17 мин.

Попытки Европы захватить США

Продолжаются мои повествования из разных штатов и игр, которые я посетил во время своего длительного пребывания в США в прошлом году. Для тех, кто только подключился, рекомендую познакомиться с материалами из Сан Хосе, где я встретился с "акулами", из Лос-Анджелеса, где мы чудесным образом оказались в VIP-ложе Staples Center, из Бостона, где мне повезло увидеть битву «Селтикс» и чемпионами НБА во главе с Леброном Джеймсом, из Провиденса, где я познакомился с АХЛ, и из Нью-Йорка, где я побывал на бейсбольном стадионе «Янкиз», но смотрел я там футбольный матч с участием Пирло, Вильи и Шванштайгера. Прежде чем листать вниз, чтобы не нарушать хронологическую последовательность советую сначала изучать материал с матча МЛС Нью-Йорк «Сити» - Чикаго «Файр», так как вместе с «Барселона» - «Ювентус» эти два матча прошли в один день. И сейчас вас ждёт продолжение.

Матч МЛС был хорошей закуской, но теперь пора попробовать основное блюдо. Чтобы увидеть настоящий европейский футбол на стадионах для футбола американского, мы посетим сразу два города: Ист-Ратерфорд и Фоксборо. Два очень похожих друг на друга городка, прежде всего, тем, что главная достопримечательность здесь - это их гигантские стадионы на 80 тысяч зрителей, при том, что население Фоксборо - 16 тысяч жителей, а Ратерфорда - и вовсе меньше 9 тысяч. Если вы следите за НФЛ, то наверняка знаете, о каких стадионах идёт речь. Обычно сюда приходят ради овального мяча и парней в шлемах. Но не в этот раз. В этот раз в Ист-Ратерфорд приедет Месси, Суарес, Неймар, Буффон, Кьеллини и другие звёзды мирового футбола в составе «Ювентуса» и «Барселоны». Кроме них,  сюда приедет и 83 тысяч болельщиков. Но начинаем мы с Нью-Йорка. 

Тот самый день - 22 июля 2017 года был уже в самом разгаре. Только что я увидел игру чемпионата МЛС между Нью-Йорк «Сити» и Чикаго «»Файр на бейсбольном стадионе легендарных Нью-Йорка «Янкиз». На часах 15:47, а это значит, что у меня есть не так много времени, чтобы добраться до Метлайф-стэдиум, где в 18:00 уже прозвучит стартовый свисток матча предсезонного турнира "International Champions Cup" между Барселоной и Ювентусом. Для этого мне нужно переместиться в другой штат, добравшись на метро до Манхэттена и сев там на электричку с пересадкой. По-другому быстро добраться на общественном транспорте из Нью-Йорка в Нью-Джерси практически невозможно, поэтому с матча «Сити» я выхожу чуть по-раньше. 

По дороге к 34-ой улице, где располагается вокзал, я то и дело натыкаюсь на прохожих в футболках «Барселоны» и «Ювентуса». Сине-гранатовых особо видно с самого утра. Поклонники «Барсы» собирались в Манхэттене на газоне Брайант-Парк, чтобы устроить грандиозный флешмоб, выложив гигантскую футболку клуба. В мероприятии приняло участие порядка 3300 человек. 

Болельщиков «Юве» в городе гораздо меньше, зато кроме местных фанатов у них есть десант из Италии. Правда на стадионе итальянские песни кроме них никто не распевал, но об этом чуть позже. 

В Нью-Джерси я уже как-то ездил на NJ Transit - ж/д системе, которая проходит под рекой Гудзон и соединяет два штата. Так каждый раз добираются болельщики Нью-Йорк «Ред Буллз» на домашнюю игру своей команды на стадион расположенный в Ньюарке. Здесь же располагается домашняя арена Нью-Джерси «Девилз» из НХЛ. Но этот городок мы проезжаем спустя пятнадцать минут после отправления с Пенсильванского вокзала. Затем электричка доезжает до городка Секокус, после чего весь сине-гранатовый поток с проблесками черно-белого движется на пересадку на другую платформу. Напрямую на стадион никак не доехать. 

Ещё через минут двадцать мы, наконец, прибываем в Ист-Ратерфорд на конечную остановку "Стадион". На самом деле, несмотря на то, что арена находится в городке с населением 9,5 тысяч жителей нет ничего удивительного в том, что он находится здесь, а не где-то в Манхэттене или Бруклине. Этот стадион вообще не имеет никакого отношения к Нью-Йорку – здесь всегда исторически играла команда НФЛ Нью-Джерси «Джетс», которая до открытия первого стадиона в Ист-Ратерфорд играла в американский футбол на стадионе всё тех же «Янкиз».

