспекты являются основой для корректировок в использовании прессинга в излюбленной формации 4-4-2.

Тем не менее было бы глупо думать, что успех Лейпцига обеспечивается только их оборонительными умениями. Интегрировав в систему перспективнейшего Наби Кейта и его напарника по центру полузащиты, Диего Демме ( который на удивление быстро акклиматизировался к требованиям), Лейпциг получил возможность обходить линию полузащиты противника засчет дриблинга и с помощью быстрых комбинаций. Кроме того, Эмиль Форсберг, агрессивно и молниеносно проникающий в свободные пространства, эффективно поддерживает трех игроков группы атаки: Забитцера, Поульсена и Вернера.

В отличие от типичных команд, которые только поднялись в Бундеслигу, у Лейпцига уже есть состав, который способен выдерживать конкуренцию со стороны топ-6.  Только два главаря лиги, Бавария и Боруссия, значительно превосходят «Быков» на бумаге. Несмотря на то, что благодаря финансовым возможностям, Лейпциг способен покупать дорогих игроков,  команда является примером того, как система оттачивается с добавлением «правильных» и необходимых футболистов, а не дорогих. Такие игроки, как Кейта и Вернер, пользовались огромным спросом в Европе, но Лейпциг обладает уникальным пакетом амбиций, ресурсов и профессиональности, чтобы убедить эти таланты поставить подпись под контрактами. Кроме того, Хазенхюттль может использовать их  сильные стороны, интегрировав  в систему, которая им очень хорошо подходит. Играя в Лейпциге, Вернер и Кейта несомненно увеличат свою стоимость на трансферном рынке.

Подписание Кейта также показывает, как Лейпциг может извлекать выгоду из футбольной сети, образованной Ред Буллом. В девятнадцатилетнем возрасте Кейта перебрался из французского Истра в Ред Булл Зальцбург и подписал долгосорочный контракт до 2021 года. После того, как он проявил себя в более слабой лиге, показав потенциал игрока мирового класса, движение в Лейпциг стало следующей ступенькой и логическом шагом, при этом футболист остается в Редбулловской семье.

Прошлым летом Лейпциг израсходовал около 50 миллионов евро, подписав приличное количество талантливых проспектов. Оливер Берк и Наби Кейта стоили 15 миллионов евро, Тимо Вернер 10 миллионов. Правые защитники Бернардо и Шмитц, которые как и Кейта переехали в Германию из Зальцбурга, стоили около 2 миллионов. Запасной голкипер Мюллер приобретен за 1.7 миллиона евро. Кирьякос Пападопулос пришел в аренду из Шальке. За него было уплачено 1.5 миллиона евро.

Текущий состав безусловно талантлив,но не оставляет Хазенхюттлю много вариантов на случай травм. Только 19 полевых игроков имеют реальные шансы оказаться в старте или на скамейке. Поэтому травмы могут оказаться серьезной головной болью для тренера.  Марсель Халстенберг  является единственным надежным левым защитником: Доминик Франке , ввиду молодости , пока не готов к Бундеслиге. Оливер Берк и Дэви Зельке являются единственными вариантами на замену впереди. Даже в центральной зоне выбор достаточно ограничен. Только Доминик Кайзер единственный реальный вариант в центр защиты. Пападопулос и Клостерманн травмированы достаточно долгое время.  Короче говоря, Лейпцигу следует добавить несколько игроков к их составу.Учитывая склонность Лейпцига к энергозатратному стилю, с такой короткой скамейкой в апреле-мае могу появиться проблемы.

Защита: хитрые прессинг-ловушки

Вопреки общественному мнению, Лейпциг не выкладывается полностью в первой фазе прессинга. Хазенхюттль создал сбалансированную структуру, в которой именно тактические триггеры приводят к применению давления. Во первых, оба нападающих, оба центральных полузащитника и оба крыла таки располагаются вокруг противоборствующих полузащитников. Если соперник не совершает никаких ощибок, игроки Лейпцига пытаются остановить продвижение мяча, сжимая окружность, которую они образуют. Как только центральный защитник или глубоко расположенный центральный полузащитник своим видом показывает направление передачи, прессинг-ловушка срабатывает.  Два игрока Лейпцига – нападающий и вингер – начинают свое движение к владеющему мячом, чтобы создать численное преимущество ( 2 vs 1), в то время как блок позади них охраняет центр поля и позволяет сохранить превосходство в численности над противником, если мяч все же минует вышеупомянутых вингера и нападающего и перейдет в зону над ними. Два игрока рядом с мячом  используются, чтобы перекрыть вертикальные и горизонтальные направления движения мяча. Диагональная нарочно остается свободной. Потеря противником мяча в средней зоне, обеспечит Лейпцигу быстрый прорыв, в который вовлекутся еще и те нападающий и вингер, участвовавшие в образовании прессинг-ловушки. У противника при таком подходе остается 2 варианта: выходить из обороны через рискованный дриблинг или пользоваться слепыми дальними передачами.

Эти принципы также можно применить, если противник все же преодолел первую фазу прессинга.

Если владеющий мячом противник все же успел перевести мяч на фулл-бека, то полузащитники Лейпцига, находящиеся рядом с мячом, начинают двигаться к боковой линии, создавая там двойное преимущество и перекрывая возможность паса в центр. Вингер, который был отыгран, остается активным и внимательно следит за возможностью перехвата мяча.

Иногда противникам получается переместить мяч в пространство между линиями. В этом случае Лейпциг начинает чрезвычайно быстро сужать пространство. Один из защитников покидает свою позицию и начинает движение вперед, пока его коллеги остаются на своих местах. Линия полузащитников начинает образовывать окружность рядом с игроком с мячом и агрессивно его атакует.  Это позволяет Лейпцигу избежать ситуации, когда у противника будет больше одного успешного действия между линиями. Благодаря высокому уровню компактности, Лейпциг лидирует по количеству блокированных ударов и прессингующих действий.

Нападение: больше, чем просто прогулка

Чтобы обеспечить спокойную перепасовку в защитной линии, Лейпциг хочет численно превосходить противника в этой зоне.  Против одинокого центрфорварда, вовлекается голкипер Гулачи. Благодаря этому в перепасовку два центрдефа могут быть вовлечены даже тогда, когда между ними располагаются игроки противника. В ситуации против двух центральных нападающих, либо один из фулл-беков остается снизу, либо в защитную зону смещается Демме. Пока мяч циркулирует, атакующие игроки перемещениями создают свободные зоны, чтобы иметь преимущество в скорости перед игроками обороны противника. Центрфорварды отходят назад и осовобождают место для вингеров, которые теперь могут совершать активные забеги в эти зоны.

 

По материалам spielverlagerung.com