6 мин.

Эспоо, Оберстдорф... Раздумья

Поздней ночью, когда уже лежишь в постели, мысли, выражаясь фигурнокатательным языком, скользят широко и не царапают лёд, в смысле не режут слух. Кажется, только и остаётся, что перенести их на виртуальную бумагу, но наступает утро, которое мудренее вечера, и сидишь с абсолютно пустой головой, тупо глядя в монитор. По законам жанрам любой текст требует вступления, но, если вступить не получается, приходится сразу переходить к основной части. Что я и делаю.

Писать о паре Волосожар – Траньков, согревающей сердца миллионов поклонников ФК надеждой на олимпийское «золото», – это как по минному полю идти. Шаг влево, шаг вправо – последует вспышка сродни Большому взрыву при образовании Вселенной. Но, кажется, выход есть. Татьяна и Максим установили три мировых рекорда в начале сезона, и это говорит само за себя! И что бы я ни написала дальше, это уже не будет иметь особого значения. Думаю, вы догадались, что речь пойдёт о произвольной программе Тани и Максима. Складывается впечатление, что она разделила поклонников пары на два лагеря: тех, кто программу принял безоговорочно, и тех, кто обманулся в своих ожиданиях, не увидев в постановке собственно постановку. Это как с платьем: не в твоём стиле, не того цвета, но тебя убеждают, что дизайн от лучшего кутюрье и надо просто присмотреться. Вот только предубеждение уже пустило ростки, и преодолеть его будет непросто. 

Татьяна Волосожар и Максим Траньков

Моё впечатление от произвольной очень точно выразила Наоми Ивановна, поэтому позволю себе процитировать её слова (орфография и пунктуация автора сохранены):

«…Согласна также, что со вкусами не спорят, но ведь речь веду не о музыке, да и фиг бы с этими штанами и рубахой, которая на шее во время прыжков, Транькову же прыгать, в конце концов. Речь об отсутствии самой программы. ее нет, набор элементов из старой ПП, движения, связки - все оттуда, вторично все. Неужели не могли заморочиться с другой хореографией, почему все старое перетащенно из прошлой проги? И эта красивость с перекатыванием через плечо. Её то зачем было тащить из Чакконы? Нельзя придумать новое движение? Это так сложно? Что они там в Америке то ставили у Коли, вот что непонятно совсем, программа - копирка старой. …И тут, смотришь у других программы, ну ведь вот каждый год что-то новое по хореографии ставят, но тут-то почему при таких данных ставят одно и то же в ПП? Жалко, очень жалко, не олимпийская прога, не поднимает.  …Боюсь. Так хочется для ВТ шедевральных программ и чистейших прокатов, и золота ОИ. Расстроили.  Верю, что будут работать и начинять свою программу».

От себя добавлю, что много раз пересмотрела программу, практически заставляя себя влюбиться в неё. И после многократных просмотров какие-то фрагменты стали впечатлять, но по сути… Да, широко, да, мощно. Я даже могу понять отсутствие связующих компонентов, интересных заходов на элементы и выходов из них: ведь если всё это добавить, слишком уж неприличным будет отрыв от соперников. Но меня не покидает стойкое ощущение, что, выбрав столь непростую музыку, ребята так до конца и не определились с трактовкой образа Иисуса, а отсюда и неприятие программы, в том числе и поклонниками пары. 

Таню люблю давно. Я уже писала о том, что в паре со своим гражданским мужем она была достойна большего. Они и тогда выполняли умопомрачительные выбросы, а Таня всегда отличалась стабильностью и надёжностью. Максима для себя ещё открываю. Технически он выучен превосходно: что-что, а Васильев учит элементам классически правильно, и в этом особая эстетика. Он эмоционален и очень открыт, отсюда и его ранимость. Пара с первого появления на международной арене импонирует арбитрам, думаю, в том числе и тем, что выразительными элементами, чистыми линиями и отношениями «Мужчина и Женщина» вернула нас к классике времён Людмилы Белоусовой и Олега Протопопова. Да, это академичность, но академичность XXI века. Тем печальнее, что ожидания от олимпийской произвольной не сбылись.

Неделей раньше ещё одна пара топ-уровня, итальянцы Бертон – Хотарек, на домашнем турнире Lombardia Trophy показала свои новые программы. Красивую короткую и очень яркую, музыкально акцентированную на элементах, произвольную. Конечно, большой вопрос - всегда ли их будет хватать на две стабильно исполненные программы, но пара очень интересная. Партнёр от природы артистичен и буквально светится изнутри. Нет, прошлогодний успех на чемпионате Европы отнюдь не случаен, а расширение ареала высококлассных пар лично меня очень радует. 

От спортивных пар перейдём к танцевальным. Произвольный танец Тессы и Скотта должен был ответить на главный вопрос: сумеют ли канадцы бросить вызов невероятно разогнавшимся американцам. Увы, пока не состоялась. И дело не в баллах, а в концепции танца, изложенной Зуевой: «Глазунов со Скрябиным музыкально очень близки. И мне очень хотелось это показать в произвольном танце Тессы и Скотта. Эта программа с русской хореографией, для русского зрителя, для Олимпиады в Сочи. И, мне кажется, что они выглядят в ней русскими». Вот именно последняя фраза произвела среди болельщиков обратный эффект, нежели тот, на который рассчитывала Марина. Я не музыковед, поэтому не могу ничего сказать о компоновке музыки, но мне кажется, что медленные части должны показывать широту скольжения и подчеркивать линии танца, а быстрые, как бы ударные, – виртуозную технику владения коньком. Мягкое скольжение у канадцев не отнять, да и технику вряд ли, но вот, что такое «русская хореография», не совсем понимаю. Подозреваю, что она требует чёткого музыкального акцентирования. А вот этого точно не было. Кстати, специалисты ещё в прошлом году, сравнивая «Чёрную Кармен» и «Кармен» от Каппеллини – Ланотте, отмечали, что музыкальные акценты у итальянцев расставлены тоньше. Эх, Марина, Власову надо было в помощь звать. Чувствую себя виноватой перед Тессой и Скоттом, что пока не вижу, чем могу восхититься. Вот короткий танец замечательный! И поддержку в конце изменили, так что придраться не к чему.

Возможно, сейчас я кого-то шокирую, но, на мой взгляд, морозовская интерпретация «Лебединого озера» для Ильиных – Кацалапова в плане использования силы музыки градусом гораздо выше, чем зуевская произвольная для Виртью – Моира, и это притом, что постановками Морозова я восторгаюсь редко. Но, похоже, эта команда решила идти ва-банк. Планка поднята очень высоко. Поддержки умопомрачительные, твизлы исполняются в конце программы, музыка акцентируется на элементах на грани приличия. Кое-что подтянуть, усложнить дорожки шагов – вообще бомба получится. Так неужели нет никаких вопросов? Отнюдь. Главный – сдюжат ли ребята? – с повестки дня не снимается, ведь они замахнулись на то, к чему технически не совсем готовы. Я не оракул и ничего не утверждаю, но, думаю, раз за разом в течение сезона шедеврально катать программу они не будут, да и вряд ли смогут, однако выдать один прокат по максимуму, безусловно, способны. И, конечно, всем хочется, чтобы это произошло в Сочи.

Позвольте мне закончить на этой оптимистической ноте. Мыслей было много, но они улетучились и больная голова, увы, не в состоянии их поймать.

P.S.  Автор благодарен Darling за бескорыстную и профессиональную помощь.

С уважением, Бичуния.