7 мин.

О победителях, которых не судят

 

   Победителей не судят. Но в честь победителей последнего чемпионата мира в Сайтаме хочется петь акафисты, оды и дифирамбы, потому что во всех видах были одержаны красивые, убедительные, блестящие победы.

 Язык не поворачивается привычно назвать китайскую пару Вэньцзинь Суй – Цун Хань Батарейкиными или маленькими китайцами. Уже не солидно... Они выросли и на наших глазах превратились в монстров и великих без всяких кавычек. Их талант был очевиден ещё в юниорском возрасте, когда они не только разносили сверстников, но и озадачивали мир взрослого ФК. Это было начало эпохи новой системы судейства, и компонентам, в частности скольжению и транзишенам, уделялось пристальное внимание. Силу судейской объективности или предвзятости Суй – Хань ощутили на своем первом взрослом чемпионате мира. Пара со сложнейшей программой в итоговом протоколе была безжалостно прописана на девятом месте. Справедливости ради замечу, что китайцы в то время не отличались линиями Гордеевой – Гринькова, да и особых ледовых узоров на льду не выписывали. Можно сказать, что фигурнокатательная элита устроила им весьма холодный прием: арбитры вполне сознательно не поощрили свежую техничную струю в лице китайских парников. С тех пор много воды утекло...

еуу

В настоящий сезон Суй – Хань въехали лидерами, ведь за их плечами были и чемпионские титулы, и серебро корейской Олимпиады, и мировое признание. Но травмы помешали стартовать на этапах Гран-при и в полную силу выступить на ЧЧК. Да, они там привычно выиграли, прокатав практически макет ПП. Но без полноценной прыжковой части даже сила и харизма этого проката не внушали оптимизма и надежды на то, что в Сайтаме этого хватит для пьедестала. Признаюсь, что лично я была дезориентирована – насколько китайцы были сырые еще месяц назад, и насколько Вэньцзинь была не в форме после болезни. Видимо, был дезориентирован и комментатор Первого канала, который после легкого исполнения Суй параллельного тулупа, заявил, что партнерша прыгнула только двойной. Короткая программа первой китайской пары вызвала полный восторг. Такие программы и выступления из разряда тех, что хочется пересматривать и пересматривать, чтобы упиваться спортивным искусством. Тем не менее КП они проиграли, и проиграли заслужено, Тарасовой – Морозову. 

Произвольную программу до сих пор боюсь пересматривать. В режиме онлайн она вызвала бурю смешанных эмоций: удивление – как партнёрша щелкала прыжки, воодушевление – эти спортсмены справятся со всеми подводными течениями и рифами. А от проката испытала такой восторг, будто в финальной поддержке сама парила надо льдом.

Про Алину Загитову очень хочется написать не пафосно, не повторяя и не развивая чужие мысли, хотя в оценке ее катания мне ближе всего Инна Гончаренко. На протяжении сезона из всех утюгов настойчиво неслось, что японское чудо Рика Кихира с ее тройным акселем похоронит олимпийскую чемпионку. Я не сторонница, и никогда ей не стану, новомодной идеи, что один, пусть и пятерной, аксель, лутц, сальхов должен определять победителя. Собственно, это и доказала Загитова, которая, как и Масару, не делала пятерных прыжков, зато каталась на плюс пять.:) Каталась в нужном месте в нужный час. Конечно, гарантировать в Японии подобные прокаты не решилась бы даже Этери Тутберидзе. Взлеты, падения, проблемы взросления, побеги в поле – все это было не единожды перемолото в километровых обсуждениях новостных лент.

нннке

В Сайтаме Загитова каталась превосходно, и ее превосходство над обладателями тройных акселей и четверных сальховов не вызвало никаких сомнений – чистая победа в КП и золотая «Кармен». У этой девочки есть одно удивительное качество: она не излучает гиперуверенность перед прокатом и не демонстрирует решимость порвать всех. После выступления не показывает чрезмерных эмоций, да и катается отнюдь не с чувством собственного превосходства, но, возможно, ее сила как раз в ее слабости. 

Габриэла Пападакис – Гийом Сизерон, несмотря на пропуск финала Гран-при, в Сайтаму приехали безусловными лидерами сезона и уехали из Японии в ранге 4-кратных чемпионов мира. Это выдающееся достижение. За всю историю спортивных танцев такого результата добивались семь дуэтов. Однако всё это происходило ещё в прошлом веке, и эти пары давно обрели статус легенд, а Габи с Гийомом действующие спортсмены в зените славы, поэтому по количеству мировых побед вполне могут догнать Пахомову – Горшкова, у которых таких титулов шесть. 