Первый стадион был построен именно здесь банально из-за доступной цены на землю. Строить гигантский стадион на 81 тысячу где-то в черте города уже в 1973 году казалось нереально. Так первый «Giant Stadium» просуществовал больше тридцати лет, когда в 2007 году буквально в тридцати метрах от него начали строить более современную арену за рекордные 1,6 миллиардов долларов. Интересно, что пока она не была построена полностью, старый стадион по соседству не трогали вообще. Похожая ситуация была со старым и новым стадионом «Янкиз». 

На «Метлайф» я прибыл за полчаса до начала матча. Повсюду только и слышна

испанская речь, а территорию вокруг стадиона буквально захватили латиносы в майках Месси и Неймара. Но лично я приехал сюда в поиске ответа на вопрос: как такие европейские гранды как «Барселона», «Ювентус» и «Рома».  Ну что же, добро пожаловать на предсезонный турнир "Международный Кубок Чемпионов", который проводится каждое лето в США и других странах мира с целью продвижения футбола и отдельных клубов на новых рынках. Удивительно, что меньше двух месяцев назад эти клубы играли в финале Лиги Чемпионов, а теперь они встречаются уже здесь, за океаном, в ещё более усиленных составах. И в отличие от финала ЛЧ, зрители увидят на поле всех игроков в заявке: после первого тайма команды меняют практически весь состав включая вратарей. Но пока у меня ещё есть время изучить увиденное вокруг стадиона.

Ну раз Барселона и Ювентус - гранды и две лучшие команды Европы, и приехали они в один из самых интересных рынков с целью продвижения, да ещё и на такой стадионище возле "столицы мира", то наверняка все прилавки арены будут завалены атрибутикой клубов, которая будет продаваться на каждом шагу. Ни хрена подобного. Я обошёл весь Метлайф вокруг и увидел всего 4 палатки с атрибутикой клубов. До начала матча было ещё мину 20, но половина ассортимента уже была распродана. В той палатке, что была ближе всего к моей трибуне, оставались лишь футболки Неймара. Забавно, что уже через две недели эти майки будут неактуальны – бразилец перейдёт в ПСЖ. От игровой формы Ювентуса в палатке и вовсе ничего не осталось. 

В соседней палатке - камера хранения, куда за 5$ я сдаю свой рюкзак. Пять баксов. 

Зато возле арены была специальная фан-зона, на которую я опоздал – она была закрыта уже ровно за 30 минут до стартового свистка. Жаль. Я пропустил конкурсы для зрителей, а также спонсорские активации с раздачей подарков. Но говорят, что там было очень тесно, и сама зона была сильно переполнена.

Чтобы попасть внутрь арены, надо потесниться и на самом входе. 

Я начинаю торопиться, потому что переживаю, что могу не успеть и к стартовому свистку. До начала меньше пятнадцати минут, а мне надо подняться на самый самый верхний ярус арены. Мне повезло - туда я еду по шести эскалаторам, а затем с моего этажа открывается красивый вид на Манхэттен с выпирающими силуэтами Эмпайр Стэйт Билдинг, Крайслер Билдинг и других культовых башен. 

Чуть не засмотрелся, когда начали объявлять состав «Барселоны», и латиноамериканцы стали визжать и вопить на фамилиях Пике, Неймар, Месси, Иньесты и других. «Ювентус» так не приветствовали, а вот "Барса" словно играет в родных стенах. Билет в этот раз мне достался на предпоследний ряд самого центрального сектора. Трибуны за воротами поделили на активных болельщиков команд, но по факту даже на заворотке «Ювентуса» как минимум половина была в сине-гранатовых цветах. Туда билеты продавали по цене от 60 долларов, а я заплатил 112$ за такой вид. 

Шикарный вид, прекрасный футбол, великолепные мастера на поле. Атмосфера практически точь в точь как на Камп Ноу - 80% болеют за Барсу, из них больше половина арены - туристы, которые видят команду в живую в первый раз. Кто-то приехал посмотреть на отдельный игроков: география флагов на стадионе сумасшедшая: От Малайзии и Австралии до Чили и Бергамских островов. Хотя, самые популярные здесь, конечно же, Мексика, Аргентина и Бразилия. 

"А как же американцы?" – спросите вы. Американцы в меньшинстве ещё были два часа назад на игре МЛС, а здесь их вовсе встретить среди болельщиков - большая удача. Я чаще слышал русскую речь, чем местный английский. Кажется, им это совсем неинтересно. Сезон НФЛ на этом стадионе начнётся только через полтора месяца. Да, да. США для футбола - это действительно  огромный рынок, вот только покупают продукт в большинстве иммигранты из других континентов, которые живут в США. Устоявшимся американцам, которые ходят на бейсбол, хоккей, американский футбол и т.д. мало интересен даже Месси с Буффоном. И в ту минуту меня это сильно озадачило. 

