6 мин.

«Его игра была словно свет». Человек, который привел в «Барселону» Месси, Марадону и Стоичкова

Одним прекрасным декабрьским вечером 2000 года Карлес Решак и Хосе Мария Мингелла сыграли яркую партию в теннис, а после наслаждались жизнью, попивая холодного пива на террасе Барселонского теннисного клуба.  В их компании был и третий человек: Хорхе Месси, отец еще никому не известного мальчишки Лионеля Месси.

Эта история приняла уже мифический оттенок, но по легенде Решак составил контракт для Лионеля и записал его условия на бумажной салфетке. На следующий день все было окончательно согласовано и перенесено на бумагу. Так к «блаугране» примкнул лучший футболист современности.

Судьба Хосе Марии связана с «Барселоной» с самого его детства. Он вырос в районе Лес Кортс неподалеку от «Камп Ноу» и стал посещать матчи «сине-гранатовых» уже в 5 лет (этому сильно поспособствовал его отец, ярый болельщик «сине-гранатовых»). Повзрослев, Мингелла поступил в университет и стал изучать право, параллельно преуспевая и в студенческой жизни. Спустя некоторое время его назначили тренером сборной команды университета по футболу. Все шло своим чередом, но его жизнь круто изменилась после одного телефонного звонка.

Небольшая предыстория: в декабре 1969 года «Барселона» переживала не лучшие времена, находясь в подвале турнирной таблицы (всего 3 очка до зоны вылета). Поэтому в декабре 1969-го команду возглавил англичанин Вик Бакингэм. Наибольших успехов он добился с «Аяксом», а до «сине-гранатовых» работал в Греции. Суть в том, что из-за тренерских перестановок «Барселона» отчаянно нуждалась в переводчике с английского.

На другом конце телефона был секретарь «Барселоны» Эктор Каррера. Ему был нужен человек, который не только знает английский язык, но и хорошо разбирается в футболе. Несмотря на то, что английский Мингеллы не был выдающимся, он поступил, как настоящий фанат: не стал ломаться и взвешивать все «за» и «против», а мгновенно ответил на предложение согласием. На следующий день в 9 утра он уверенно прошагал в раздевалку «Барселоны» и представился Бакингэму.

Сначала Хосе Марии было сложно, знаний английского не всегда хватало, но Вик и Мингелла понравились друг другу и создали прочный тандем. К тому же результаты «Барселоны» улучшились, и команда закончила тот сезон 5-й. Следующий полноценный сезон Бакингэма получился максимально удачным: команда стала второй, уступив первую строчку «Валенсии». Кроме того команда выиграл кубок Испании, но Бакингэм все равно покинул команду по окончании сезона из-за проблем со здоровьем. Казалось бы и Мингелла не должен был задержаться в клубе. Но все обернулось совершенно иначе.

Вика сменил один из величайших тренеров всех времен Ринус Михелс, а карьера Мингеллы пошла в гору. Он прекратил оказывать только переводческие услуги и стал полноценным участником тренерского штаба первой команды. «Барса» выиграла Ла Лигу в 1974-м, спустя 14 лет после последнего чемпионства. Михелс покинул команду в 1975-м, новые вызовы отправился искать и Мингелла, на год заняв пост секретаря скромного «Эркулеса».

Четыре года работы с Михелсом и год в Аликанте превратили его в высококлассного специалиста. Он обучился всем необходимым административным и тренерским навыкам, опробовал себя во всевозможных ролях и, наконец, подтянул английский. Вместо того, чтобы вернуться в «Барселону» и занять уже управленческий пост, Мингелла решил отправиться в свободное плавание и заняться агентской деятельностью. Он решил сосредоточиться на Латинской Америке, мечтая первым заприметить будущую звезду мирового футбола.

В 1978 году на выборах президента «Барселоны» победил Хосе Луис Нуньес. Ему было суждено провести самое продолжительное президентство в истории команды – 22 года, 30 трофеев и превращение «Барселоны» в бренд, популярный по всему миру. Мингелла рассказывал, что именно по его совету Нуньес пообещал по окончании карьеры оставить Карлеса Решака в структуре клуба, что было с энтузиазмом встречено фанатами и позволило Хосе Луису победить в президентской гонке. Обновлялся и расширялся «Камп Ноу», и Мингелла был уверен, что максимально заполнять стадион поможет приглашение в команду иностранных звезд. Его взгляд пал на Диего Марадону.