Я как диванный критик имею полное право не считать танго «Романтика» французов лучшей постановкой сезона (для меня пронзительное танго Синициной – Кацалапова и чувственно-зрелое Уивер – Поже гораздо интересней), но не признать мастерское исполнение ритм-танца Габи и Гийомом и не заметить полное единодушие публики и судьей – значит покривить душой. «Романтику» французов выделяет цельность постановки, усиленная к чемпионату мира подчеркнуто коньковыми па, и бережное отношение к ключевым моментам. Фигуристы едут широко, максимально показывая свои сильные стороны и не оглядываясь на соперников. 

ссп

Музыкально? Да, до полного растворения и слияния с нотным станом. Пластично? До завораживания ТАТ и убаюкивания строгих судей до потери ими бдительности. И, конечно же, они плывут по льду, плывут (хотя по идее в танго ценится резкость), и даже если вдруг кому-то покажется, что они не делают ничего сверхъестественного, это впечатление обманчиво. Они искусно плетут изысканную паутину танца, постепенно окутывая ею зрителей и судей. Их произвольная программа насыщена современной хорео лексикой. Придирайся не придирайся – в этом танце не найдешь архаичных движений, несуразных актерских масок, неэстетичных кульбитов. Да, они бесспорно первые. Просто, когда фигуристы не один сезон на вершине, начинаешь ждать интригующего развития событий, надеяться, что какой-то другой дуэт бросит перчатку, задаст новый тренд, и таким спортсменам будет позволено бороться. А от гениальных французов подтверждения гениальности и не требуется – это от Бога. Но как простая смертная я бы хотела увидеть другие твиззлы и желательно не в самом начале программы, умопомрачительные связки пятого уровня, более высокую скорость и новые горизонты.

Я окончательно и бесповоротно влюбилась в Нэйтана Чена. И не потому, что считаю, что с ним пришла новая эпоха, а Ханю, дескать, повержен, и его победы в прошлом. Нет, я так не считаю. Вспомним чемпионат мира, когда Юзуру проиграл одноклубнику Фернандесу. Как достойно он принял свой проигрыш и как искренне радовался за испанца. В следующем году японец вернул себе титул, а в Пхёнчхане лишил всех надежд на золото и испанца, и остальной мир. Я это к тому, что Ханю еще поборется. Тем не менее под впечатлением от прокатов Чена и его железобетонных нервов я написала на новостной ветке, что катание Нейтана – это квантовый скачок в ФК.

Так в чем же сила Чена? В четверных прыжках? Да, он мультиквадист и прыгает без преротейшнов и недокрутов, однако не демонстрирует длинные эффектные выезды или сложные заходы. Может, Чен гениально скользит? Нет, он не Чан и даже не Коляда. Может, растянут как Браун? И тут ответ отрицательный. Может, он великий артист? Нет, он точно не Бобрин, не Котин и не Фернандес. Да, он универсал, но это скучное определение. 

 

ммтм

 После блестящего исполнения короткой программы Чен лидировал с комфортным отрывом от основных соперников, который позволял ему даже прокатать произвольную с ошибкой. Но буквально перед его носом двукратный олимпийский чемпион выдал для родной публики совершенно фееричный прокат. Какие варианты были у Чена? Рассыпаться – такие случаи неоднократно были в ФК. Второй вариант – откатать привычный контент с максимальной концентрацией, что будет достаточно для общей победы. И третий вариант – кататься наотмашь, чтобы не оставить сопернику ни единого шанса. Это все, что пришло в голову мне. Но, видимо, у Чена квантовое мышление, потому что решение о переносе каскадов во вторую часть было принято молниеносно. Что это, игра ва-банк или чистой воды авантюра? Не то и не другое. Это уверенность в своей силе, это сама сила, это характер, это и ответ-вызов тренеру, который до сих пор уверен, что максимализм Чена и его упорство в желании прыгнуть четверные флип и лутц в КП на Олимпиаде стоили ему титула. Надо отдать должное Арутюняну, который знает, что в успехе мелочей не бывает, и, поэтому, предвидя океан Винни-Пухов после проката Ханю, заранее попросил организаторов, дать его подопечному дополнительное время на подготовку к ПП. Что ж, тренер был максимально предусмотрителен, и ученик его не подвел. Вернее, Чен снова сделал шаг на опережение.

 

 

С благодарностью к Дарлинг, за своевременную и бескорыстную помощь. 

С уважением ко всем любителям ФК, Бичуния.