"Так же ли будет сегодня в Фоксборо?" - думал я восемь дней спустя увиденной победы "Барсы" над "Юве" со счётом 2:1. 30 июля было хоть и жарко, но не такое пекло, как в тот день в Нью-Йорке. «Ювентус», обыграв ПСЖ в Майами, вернулся на 300 километров севернее Ратерфорда, в штат Массачусетс. Сегодня здесь пройдёт итальянское противостояние на американской земле. В Фоксборо на свой заключительный третий матч приедет «Рома». Для Римлян это будет уже одиннадцатый день на турнире после матчей с ПСЖ в Детройте и с Тоттенхэмом в Нью-Джерси на стадионе «Ред Буллз».

Путь до «Gillette-Stadium», на котором я был три недели назад на игрой местного клуба МЛС Нью-Ингланд Революшн, от полуострова Кейп Код занимал чуть меньше двух часов. Правда я снова так и не нашёл никакой альтернативы добраться до городка Фоксборо, в котором находится стадион на 62 тысячи, при этом снова парадокс: проживает там всего 16 тысяч жителей. Но об этой истории со этим стадионом и о больших проблемах с общественным транспортом к нему я расскажу вам во время обзора с матча Нью-Ингланд. Мне же оба раза везло - на игру с собой меня брали приятели в машину, а вообще не понимаю, как это в Штатах до сих пор нет блаблакара или его аналогов.

Зато, если у вас есть машина (а она у вас есть в 90% случаев), вы любите футбол и чтите традиции, то вы не можете не приехать на арену на часик пораньше, захватив с собой мангал. Тэйлгейтинг - для многих болельщиков в летнее время года это святое. За час до начала игры на парковке стадиона уже вовсю жарят шашлыки. 

При этом, не все припаркованные машины на стоянке приехали сюда посмотреть на Буффона и Де Росси, кто-то находится здесь с утра с целью взять автографы у Роба Гронковски и Тома Брэди. Вряд ли вам о чем-то скажут эти фамилии, но именно такое же безразличие у американцев вызовут фамилии Буффона и Де Росси. Однако если вы следите за американским футболом то должны знать лучшего квотербэка и тайт-энда в истории НФЛ. Сегодня они также находятся на стадионе Джиллет со своей командой Нью-Ингланд Патриотс. Впрочем как и всегда - здесь у чемпионов Национальной Футбольной Лиги на соседнем поле проходит тренировочный лагерь, а болельщики могут лицезреть это действие совершенно бесплатно.

Но мы здесь не ради этого. Да и вряд ли это интересует болельщиков в футболках «Ювентуса» и «Ромы» с флагами Хорватии и Боснии, коих у стадиона великое множество. Сегодня нет Месси и Неймара, зато есть Марио Манджукич и Эдин Джеко, ради которых сюда съехалась чуть ли не вся югославская диаспора Штатов. Примечательно, что матч в итоге закончился 1-1 после обмена голов этих форвардов.

География сегодня не такая обширная, как на прошлой неделе в Нью-Джерси, но латиноамериканцев тоже много, уже чаще встречаются и англоговорящие американцы. Но и посещаемость, учитывая местоположение и отсутствия Барселоны, не сравнима с матчем в Ратерфорде, где был полный стадион. В Фоксборо собралось меньше сорока тысяч.

Вокруг стадиона никакой предматчевой активности нет, даже палаток, всё - внутри.

Матч-дэй однозначно лучше был представлен в Фоксборо, хоть и не какой фан-зоны здесь не было. Зато кейтеринг на любой вкус, минимум очередей и больше официальной атрибутики. Да, здесь в течение всего матча весь ассортимент от "Ромы" и "Юве" был на прилавках. Плюс отдельные точки с сувениркой турнира. Не поверите, но на «Метлайф» и этого было по минимуму. Никаких программок, никаких двойных шарфов - то ли все это раскупили, то ли этого и не было вообще. Ни на первом, ни на втором стадионе не было главного официально магазина, набитого атрибутикой, представленных команд. Только палатки с минимальным набором: форма, футболки, шарфы. 

Естественно, я рассчитывал на большее, хоть и понятно, что завозить сюда больший ассортимент - вызовет больше затрат. С другой стороны, у того же «Ювентуса» это один из первых матчей с новым логотипом, который надо продавать каждому болельщику. Но здесь они этого не делают. И это странно.

Есть вопросы и к ассортименту. Например, незаменимый атрибут местного болельщика - клубную кепку, я так нигде и на нашёл. Зато за 30$ с прилавка можно купить... гетры. Что касается остальных цен, то за игровую футболку любого клуба предсезонного турнира нужно выложить 110-120 долларов, за шорты, так же как и за шарф - 45$, за полотенца - 30$, за повседневные клубные футболки (один-два вида максимум) -40-60$, а за аксессуары 5-10$. Игровая программка с матча - 10 долларов! Так меня не грабили даже в Англии. Единственный бонус, который получит обладатель билета на игру - промокод на бесплатную доставку атрибутики по всему миру через онлайн-магазин. Но он действует только неделю.