В период с 1976 по 1983 год режим правления в Аргентине имел мало общего с человечностью: это была жесткая диктатура. Естественно, никто не собирался отдавать Марадону дешево, причем этот вопрос решался на очень серьезном уровне. Хосе Мария прилетел в Буэнос-Айрес, чтобы обсудить трансфер игрока с адмиралом флота Карлосом Лакостом. Штаб-квартира адмирала находилась в печально известной школе механиков ВМС Аргентины. В одном из зданий школы была оборудована секретная тюрьма, где подвергались пыткам диссиденты. По сути Мингелла обсуждал сделку за бокалом красного вина, пока совсем неподалеку мучали и убивали людей. В итоге договорились только на возможность трансфера в 1982 году: высокопоставленные чины не хотели, чтобы Диего покидал страну до ЧМ-1982.

Помогла история. Аргентина проиграла войну за Фолклендские острова, военная диктатура стала сходить на нет, песо потерял практически 30% от своей стоимости по отношению к доллару. Теперь аргентинские боссы сами были настроены на сделку.  Марадона переехал в Каталонию в 1982 году за 7.6 миллионов долларов. Сделка была окутана тайной, утверждалось, что было «распилено» немало денег. Сам Мингелла утверждал, что получил небольшое вознаграждение, однако любопытно, что Марадона в своей автобиографии посвятил агенту всего пару слов.

После этого Мингелла стал активно участвовать в трансферной жизни «Барселоны». Гильермо Амор, Мигель Надаль, Ромарио – все эти трансферы не состоялись бы без уже ставшего известным агента. Мингелла почти заманил в Каталонию Уго Санчеса, но от него отказался Терри Венейблс. Санчеса подписал «Реал» и тот стал для него заметной фигурой. Также Хосе Мария привел в клуб Христо Стоичкова, при этом переговоры велись с Болгарской Коммунистической партией. Агенту удалось выбить Стоичкову большую зарплату, а себе неплохие комиссионные.

Лионеля Месси Мингелла впервые увидел, когда тому было 12. Двое его скаутов совершали плановую поездку по Южной Америке, после которой и скинули ему видеоматериалы по Месси. «Когда я смотрел видео, мне показалось, что я впервые увидел свет», - рассказывал Мингелла. Игра Лионеля была завораживающей, но маленький рост казался помехой. Когда агент рассказал о находке управленцам, то сразу появился скептицизм. Савиола и Рикельме, последние трансферы из Аргентины, не оправдали ожиданий. Тогда Мингелла решил действовать сам. Он оплатил самолет из Аргентины в Испанию для Лионеля и его отца, а затем за свой счет поселил их в гостинице. Мингелла обратился к своему другу Карлесу Решаку, который занимал пост футбольного советника. Тот посмотрел на Месси и согласился, что перед ними возможная будущая звезда.

После истории с бумажной салфеткой все основные документы по переходу Месси подписал Джоан Лакуэва, генеральный директор клуба. Именно он на свои деньги купит для Месси препараты гормона роста. Без этих трех людей Лео вряд ли бы оказался в «Барселоне».

В 2003 году Мингелла попытался баллотироваться на пост президента, но Жоан Лапорта тогда был слишком силен. По сути Мингелла прошел всю иерархию, которую только можно себе представить: фанат, переводчик, тренер, агент, советник президента, попытка стать следующим президентом. Он видел несколько поколений и на поле, и на административных должностях, и безусловно его можно считать одной из теневых легенд «Барселоны».

По материалам thesefootballtimes.com

Также читайте в блоге:

«Все вечера я просиживал за ставками и алкоголем». Его считали круче Златана, но что-то пошло не так

«Я никогда не думал, что для того, чтобы стать жокеем, сначала нужно побыть лошадью». «Мистер Никто» мирового футбола

Футбол, семья и судьба. История братьев Джака

Ставьте "+" и подписывайтесь на блог, если вам понравился материал. Спасибо!