В этот раз я уже больше наслаждался самим футболом, дабы и билеты на матч вышли мне всего в 35 баксов. А команды доиграли до пенальти, где сильнейшим был клуб из Турина. Красота!

Теперь немного лирики. Международный кубок чемпионов - прекрасный предсезонный турнир с учётом того, что кроме США он проходит также в Азии, Австралии, Центральной Америке и Европе, почти ежегодно меняя локации принимающих городов. Правда, Европе такие матчи не очень интересны, что подтверждает посещаемость. В 2017 году, когда игры проходили в США, Сингапуре и Китае средняя посещаемость турнира была почти 49 тысяч зрителей, когда в этом году благодаря участию семи стадионов из Европы, посещаемость упала до отметки 39 316 зрителей. Матч «Интер» - «Челси» на стадионе в Ницце собрал позорные 8 тысяч. 

Если продумать возможность спортивной составляющей, тогда интерес к турниру заметно возрастёт. Товарищеские матчи можно превратить в неформальный клубный чемпионат мира. Здесь все зависит от фантазий и возможностей календаря, с финансами у турнира проблем нет и это совершенно точно.

Но лично у меня вызывают вопросы моменты по работе с болельщиками. Это касается как самой организации, так и отдельных клубов. Во-первых, однозначно у турнира есть проблема с информативностью. Есть ощущение, что менеджеры думают, что раз в городе N играет «Тоттенхэм» - ПСЖ или «Атлетико» - «Милан», то люди и так придут. Это ведь гранды, их знают все. К отдельным вывескам это, может, и не относится, но, например в том же Бостоне за неделю до матча в Фоксборо, я не нашёл ни одной афиши к предстоящего матчу. А ведь стадион был пуст больше чем на треть.

Тот же МЛС не стесняется в своих социальных сетях делать посты на испанском языке, а вот официальный сайт ICC (International Champions Cup), ровно как и соц. сети работают только на английском языке. Сингапурская версия сайта, например, и вовсе не обновляется после последнего проведённого матча летом. Об этой аудитории вспоминают только тогда, когда там решают проводить матчи и нужно получить доход. Турниру, на мой взгляд, не хватает какой-то стратегической работы.

Я не нашёл организованных автограф-сессий команд, не было городских фан-зон, локальные фан-клубы не посетил ни один игрок ни одной команды. Кроме открытых для болельщиков тренировок отдельных команд и вспомнить в не матчевые дни нечего. Хотя даже от матч-дей тех двух матчей, что я посетил летом 2017, я ожидал большего. 

Посмотрите на игры НФЛ в Лондоне - это целая программа из нескольких шоу, кульминацией которого является матч. Разумеется, Уэмбли заполняется не без этого. НФЛ интереснее англичанам, чем соккер американцам или все-таки соккер не достаточно продвигается в США? На мой взгляд, второе. Клубам во время таких дальних турне нужно проводить больше мероприятий с болельщиками, как они умеют это делать у себя дома. Тогда такие матчи будут интересны не только местным диаспорам и туристам, но и типичному местному населению. Кстати, в следующем сезоне в Лондоне сыграют команды из МЛБ (главной бейсбольной лиги США). 

Как Барселона работает с болельщиками дома?

Как Ювентус работает с болельщиками дома? 

Все это я говорю к тому, что пока, кажется, европейские клубы недостаточно используют данный турнир для работы со своей многомиллионной аудиторией. А ведь, если  доработать этот мини-чемпионат как со спортивной составляющей, так и с правильным продвижением и работой с болельщиками, то его можно сделать настоящей предсезонной конфеткой, а может и чем-то большим. Гораздо большим.

P.S.

Задним числом я сильно пожалел о том, что не поехал на пару часов раньше заглянуть на тренировочный лагерь "Патриотов". В тот день развлекательная программа возле поля с небольшой трибуной была в разы интереснее, чем на 62-тысячном стадионе, где играли лучшие команды Италии. Посмотрите фотографии по ссылке. Это просто обычная предсезонная тренировка. 

https://www.patriots.com/trainingcamp/

P.S.S.

С «Ромой» мы не прощаемся. Совсем скоро вас ждёт обещанный материал с маршрута Рим, стадион "Олимпико" - Москва, стадион "Лужники". Эксклюзивные кадры с замеса с Римской полицией, в который я попал у Олимпийского стадиона, общение с выездными болельщиками обеих команд, провокации со стычками на гостевых секторах в Риме и Москве. Следите за блогом!